Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 20:07, курсовая работа
У младших школьников оно призвано формировать первые представления об окружающем мире, живую и неживую природу, отношение к природе, что проявляется в конкретном поведении на эмоциональном уровне. На втором (5-7 7 классы) и третьем (8-9 классы) этапах происходит накопление знаний о природных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, формирование навыков анализа и прогнозирования нескладних экологических ситуаций, закрепления нормативных правил поведения в окружающей среде.
Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………………………5
1 Сущность экологического воспитания……….…………………………………5
2 Задачи и значение экологического воспитания……………………………….10
Заключение………………………………………………………………………16
Глоссарий………………………………………………………………………...18
Список использованных источников…
Сущность экологического воспитания определяется, также, его задачами, которые предполагают формирование:
- потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
- установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
- убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
- потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний. Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников в той или иной мере всегда сочетая обучение и воспитание, направлена на формирование экологической ответственности к окружающей среде.
Задачи экологического воспитания состоит в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формировании умения и навыков деятельности в природе.
Многие ученные выделяют такой список задач экологического воспитания:
1.Воспитание умений строить свои отношения с природной и окружающей средой;
2.Включение студентов в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
3.Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
4.Воспитывать созидательное отношение к окружающей среде;
5.Достижение с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения включающие в себя выработку активной гражданской позиции;
6.Модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов студентов в играх, учебе, делах, общении;
7.Организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия;
8.Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
9.Понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
10.Привитие бережного отношения к окружающей среде;
11.Прививать необходимые практические навыки и умения поведения на природе;
12.Развитие эмоциональной чувственной сферы студентов, способности восторгаться прекрасным, сопереживать;
13.Развитие ценностных ориентаций и норм отношения к окружающей среде;
14.Реализация познавательных и других интересов и потребностей студента через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, туризма и краеведения;
15.Развитие у студентов личного экологического опыта по взаимодействию с окружающим миром;
16.Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
17.Развивать интерес к экологии как к науке;
18.Создание опыта творческой деятельности в процессе проведения исследовательской и проектной работы;
19.Улучшение экологического состояния окружающей среды;
20.Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
21.Формирование знаний о природе, воспитание нравственного отношения к среде обитания;
22.Формирование у студентов понимания значимости жизни как высшей ценности;
23.Формирование нравственной экологической позиции личности;
24.Формировать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;
25.Формирование стремления к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
26.Формирование понятия о взаимосвязях в природе;
27.Формировать потребность в здоровом образе жизни;
28.Формировать у обучающихся научное экологическое мировоззрение;
29.Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
30.Экологическая и природоохранная пропаганда на занятиях и внеклассных мероприятиях.
Как известно, есть «время разбрасывать камни» и есть «время собирать камни». И последнее уже приблизилось. Если не будет любви как основы, сколько бы знаний человек ни приобрел, они не станут созидательными. Поэтому истинная
экология как наука должна быть знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом. Такая же задача стоит и перед экологическим воспитанием и образованием дошкольников. Сколько бы ребенок не запоминал Растений, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь-все бесплодно.
Любое воспитание ; экологическое, нравственное, эстетическое, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Сердце есть источник человечности в человеке. Наша цель-воспитание более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека. Способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости залог нравственного здоровья В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природепытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение опыта полными, верными, и яркими образами природы.
Экологическое воспитание участвует во всестороннем развитии дошкольников. Успешность умственного, физического, психического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осознает окружающее. Богатым источником является природа.
Ещё одним важным направлением в развитии должно стать формирование у детей первоначальных знаний практически на каждом занятии, это как обучение математике при ознакомлении с природой, общаясь с природой, ребенок лучше понимает математические понятия, отношения между ними, учится логически мыслить особенно эффективно способствует такое действие как сравнение, преобразование, счет, измерение, моделирование.
