Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Педагогика".
1. Понятия «педагогическая технология». Некоторые ученые под педагогической технологией понимают совокупность методов, средств, приемов, используемых в обучении для достижения положительного результата. Другие авторы считают, что педагогическая технология – это совокупность определенных действий (операций) педагога и учащихся по достижению педагогических целей. Таким образом, любой процесс обучения определяется дидактической задачей (цель и содержание обучения) и технологией обучения (средства, методы, формы обучения). Кроме того, необходимы контроль и коррекция знаний, умений, навыков.
Рассмотрим более подробно указанные выше компоненты.
1.Целеполагание. Четкая и последовательная разработка целей обучения позволяет описать, а затем и реализовать педагогический процесс, адекватный заявленным целям.
2. Содержание. Эффективность педагогической технологии зависит от того, насколько четко структурирована, упорядочена и уплотнена информация, подлежащая усвоению.
3.Дидактические средства. Этот структурный элемент — один из центральных в современных педагогических технологиях, поскольку комплексное применение разнообразных дидактических средств, в том числе технических средств обеспечения и мультимедийных средств, позволяет интенсифицировать процесс усвоения учебного материала в направлении самостоятельного приобретения обучаемыми знаний, умений и навыков.
4.Контроль качества усвоения материала. Он определяет уровень приближения к цели при заданной организации педагогического процесса, а также позволяет установить, насколько реальное развитие личности обучаемого соответствует предполагаемой модели, конструируемой в момент описания педагогической технологии.
5.Коррекция. Усиление диагностических функций обучения позволяет преподавателю-разработчику решить одновременно несколько задач: и осуществить обратную связь, и определить степень мотивации к учебной деятельности, и скорректировать последующую работу по организации всего педагогического процесса в рамках заданной педагогической технологии.
Педагогическое проектирование – создание образа предполагаемого педагогического объекта. Это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Проект - это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Этапы педагогического проектирования: педагогическое моделирование (создание идеи или модели проекта), проектирование (конкретизация модели доведения ее до уровня практического использования), конструирование (детальная разработка проекта, проработка).
4. Концепция технологического образования школьников, принятая ныне за основу, утверждает триединую задачу образовательной области «Технология»:
•повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса;
• обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;
• воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).
Очевидно, что в рамки задач «Технологии» органически вписываются:
• формирование у учащихся политехнических знаний об основах наиболее распространенных и перспективных технологий и экологической культуры;
• рациональное объединение при трудовом обучении в систему умственных, сенсорных и физических действий;
• развитие творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, что необходимо в условиях конкуренции;
• привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи;
• умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу при реализации собственной продукции и услуг.
Содержание предмета «Технология» предусматривает пять основных разделов (включая черчение), по каждому из которых разработан свой базовый модуль, и пять разделов (информационные технологии; художественная обработка материалов; основы предпринимательства; профессиональное самоопределение; основы проектирования), содержание модулей у которых также определено, но они не имеют самостоятельного статуса.
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. Содержание элективных курсов может описываться в форме примерных учебных программ, но фиксации в форме государственного образовательного стандарта оно не подлежит.
Программа каждого элективного курса может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов (из расчета по 2 часа в неделю в течении одного полугодия). Возможны курсы по 17 часов (4 курса за год).
5. принципы трудового и профессионального обучения - руководящие положения, лежащие в основе трудового (профессионального) обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.
В настоящее время в обучении число дидактических принципов относительно стабилизировалось. Мы уже говорили, что есть нормы организации учебного процесса, не подверженные конъюнктурным факторам, которые использовались и будут использоваться в трудовом обучении. Перечислим их:
-принцип наглядности;
-принцип научности;
-принцип систематичности и
-принцип доступности и
-принцип сознательного и
-принцип прочности знаний
-принцип связи теории с
-политехнический принцип
6.система - дидактическая категория, предполагающая единство содержания, методов и организации обучения и определяющая структуру и последовательность изучения учебного материала.
-предметная (вещевая)
-операционная
-операционна-предметная
-моторно –тренировачная
-оперативно-комплексная (Макаренко)
-технологическая
-конструкторско-
8. Форма обучения – это вид организации взаимодействия учащихся в учебных группах между собой и учителем в рамках того или иного занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная).Под формой организации обучения ученые понимают вид занятия, которому свойственны систематичность, целостность, саморазвитие, постоянное число учащихся, место и время его проведения. Основными формами организации обучения учащихся в школе являются урок в учебных мастерских, экскурсия, лабораторно-практическая работа и др.
В зависимости от дидактических целей уроки технологии делятся на следующие основные типы:
-урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);
-урок формирования умений и
навыков (главный этап —
-урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от учителя особенно тщательной подготовки);
-комбинированный урок (при его
проведении решаются
Структура комбинированного урока обычна такова:
1. организация обучающихся;
9. Под методом обучения мы будем понимать способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных и развивающих задач.
Методы обучения классифицируются:
- по способу передачи информации (словесные, наглядные, практические);
- по степени активности
- по целям обучения (методы формирования знаний, методы формирования умений, методы закрепления знаний и умений, методы контроля знаний и др.)
Л.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным.
Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод.
Проблемный метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений
Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащихся
Исследовательский метод.
-Словестные(рассказ, беседа,письменное инструктирование)
-Наглядны(Показ трудовых приемов,сам-е наблюдение,экскурса)
-Практические(тренажеры,см.
19. 1.Анализ рынка товаров и услуг. Выбор объектов труда и продукции школьного предприятия. Прогнозирование цены продаж.
2. Разработка
технологии изготовления
3. Анализ
возможностей производства
4. Разработка
первоначального варианта
5. Расчет
экономических показателей
6. Анализ
результатов расчета
- по видам,
объему и цене продаж
- в форму организации производительного труда;
- организационную
структуру школьного
7. Разработка
бизнес-плана школьного
8. Подготовка
документов к регистрации
15.№, кол-во часов, тема урока, дидактическая цель, технические сведения, практич. Раб.(объект труда), межпредметные связи, средства обучения, примечание.
При распределении материала темы на уроки следует руководствоваться следующими правилами:
- как правило, по технологии планируются «сдвоенные уроки» (90 мин).
- новый изучаемый материал
- материал урока по содержанию
должен иметь относительно
- последовательность
- при определении объема
25. Известно, что современное производство прежде всего производство машинное. На современных крупных предприятиях труд преимущественно механизирован и автоматизирован. Исходя из того, что условия работы в школьных мастерских должны быть максимально приближены к производственным, труд учащихся должен был бы быть преимущественно станочным. Однако учащиеся работают не только на станках, но большую часть времени занимаются ручной обработкой древесины и металлов. Последнее обусловлено важностью ручных операций для физического развития учащихся. Кроме того, профессия слесаря — одна из самых распространенных в современном производстве — требует умения многие работы выполнять вручную, хотя и с применением приспособлений, механизмов, облегчающих труд. Подобным образом можно сказать и о профессии столяра. Она также широко распространена.
Поэтому тот факт, что учащиеся на занятиях в мастерских знакомятся в основном с приемами ручного труда, нельзя рассматривать как снижение политехнических требований к трудовому обучению, особенно если учесть, что учитель в ходе учебного процесса должен всегда связывать вопросы ручной и машинной обработки материалов.
При обучении учащихся станочным операциям и при ознакомлении с общими сведениями о технологических машинах перед учителем труда, кроме общих учебно-воспитательных задач трудового обучения, ставятся следующие основные задачи:
1) раскрыть преимущества
машинного труда по
сравнению с ручным;2) познакомить
с общим устройством