Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Агентство образования администрации
Красноярского края
Краевое государственное
бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Красноярский педагогический колледж
№2»
Экологические
праздники и досуги
Контрольная
работа по дисциплине
«Методика экологического образования
дошкольников».
Выполнила: Попова Е.Г., группа
18
Проверила: Борбат Н.А.
Красноярск,
2010
План
- Введение.
- Педагогическая значимость праздников и досугов.
- Тематика и содержание праздников и досугов для детей дошкольного возраста.
- Методика организации и проведения праздничных мероприятий в ДОУ.
- Заключение.
- Список литературы.
- Приложение.
Введение
В современном мире человечество
вступает в новую эпоху своих взаимоотношений
с природой. Вся предшествующая история
развития человеческого знания была связана
с потребностью познания и преобразования
окружающей действительности, что сформировало
антропоцентрический характер науки и
практики, неприемлемый в современных
условиях. В настоящее время резко
возросли требования к экологическому
воспитанию молодого поколения на всех
этапах его развития и, в частности, к начальному
этапу. Особая роль в этом процессе принадлежит
ДОУ. Для современного экологического
образования дошкольников характерна
потребность в развитии осознанно-правильного
эмоционального отношения детей к природе.
Экологическое воспитание по своему содержанию
шире, чем природоохранительная работа
в ДОУ. Все выдающиеся мыслители и педагоги
прошлого придавали большое значение
природе как средству воспитания: Я. А.
Коменский, К. Д. Ушинский, В. А. Ситаров,
Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, Н. Н. Вербитский
и другие.
Цель дошкольного экологического
образования заключена в воспитании
начальных форм экологической культуры
детей, выработка первоначальных практических
навыков гуманно-осознанного и
эмоционально чувственного взаимодействия
с природными объектами его ближайшего
окружения. Дошкольный возраст —
самоценный этап в развитии осознанно-правильного
отношения к природе. В этот период
происходит качественный скачок, в
значительной степени определяющий
процесс развития экологической
культуры личности в дальнейшем, выражающийся
в формировании у ребенка эмоционального
осознанно-правильного отношения
к окружающему миру, в том, что
он начинает выделять себя из окружающей
среды. Исходным звеном воспитания осознанно-правильного
отношения дошкольника к природе
является система конкретных знаний, отражающая
ведущие закономерности живой природы.
Жизненный путь человека с самого первого
шага не мыслим вне живого мира. Однако
проблема взаимоотношений ребенка с природой
еще полностью не исследована. Вот почему
изучение экологического сознания и установление
закономерностей его формирования уже
в дошкольные годы так важна для воспитания
подрастающей личности.
Главной формой экологического
воспитания детей в ДОУ являются
занятия, на которых дети познают
огромный и интересный мир природы.
Но самым эмоциональным и увлекательным
познанием природы являются праздники
и досуги.
Педагогическая
значимость праздников и досугов
Праздник - это особое состояние
души, эмоциональный радостный подъем,
вызванный переживаниями какого-либо
торжественного события. В жизни
человека тесно переплетается личное
и общественное. Праздник всегда выполнял
важные общественные функции, имел глубокий
смысл, в нем человек ощущал себя
личностью членом коллектива. Праздник
является специфичной формой коллективного
единения, где выражается общее настроение
и сопереживание участников. Он обусловлен
динамикой социального бытия, в котором
отдельные периоды жизни осознаются и
переживаются людьми особым эмоциональным
образом, диктуют им иной, нежели в будничное
время, способ поведения и деятельности,
предполагая непосредственное участие
в праздновании. В условиях нарастающих
кризисных явлений в духовной жизни всего
общества, в том числе детей и подростков,
особую социально-педагогическую значимость
приобретает обоснование содержания и
методов организации праздничных форм
досуговой деятельности, которая способствует
становлению и развитию личности ребенка.
Празднично-досуговая деятельность детей
отличается особым динамизмом, появлением
неожиданных видов и форм. Досуг большей
части детей, часто практически не контролируемый,
отличается сложностью и противоречивостью.