Так же экологическое воспитание присутствует на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой и театрализованной деятельностью. Например: Подготовка и проведение экологических праздников, инсценировок, разыгрывание потешек связанных с животными и средой их обитания. При этой подготовке дети узнают о повадках животных, о том, что их
нужно защищать от браконьеров, оберегать их «дом»- среду обитания.
Можно развивать дошкольников, и во время физического воспитания : включая в работу и занятия подвижные игры (имитация движения животных, роста растений, походы по экологической тропе, экскурсии, обучения правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.
В изобразительной деятельности. Закрепление знаний экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки, изготовлении глиняных игрушек, живопись;
Изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам (поделки, коллажи, макеты из бросового материала) .
Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы. Так же способствует экологическому воспитанию, -это звуки природы, классические произведения, песни о природе, постановка танцев (танец цветов и т. д.) .И прослеживается работа по использованию фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки) .
Большое значение придается ведущей форме деятельности детей игре (подвижные, самостоятельные игры, экологического и природоведческого содержания) .
Так, развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры превращения направленные на возникновение любви к животным, растениям, объектам неживой природы.
Огромное значение в экологическом воспитание имеет так же исследовательская деятельность, проведение опытов, наблюдений. Ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты, и даже пробывать их на вкус, если это безопасно, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы.
В целом любая деятельность, любое занятие включает бережное отношение к обьектам окружающего мира, умение видеть красоту, формирование представлений о природных объектах, явлениях, закономерностях, привития навыков экологически
грамотного поведения в природе и в быту; умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Несколько обобщая, можно сказать, что упор на чувства в процессе экологического воспитания, конечно, должен использоваться в качестве педагогического приема, но он один не может решить полностью проблему формирования научного экологического сознания. Было бы правильнее считать, что этот способ должен использоваться как база для последующего воспитания, подобно тому как удобрения подготавливают почву для будущего урожая.
Большая роль в формировании готовности сознания принять реальные экологические закономерности принадлежит научно-популярной литературе, статьям в специальных журналах, а также материалам, адресованным широким слоям населения, в газетах, радио и особенно на телевидении.
Говоря о формировании готовности сознания к научному познанию экологических проблем, нельзя не остановиться на таком мощном факторе непрямого воздействия, как художественная литература. Диапазон средств, используемых при этом, практически неисчерпаем.
И в заключение данного курсового исследования хотелось бы сделать некоторые выводы для обобщения изложенной в работе информации.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях: И.А.Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и др. В настоящее время в периодической печати выходит большое количество статей, публикаций, посвященных проблемам экологического воспитания дошкольников; разработано и разрабатывается огромное количество программ экологического воспитания личности. Тем не менее какого-либо целостного взгляда, подхода к проблеме экологического образования до сих пор не сложилось.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту). Основу экологической культуры составляет понимание детьми идеи единства и взаимосвязи живого и неживого в природе.
Главным результатом освоения детьми экологических знаний становится развитие экологического (гуманного, природоохранного) отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь.
Проблема экологического воспитания возникла в связи с исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе.
Психическое развитие ребенка на каждом возрастном этапе отличается особенностями, которые накладывают отпечаток на специфику всех структур его деятельности, на образное видение мира. Формирование образа мира начинается с построения отношений ребенка с ним.
Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др.
Особенностью авторских технологий экологического образования является то, что в них раскрыта идея единства человека и природы. Человек рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания; отражается система взаимодействия, человека и природы, влияние человека на окружающую среду и природы на человека. Человек рассматривается как разумное существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Ге́рберт Спе́нсер |
(27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон)
— английский философ и |
2 |
Социализация |
процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе |
3 |
Катастрофа |
происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации, повлёкшее за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта. |
4 |
Эстетика |
философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. |
5 |
Личность |
понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. |
6 |
Менталитет |
душа, дух (в более узком смысле - ум) и лат. alis – другие) – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека. |
7 |
Общество |
в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. |
8 |
Экология |
наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. |
9 |
Симпатии |
чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности к человеку. |
10 |
Коммуникация |
«передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) |