Экспериментальная работа по использованию наглядных пособий в процессе обучения математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 06:44, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования: методика использования средств наглядности на уроках математики начальных классов.
Цель исследования – рассмотреть средства наглядности и изучить вопрос об их использовании в процессе обучения математике в начальных классах.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы использования наглядных пособий при изучении математики в начальной школе
1.1. Принцип наглядности в обучении
1.2. Наглядные пособия: классификация, практическое применение
1.3. Особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов
1.4. Использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе
Глава II. Экспериментальная работа по использованию наглядных пособий в процессе обучения математике
2.1. Диагностика уровня математического развития детей младшего школьного возраста
2.2. Организация работы по использованию наглядных пособий в процессе обучения математике
2.3. Оценка эффективности использования средств наглядности на уроках математики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Средства наглядности и их использование в процессе обучения математике в начальных классах.docx

— 113.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1. Фрагменты конспекта урока с использованием наглядных средств обучения

Тема: Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Цели: 1. Формирование понятия числа 6. Познакомить с образованием числа 6, с цифрой 6.

Продолжать обучение счету.

Упражнять в сравнении чисел.

Упражнять в письме цифры 6.

2. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.

3. развивать логическое  мышление.

Оборудование:

1. Набор цифр и знаков.

2. Наборное полотно.

3. Касса цифр и букв.

4. Счетные палочки.

5. Набор кубиков

5. Натуральный ряд чисел.

6. Предметные картинки  для счета.

Ход урока:

  1. Наглядные пособия, используемые на этапе повторения:

а. Счетный материал для повторения состава чисел:

    • Положите перед собой 3 красных кружка.
    • Сколько кружков надо добавить, чтобы получилось 4 кружка?
    • Положите 3 треугольника, добавьте еще столько, чтобы получилось 5 треугольников.
    • Положите 5 картинок с огурцами.
    • Что надо сделать, чтобы получилось 4 огурца?

б. Натуральный ряд чисел (на доске, на плакате)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  • Назовите соседей числа 3; 8.
  • Какое число предшествует при счете числу 6, числу 2, числу 10?
  • Какое число следует при счете за числом 5, 1, 7?

в. Карточки с цифрами.

  • Покажите мне ту цифру, которая соответствует количеству предметов на наборном полотне.

г. Сигнальные знаки. Правильно + ; неправильно –

 

1. 5 – 1 = 4 2. 4 – 2 = 3 3. 4 + 1 = 5

 

  1. Наглядные пособия, используемые на этапе изучения нового материала:

а. Образование числа 6 (карточки, счетный материал)

    • Покажите, как имея 5 квадратов, выставленных на наборном полотне сделать так, чтобы их стало 6? (Добавляют еще квадрат)
    • Давайте запишем пример 5 + 1 = 6
    • Кто может найти эту цифру ? (Находят карточку с цифрой 6)

б. Кубики.

Составляются столбиком кубики по 5 и 6 штук для сравнения чисел 5 и 6.

  • Сколько красных кубиков? – 5
  • А синих? – 6
  • Каких кубиков больше? – синих
  • На сколько синих кубиков больше, чем красных? – на один.
  • А на сколько красных кубиков меньше, чем синих? – на один.
  • Какое число больше 5 или 6? – 6
  • Запишем! 6 5
  • Какое число меньше? – 5
  • Запишем! 5 6
  1. Наглядные пособия, используемые на этапе закрепления:

а. У Маши 6 яблок (на наборном полотне).

  • Как их можно разложить в две корзины? (дети раскладывают и каждый раз записывают пример)

 

0 + 6 = 6

1 + 5 = 6

2 + 4 = 6

3 + 3 = 6

4 + 2 = 6

5 + 1 = 6

6 + 0 = 6

 

Закрепляют состав числа 6.

б. На одной тарелке 6 огурцов на другой 5.

  • На какой тарелке огурцов больше? (на первой)
  • Почему? (потому что 6 > 5)

 

Приложение 2. Фрагменты конспекта урока с минимальным использованием наглядных средств обучения

Тема: Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Цели: 1. Формирование понятия числа 6. Познакомить с образованием числа 6, с цифрой 6.

2. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.

3. развивать логическое  мышление.

Оборудование:

1. Набор цифр и знаков.

2. Наборное полотно.

3. Касса цифр и букв.

4. Счетные палочки.

5. Набор кубиков

5. Натуральный ряд чисел.

6. Предметные картинки  для счета.

Ход урока:

1. Повторение  устно.

А. Состав числа:

  • 4 это 3 и …
  • 2 и …

б. – Сколько надо прибавить к 3, чтобы получилось 5?

  • А что надо сделать, чтобы получилось 2?

в. – Назовите соседей чисел 4, 7, 9.

  • Какое число предшествует при счете числу 8, 2, 5?
  • Какое число следует за 3, 6, 9?

г. Сколько у меня яблок? (картинки) (хором) 3, 5, 1.

2. Изучение  нового материала.

а. У меня 5 кружков. Что надо сделать чтобы их стало 6? (добавить еще один)

  • Запишем 5 + 1 = 6
  • Найдите эту цифру в кассе.

б. «>», «<», «=») устный разбор, затем письменно

 

5…6         2…1     4…4

3…5                       6… 6              2…4

 

3. Закрепление.

 

6 + 0

5 + 1

4 + 2

3 + 3

2 + 4

1 + 5

0 + 6

 

Записывают все получившиеся примеры.