С одной стороны, дети имеют возможность
выбирать занятия на досуге по собственному
желанию, с другой, - нередко не готовы
к выбору видов деятельности, способствующей
полноценному формированию личности,
охотно перенимают модели заполнения
свободного времени, далеко не всегда
содействующие их физическому и психическому
развитию.
Детский праздник - важная часть
жизни ребенка, это радостное
событие, которое позволяет расслабиться,
встряхнуться, забыться, а порой
и просто отдохнуть от будней. И
уже почти афоризмом стали
слова: “Без праздников не бывает детства!”
Праздники духовно обогащают
ребенка, расширяют его знания об
окружающем мире, помогают восстанавливать
старые и добрые традиции, объединяют
и побуждают к творчеству.
Значение праздников и
досугов как формы экологического
воспитания детей трудно переоценить.
Как показывают многие исследования,
гармоничное становление личности
ребенка не возможно без эмоционального
отношения к окружающему миру.
Для того чтобы преодолеть расхождения
между знаниями моральных норм и
реальным поведением детей, необходимо,
чтобы возникло не только понимание
той или иной ситуации, но и положительное
отношение к событию. Эмоциональное
развитие, "воспитание чувств" детей
осуществляется под воздействием взрослых,
которые как бы задают ребенку эталон
эмоционального отношения к окружающему,
в том числе и к природе. Роль праздников
и досугов заключается в сильнейшем воздействии
на эмоциональную сферу личности ребенка.
Они несут в себе определенную нагрузку
в соответствии с особым содержанием.
В таких праздниках важно не столько воспроизведение
знакомых музыкальных произведений, стихотворений,
игр, отгадывание загадок на тему природы,
сколько включенность детей в переживание
событий в осознании экологических проблем,
доступных пониманию детей. Проживание
ребенком событий, различных ситуаций,
накопление опыта при решении экологических
проблем в соответствии с принятой на
себя ролью является основой для последующего
выбора правильных способов поведения
в аналогичных или похожих ситуациях.
В числе важных факторов, влияющих на экологическое
воспитание в ходе праздников и досугов,
является деятельность ребенка в коллективе
сверстников. Здесь ребенок проявляет
свои способности, самоутверждении, совершает
поступки в соответствии с нравственными
эталонами, глубже осознает, как надо поступать
в том или ином случае.
Педагогический смысл
праздников и досугов заключается
в том, чтобы вызвать у детей
положительный эмоциональный отклик
на их природное содержание. Эмоции
рождают отношение, воздействуют на
личность ребенка в целом, поэтому
праздники и досуги следует проводить
регулярно, завершая ими сезон или
какой-либо содержательный блок, но не
чаще одного раза в 1,5—2 месяца. В ходе
праздников экологической направленности
дети не только получают положительные
эмоции, у них формируются элементарные
экологические представления о
природе, понимание важности охраны
окружающей природы; гуманно-деятельное
отношение к природе, выраженное в бережном
и заботливом отношении к живым существам,
а также осознание выполнения определенных
норм поведения.
Тематика
и содержание праздников и досугов
для детей дошкольного возраста.
Экологические праздники
могут быть посвящены временам года,
урожаю (осенью); снежной и ледяной скульптуре
(зимой); весеннему возрождению
природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные
воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного
характера.
Одним из наиболее
значимых является праздник, посвященный
Дню Земли: он создает представление о
планете в целом показывает ее значение
для людей, пробуждает любовь к своей Родине
и природе как ее важной части. Сценарии
праздника могут быть различными, но в любом
варианте должны быть стихи и песни, прославляющие
лес, поле, речку, родные просторы, a также
национальные и фольклорные танцы. Важным
моментом праздника является совместное
исполнение детьми, педагогом и родителями
торжественных песен, что символизирует
любовь к Земле всех людей.
Интересны праздники,
посвященные писателям и поэтам,
произведения которых дети хорошо знают.
