Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 14:03, курсовая работа
Актуальность исследования. На фоне социально-культурных, экономических, политических преобразований в современном обществе в педагогической науке возникает особый интерес к вопросам конструктивного общения между субъектами образовательного процесса. Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но и является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности. Снижение уровня речевой культуры в обществе, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; отсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе выступают обстоятельствами, ограничивающими качество процесса формирования готовности дошкольников к речевому общению.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 6
1.1.Лингвистические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 6
1.2.Особенности формирования у детей морфологической стороны речи 8
1.3.Типичные трудности освоения детьми морфологической стороны речи 15
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 19
2.1.Выявление уровня сформированности грамматических форм у детей 19
2.2.Содержание и методика формирования морфологической стороны речи 26
2.3.Выявление динамики изменения степени сформированности различных форм грамматических форм 29
Заключение 31
Список литературы 33
В соответствии с выделенными задачами экспериментальная работа проводилась в три этапа. Содержание данных этапов.
Констатирующий этап экспериментальной работы: подбор методик для исследования морфологического строя речи детей, диагностика и анализ полученных результатов; разработка комплекса методических мероприятий.
Формирующий этап экспериментальной
работы: реализация комплекса в результате
повторной диагностики
Контрольный этап экспериментальной работы: диагностика морфологического строя речи детей, анализ полученных результатов, оценка эффективности проведенной работы.
На первом этапе эксперимента было проведено обследование морфологического строя речи детей среднего дошкольного возраста. На данном этапе был использован следующий материал:
-игрушки: теремок, ежик, медведь, козленок, деревья (фигуры настольного театра), собака (мягкая игрушка);
-картинки: лиса, волк, медведь, рысь, лось (животные, название детенышей которых образуются при помощи суффикса - ОНОК, возможны замены картинок, но при этом название детенышей животных не должны быть из числа часто употребляемых, хорошо знакомых, типа "котенок");
Обследование проводится индивидуально. Детям было предложено 4 задания. В задании 1 и 3 взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки, которые он принес. Ребенок называет их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при направленном обозначении словом предмета). В задании 2 и 4 взрослый предлагает детям отгадать загадки.
Задание 1. Инструкция: "Послушай историю, которая произошла в лесу (выставляются деревья). Это лес. Идет по лесу медведь и вдруг видит - на полянке козленка. Спрашивает медведь: "Что ты тут делаешь в этом дремучем лесу такой маленький, такой домашний козленок?". - "Я не козленок, я мальчик Саша. Меня заколдовала волшебница. Сказала, пока не отгадаю ее загадки, не расколдует". Поможем козленку отгадать загадки волшебницы?"
Речь сопровождается действиями с игрушками. Педагог дожидается утвердительного ответа на предложение. В случае легко эмоционального контакта с ребенком и полной его готовности к общению при проверке звукопроизношения для ускорения обследования этот зачин можно опустить по усмотрению педагога.
Задание 2.Отгадай загадку:
"Желтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собою унесла".
Вот лиса давай её рассмотрим (картинка).
-Расскажи, какая лиса? (Точные определения.)
-Что умеет делать лиса? (Глаголы движения. Подсказка: представь себе, лиса целый день в лесу, чем она там занимается?)
-Лиса от погони не просто убегает, а…? Как сказать по другому?
-Назови слова, близкие по
смыслу. (Подбор синонимов. Подсказка:
лиса не просто бежит, а
-Вот лиса, волк, медведь, как их назвать одним словом? (Обобщающие понятия)
Задание 3. Рассмотри эти картинки. Вот лиса.
-Кто детеныш у лисы? А если их много?
-Кто детеныш у волка (
-Кто детеныш у медведя? А если их много?
-У лося детеныш - … . А если их много - …
-У рыси детеныш - … . детеныши -… .
Задание 4. Отгадай еще загадку: Дом сторожит, с хозяином дружит.
Живет под крылечком, хвост колечком.
Правильно. Вот он пес Гав. "Гав, гав! Я пес Гав, я умею считать! Вот спроси: Гав, Гав, сколько у тебя хвостов? - и я отвечу" (от лица персонажа педагог обращается к ребенку).
Ну, спроси: "Гав, Гав, сколько у тебя… хвостов?"
А теперь спроси про уши, про брови, про глаза, про нос, про рот, про лапы. (На каждый вопрос ребенка педагог отвечает от лица персонажа)
В заключении педагог говорит, что ребенок очень хорошо помогал козленочку отгадывать загадки волшебницы, и она его обязательно расколдует.
Следует отметить, какие типы предложений ребенок использует в речи: простые (нераспространенные, распространенные), сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные); количественное соотношение простых и сложных предложений, умение пользоваться союзами, правильность построения и оформления предложений с морфологической и точки зрения.
Одним из показателей уровня сформированности морфологического строя языка является владение навыками построения предложения. При обследовании морфологического строя важно установить, какие именно морфологические конструкции, выражающие различные виды связей и отношений, доступны ребенку. С этой целью используют прием составления предложений по предлагаемой ему картинке, в которой «запрограммировано» предложение заданной конструкции. Прежде всего, выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выясняется умение детей строить предложения с однородными членами [10].
Более сложный вариант этого приема нацелен на выявление возможностей ребенка строить предложения с большим распространением (с 6-7 различными членами), а также изменять структуру исходного предложения.
В процессе обследования обращается
внимание на соотношение простых
предложений без
Результаты обследования, полученные с помощью данных приемов, позволяют оптимальным путем выявить уровень сформированности морфологического строя языка ребенка и могут иметь важное значение в определении конкретных задач обучения.
Показатели развития морфологического строя речи:
-высокий уровень: правильное
выполнение всех заданий (
- средний уровень: справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову). В заданиях на формо - и словообразование допустил 3 ошибки (сюда относится образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных наименований "носиков", "ротиков").
-низкий уровень: справился с 1-2 заданиями. Более трех ошибок при наличии правильных ответов, отдельные отказы.
Показатели сформированности морфологического строя речи представлены в таблице 2 и на рисунке 1.
Таблица 2.
Показатели сформированности морфологического строя речи
Имя ребенка |
Задания | |||
Задание 1. Инструкция: "Послушай историю, которая произошла в лесу |
Задание 2. Отгадай загадку |
Задание 3. Рассмотри эти картинки. |
Задание 4. Отгадай еще загадку | |
Артур К. |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
Артем Д. |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
Захар Л. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
Лиза Д. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
Лена Р. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Максим Л. |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
Матвей З. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
Рома Ж. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
Саша Л. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
Саша З. |
средний |
средний |
средний |
средний |
Рисунок 1.
Показатели сформированности морфологического строя речи
Как видно из представленных данных, у 6 детей низкий уровень морфологическая сторона речи, 4 детей имеют средний уровень, высокий уровень сформированности морфологической стороны речи не выявлен.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития и морфологической стороны речи. Данная работа должна осуществляться в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагога и детей.
2.2.Содержание и методика формирования морфологической стороны речи
Дидактические игры для формирования морфологической стороны речи использовались следующие дидактические игры:
1. Для усвоения детьми родовой принадлежности была проведена игра «Три рейки». Во время игры детям предлагалось, сначала, в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которую можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Детям, которые недостаточно правильно справились с заданием, предлагалось подумать: «Ты не в ту стопку положил картинку… Подумай, куда надо ее положить».
Для закрепления материала в конце дидактической игры детям прочли стихотворения Е. Торшенко [36] с показом сюжетных картинок. После показа картинок, поиграли с мячом. Кидали мяч ребенку и говорили: «сын», он ловил и говорил: «один», по аналогии «луна» - «одна» и т.д.
2. Для того, чтобы научить детей согласовывать существительные с числительным и одновременно повторить тему связанную с определением рода существительных, использовалось следующая игра: ставились в ряд матрешки (не более 7) и предлагалось детям хором сказать, сколько матрешек стоит на столе. Дети считали и говорили: «Шесть матрешек». Далее спрашивалось: «Кто еще хочет посчитать?» Дети считали по одному. Предлагалось детям закрыть глаза (в это время убиралось две матрешки). Задавались детям вопросы индивидуально: «Сколько матрешек было убрано? Сколько осталось?». «Две матрешек убрали, пять осталось».
Для закрепления и активизации полученных знаний детям задавали загадки. Затруднение вызвала загадка про «четыре жука», все дети отвечали «четыре жуков».
3. Для того, чтобы дети усвоили,
как правильно употреблять
В конце дидактической игры детям было предложено ответить на вопросы и показать действия.
4. Во время формирующего
В конце занятия, разучили с детьми считалку с неизменяемыми словами. Затем поиграли. Дети встали в круг, на ком заканчивалась считалка тот выходил из него и так до победителя.
5. Для того, чтобы закрепить
у детей умение пользоваться
в речи глаголами,
5). После прочтения текста детям
задавались вопросы: «Что
Далее детям было предложено сопоставить противоположные действия (действия показывались на кукле):
Затем дети называли действия по аналогии, например: «Оля купается и я купаюсь». Детям говорилось: «Оля одевается» - дети отвечали: «и я одеваюсь». «Оля умывается» - «и я умываюсь». Ошибок здесь было меньше.
6. Для закрепления навыков
В конце игры поиграли в мяч. Называли
слова например: огурец, яблоко, облако,
и просили детей
Далее детям загадали загадку про красную смородину
2.3.Выявление динамики изменения степени сформированности различных форм грамматических форм