 

Приложение 3. Уроки с использование дидактических игр и средств наглядности

«Незадачливый математик»

 

На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:

 

2 + 6 =  1 … 8 = 9

… - 2 = 8 7 - … = 5

9 … 3 = 6  8 + 1 = …

 

Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листики с записанными на них цифрами (2, 8, 10, 9, +, -) и фигурка медвежонка. Предлагается следующая ситуация: медвежонок решил примеры и ответы записал на кленовых листочках. Подул ветер – и листочки разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места.

Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

 

«Точно по курсу»

На доске записываются примеры без ответов:

 

5 – 3 = … 7 + 2 = … 1 + 5 = …

10 – 2 = … 4 + 3 = … 6 – 3 = …

6 + 4 = … 9 – 5 = … 10 – 5 = …

 

Внизу на доске под примерами выстраиваются кораблики. На парусе каждого из них записаны цифры (8, 2, 9, 10, 7, 3, 4, 6, 5), которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске, на каждом парусе записан только один из вышеперечисленных ответов.

Изготовить кораблики для этой игры можно быстро и просто: вырезаются два одинаковых четырехугольника в форме лодочки и склеиваются в виде кармашка. В кармашек вставляется карточка с цифрой. Получается кораблик с парусом.

Детям предлагается такая ситуация: в море начался шторм, и корабли сбились с курса, надо им помочь – каждый кораблик провести точно по курсу. Вызванные к доске учащиеся выходят, берут любой кораблик и приставляют к тому примеру, который соответствует ответу, записанному на парусе корабля.

 

«Магазин»

На наборное полотно выставляют рисунок с изображением предметов, которые можно купить в магазине. Вызванный ученик выходит к доске и «покупает» любой предмет, выставляя монетки на наборное полотно. Остальные ребята эту работу выполняют на своих индивидуальных полотнах. Для этой игры необходимо заготовить набор монет большого размера.

 

«Проверяем Незнайку»

Учитель записывает на доске примеры, решенные с ошибками. Рядом прикрепляют изображение Незнайки, нарисованного на бумаге (либо выставляет игрушку Незнайка). Детям предлагается ситуация: Незнайка, решая примеры, допустил ошибки, надо их проверить и помочь Незнайке исправить ошибки.

 

«Едем в автобусе»

Игра проводится с целью закрепления счета в пределах пяти и как физкультминутка на уроке. По предложению учителя дети встают с мест, произносят хором: «Поехали!» - и делают различные движения, подражая автобусу. Дальше учитель объявляет: «Стоп! Остановка! Вошли пассажиры. Взяли билеты». Дети останавливаются, садятся на места и на наборном полотне из монет набирают столько монет, сколько нужно уплатить за проезд. Назначенные учителем «контролеры» проверяют правильность «уплаты за проезд».

 

«Что сказало солнышко?»

Для этой игры на листе ватмана рисуется красками большое солнышко с лучами и вырезается. Рисунок прикрепляется к магнитной доске. К одному из верхних лучей прижимается магнитом карточка с числом, из которого надо вычесть или к которому надо прибавить другие числа. Например, это число 10. К каждому нижнему лучу скрепками прикрепляют по 2 кружочка, наложенных один на другой. На верхних кружочках записаны числа, которые надо прибавить или вычесть из 10. на нижних – буквы, из которых составляется какое-либо слово поощрительного содержания, например: «молодцы», «спасибо», «отлично» и т.д. Учитель показывает указкой на любое число, которое надо прибавить или вычесть из верхнего числа. Вызванный ученик говорит ответ. Если он верный, учитель снимает кружочек с буквой. Когда будут решены все примеры и откроются все буквы, ребята прочитают, что сказало им солнышко за хорошую работу на уроке.

 

«Математическая тучка»

Из бумаги голубого цвета вырезается изображение тучки. Тучка прикрепляется к магнитной доске. С помощью. Маленького магнита к тучке прижимается карточка с числом, например 18. под тучкой прикрепляют карточки с числами. По этому пособию можно решать примеры на сложение и вычитание, составлять задачи, закреплять состав любого числа.

1 Коменский Я.А. Великая дидактика. Из пед. соч. Т. 1. - М.: Педагогика, 1974. – 45-46.

2 Песталоцци И.Г. Лебединая песня. Из пед. соч. Т. 2. - М.: Педагогика, 1971. – С. 69.

3 Толстой Л.Н. Яснополянская школа. – Л.: Уч. пед. издат, 1945. – С. 113-114.

4 Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию родного слова. Из пед. соч. Т. 4. - М.: Педагогика, 1968. – С. 35-36.

5 Эрдниев П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе. – М.: Просвещение, 2009. – 76-77.

6 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. – С. 1541-156.

7 Иванова, Т.Т. Некоторые визуальные средства на уроках математики // Начальная школа. – 2009 - № 5. – С. 23.

8 Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2012. – С. 145.

9 Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – С. 100.

10 Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – С. 109.

11 Смолеусова Т.В. Наглядные пособия на уроках математики // Журнал «Начальная школа». – 2013. - № 4. – С. 99.

12 Смолеусова Т.В. Наглядные пособия на уроках математики // Журнал «Начальная школа». – 2013. - № 4. – С. 100.

13 Целищева И.И. Карточки для профилактики и диагностики ошибок в вычислениях // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 2. - С. 50.

14 Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики // Начальная школа. – 2012. - № 9/10. – С. 15.

15 Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики // Начальная школа. – 2012. - № 9/10. – С. 16.

16 Моро М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах. - М.: Просвещение, 1999. – С. 47-48.

17 Моро М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах. - М.: Просвещение, 1999. – С. 81-82.

18 Моро М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах. - М.: Просвещение, 1999. – С. 121.

19 Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 35-37.

 

 


Информация о работе Экспериментальная работа по использованию наглядных пособий в процессе обучения математике