Например, в подготовительной группе можно
организовать праздник, посвященный А.С.Пушкину.
Чтение отрывков из произведений, воспевающих природу, может сочетаться
с театрализованными постановками сказок
поэта (или отдельных их фрагментов). В
сценарий можно включить стихотворения
«Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения
Онегина» («Гонимы вешними
лучами», «Уж небо осенью дышало «Зима! Крестьянин,
торжествуя...», «Вот север, тучи нагоняя...»,
«В тот год осенняя погода...»),
а также из поэмы «Цыганы» и других произведений. Поэтические
праздники могут носить
сезонный характер: например, в сценарий
«Зимушка-зима» включаются
стихотворения разных поэтов (А.С.Пушки
на, Н.А.Некрасова, С.А.Есенина) — дети узнают,
что красота зимы у многих вызывает сильные
чувства. В старшей группе праздники
могут быть построены на произведениях
С.Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И.Чуковского,
у которых много стихов о животных,
написанных с любовью к ним. Чаще, чем праздники,
проводятся досуги на самые разные
темы — их
организует воспитатель. Интересно
проходят досуги с участием кукол (концерты
для них, чаепития с ними). Например, досуг
«Елка для кукол» может быть проведен
в конце декабря во всех возрастных группах,
он станет своего рода репетицией перед
Большим праздником. К этому времени дети
уже знают много новогодних песен, игр, стихотворений.
Воспитатель готовит елку для кукольного уголка,
дети украшают ее, наряжают кукол в чистые
и красивые одежды, сажают на стулья. Ребята-артисты
выступают перед ними, берут их в некоторые
игры, а потом вместе пьют чай, угощая кукол
печеньями, конфетами.
Методика организации
и проведения праздничных мероприятий
в ДОУ
Организуя детский праздник, во-первых, нужно
рассматривать его как важную самостоятельную
форму культурно-досуговой деятельности.
Во-вторых, не забывать о том, что его можно
характеризовать как целостную структуру,
все компоненты которой находятся в тесной
взаимосвязи и взаимодействии. В-третьих,
необходимо помнить, что эта форма имеет
свои характерные особенности (определенные
временные рамки, локализованные характерные
площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный
настрой, детская аудитория).
Сценарий детского праздника
– это подробная литературнотекстовая
и организационная разработка содержания
и хода театрализованного действия.
В нем последовательно, взаимосвязано
излагается все, что будет происходить.
В сценарии раскрывается тема, показываются
авторские переходы от одной части
действия к другой, вносятся используемые
художественные произведения или отрывки
из них. Приемы активизации участников
праздника, описание художественного
оформления и специального оборудования
также включаются в сценарий. Таким
образом, сценарий мероприятия представляет
собой последовательно разработанную
педагогическую программу организации
праздничной деятельности.
Работа над сценарием
включает в себя несколько этапов.
1й этап – определение
идейно-тематического замысла праздника
– четкое формулирование темы
и идеи, которые тесно связаны,
но отличны друг от друга.
Тема – круг жизненных событий,
явлений, которые найдут свое
отражение в сценарии. Идея –
это основная мысль, оценка
изображаемых событий или то,
ради чего автор хочет рассказать
детям о чем-либо. Идея наших
праздников состоит в том, чтобы
через песни, танцы, игры пробудить
интерес к творчеству. Тема праздника
задается в сценарии, как правило,
с самого начала. К идее, как
общему главному выводу, подводят
в процессе театрализованного
действия. В сценарии детского
праздника обязательно должен
быть сюжет, т. е. развитие
событий, выявление характеров
в действии, основной конфликт. Поиски
яркого, интересного материала для
организации сюжета – неотъемлемая
часть работы над сценарием.
Для его построения необходим
особый сценарный ход – своеобразный
прием расположения материала,
который пронизывает все содержание
и является как бы цементирующим
началом.
2й этап – построение
композиции – реализация сюжета
и конфликта в развивающемся
конкретном сценическом действии.
Композиция – организация действия,
соответствующее расположение материала
– включает в себя: