Экспериментальное изучение морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. На фоне социально-культурных, экономических, политических преобразований в современном обществе в педагогической науке возникает особый интерес к вопросам конструктивного общения между субъектами образовательного процесса. Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но и является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности. Снижение уровня речевой культуры в обществе, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; отсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе выступают обстоятельствами, ограничивающими качество процесса формирования готовности дошкольников к речевому общению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 6
1.1.Лингвистические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 6
1.2.Особенности формирования у детей морфологической стороны речи 8
1.3.Типичные трудности освоения детьми морфологической стороны речи 15
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 19
2.1.Выявление уровня сформированности грамматических форм у детей 19
2.2.Содержание и методика формирования морфологической стороны речи 26
2.3.Выявление динамики изменения степени сформированности различных форм грамматических форм 29
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Д 13052202(нк) Кур.р. Педагогика.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Развитие морфологической стороны  речи  у детей дошкольного возраста происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, то есть то, что не ясно по значению. В первую очередь усваиваются категории с отчётливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть охвачено ребёнком. Раньше всего ребёнок усваивает число существительных и разницу между существительными и уменьшительными существительными (столик - стол). Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребёнка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространствами (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путём механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.

Раскрыта следующая закономерность: в усвоении морфологической стороны  речи у детей среднего дошкольного  возраста наблюдается определённая последовательность. Сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).  Всё единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергаются вытеснению в речи ребёнка. Постепенно, путём подражания речи окружающих, образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком, слова усваиваются уже в школьном возрасте.

При усвоении морфологической стороны  речи у детей среднего дошкольного возраста  проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.

Культура фонематического слуха  занимает в этом процессе одно из ведущих  мест.

Основой развития морфологической  стороны речи является формирование грамматических обобщений. Речь детей среднего дошкольного возраста  развивается, прежде всего, на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «не подражательные» элементы психологического механизма речевого развития, а обобщение языковых и речевых явлений.

Формирование языковых обобщений  в процессе развития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым.

Развитие  морфологии тесно связано  с коснитивным развитием ребёнка, поскольку формирование языковых обобщений  в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.

В исследовании В.И. Яднико содержится материал, раскрывающий процесс обобщений  и отвлечений в речи детей в  связи с использованием отдельных  морфологических  форм. Так, в предложении "Мы пошли" ребёнок пользуется одним словом для обозначения группы действующих субъектов. На вопрос: "Кто это мы?" - он отвечает: "Я, папа, Витя". Сказуемое "пошли" указывает на то, что данная группа субъектов действовала одинаково в определенном отрезке времени. Для морфологии интерес представляет появление в речи предложений с однородными подлежащими, где перед перечислением стоит обобщающее слово, например: два "мы" - я и папа - пошли. Здесь и открывается прекрасная возможность для морфологии, хотя предложение оформлено недостаточно правильно грамматически , но по структуре - сложное. Ребёнок раскрывает множество (я и папа), указывает на количество действующих лиц (два "мы")[40].

В основе всего процесса усвоения лежит открытие флективной природы  языка, якобы делаемое ребенком. После этого открытия ребенок, якобы, начинает понимать основной принцип флективных языков, заключающийся в том, что отношения могут выражаться путем звуковых изменений морфологических частей слов.

К.И. Чуковский утверждал, что в  период до 5 лет ребенок обладает необычайным чутьём языка и что именно оно и, связанная с этим, умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса. Вместе с тем справедливо подчёркивается активный характер процесса усвоения и восстает против теории механического и пассивного усвоения родного языка. «Без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию родным языком. Правда, нельзя забывать, что это обладание во всех случаях - без единого исключения - является результатом совместной работы ребёнка и тех, кто окружает его. Но все усилия взрослых были бы совершенно бесплодны, если бы дети раннего возраста не проявляли изощренного чувства к составу и звучанию слов». Заслуга К.И. Чуковского не только в том, что он, вопреки механическим теориям, отстаивает активный характер процесса усвоения, но и в том, что он собрал, хотя и разрозненных, но обильный материал по детскому словотворчеству [41].

А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей среднего дошкольного возраста. Так, он пишет: "… Ребёнок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Ещё больше самостоятельности  требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создаётся новое значение: для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты. Меткость детских наблюдений и художественная яркость многих детских слов общеизвестны: они действительно очень близки к тому речетворчеству, которое практикуют художники слова. Поэтому здесь имеет место настоящее творчество, свидетельствующее о языковой одаренности детей. [12]"

Таким образом, особенности формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста заключаются в том, насколько у детей сформировано мышление, умение изменять слово с помощью разных суффиксов, рода падежей, числа, а также устойчивость внимания, конструктивного мышления.

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Типичные трудности освоения детьми морфологической стороны  речи

Отмечено, что три основные части  русского языка представляют различные  трудности у детей дошкольного  возраста при освоении морфологической  стороны речи [33]:

-  в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний;

-  в отношении глаголов - овладение  основами;

-   в отношении прилагательных - словообразование (сравнительная  степень).

Дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям, - это твердо установленный факт. Самостоятельное словообразование является процессом, показывающим усвоение ребенком системы суффиксов родного языка, что тесно связано с формированием морфологической стороны речи.

Д.Б. Эльконин приходит к выводу, что дети среднего дошкольного возраста должны использовать:  суффиксы для обозначения уменьшительности и ласкательности (- овк -); суффиксы для обозначения детёнышей (- очек -), суффиксы для обозначения собирательности (- ят -), суффиксы для обозначения предмета по действию (-инк -; - енник -;  - к -); суффиксы отвлечённости (- от -) [46].

Усвоенное количественное и качественное изменение суффиксов при составлении  словоотношений в предложении влияет на активное восприятие речевых категорий, а также позволяет сделать быстрый скачок в овладении сложной системы морфологических значений родного языка. Но, несмотря на детское чутьё к языку, речь детей среднего дошкольного возраста  всё-таки не безошибочна. Вот некоторые примеры ошибок в речи детей, свидетельствующие о том, что они понимают смысл употребляемых ими грамматических форм, но еще не запомнили, как их надо употреблять в речи. Дети изменяют слова речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, непродуктивный тип они усваивают обычно позже, и если им в этом своевременно не помочь, ошибки в словоизменении «доживают» до школы, когда исправлять их гораздо труднее.

К непродуктивным типам словоизменения относятся, как известно, небольшие  группы слов. Такие как: глаголы есть, ехать, расти (каждый из них составляет отдельную группу спряжения), разносклоняемые имена существительные типа "имя" и другие. Но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому ошибочное изменение их всегда заметно. Вот некоторые типовые ошибки такого рода.

1.Смешение продуктивной и непродуктивной  форм множественного числа существительных:  вместо окончаний -а (-я) - дети  произносят -ы (-и) по типу "столы", "домы", "поезды", "окны", "человеки".

2.  Унификация окончаний родительного  падежа множественного числа имён существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу "столов": "карандашов", "этажов", "мышов", "утков", "птичков", "книгов", "куклов", "девочков", "руков", "дерев", "лошадёв".

3. Неправильное склонение имен  существительных родительного падежа единственного числа: "у кукле", "у сестре", "у маме", "без ложке".

4.   Унификация стилистических  различий в окончаниях предложного  падежа единственного числа неодушевлённых  существительных, имеющих разговорную  формулу -у, в отличии от  книжной формы на -е ("на мысу - на мысе") : "в лесе", "в носе", "в роте", "на супе".

5.    Не различение окончаний  винительного падежа одушевленных  и неодушевленных существительных: "видели поросенок", "поймали  олень", "посадили дуба", "Сережа  поймал сом".

6.   Склонение несклоняемых существительных: "в кине", "на пальте пуговицы", "за пианином", "чашка кофию".

7.Образование  множественного числа существительных,  обобзначающих детёнышей животных: "ягнёнки", "жеребёнки", "котёнки", "поросёнки".

8.Изменение  рода существительных: "большой яблок", "купи мороженую", "папа ушла", "платье зелёная".

9.Унификация  спряжения глаголов - спряжение всех  непродуктивных по типу продуктивных: "давать-даваю", "дать-дадишь", "ехать-ехаю, ехает", "бежать- бежу, бежи", "искать-искаю, искает".

10.   Не склонение числительных: "собака  с пять щенят", "курица пришла  без два цыплёнка".

11. Неправильная  форма причастий: "сломатая", "сошитая", "оборватая".

12.  Образование сравнительной степени  прилагательных: "ярчи", "хужи", "плохее", "чистее", "красивше".

13. Окончание  местоимений в косвенных падежах: "у мене болят уши", "в  этим кармане", "у тебе красивая  платья".

14.   Склонение числительных: "двое  домов", "идите по двоим", "с двумями карманами".

У детей  наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки:

-        "одень" - вместо "надень", "раздень" - вместо "сними";

-        "я надетый" - вместо "я одетый"; 

-        "мы ходим  за ягодам и грибам".

Таким образом, морфологические  ошибки дошкольников определяются различными факторами:

1. общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);

2.трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;

3.      запасом знаний  об окружающем мире и объемом  словаря, а также состоянием  речевого аппарата и уровнем  развития фонематического восприятия  речи;

4.    неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей);

5. педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста

2.1.Выявление уровня  сформированности грамматических  форм у детей

Цель экспериментальной работы: выявить уровень сформированности морфологического строя речи детей среднего дошкольного возраста;

Исследование проводилось на базе МДОУ №269. В эксперименте приняли участие дети средней  группы в количестве 10  человек 5 года жизни. Списки детей принимавших участие в эксперименте представлены в таблице 1.

Несмотря на приблизительно одинаковый возраст, дети отличались своими индивидуальными  возможностями: кто-то был более робким в общении, кто-то наоборот напористым, кто-то несколько медлительным, кто-то более спокойным, кто-то наоборот непоседливым. При работе в группе необходимо обращать на это внимание, чтобы строить работу соответствующим образом. Отбор содержания занятия осуществлялся следующим образом: изучалась специальная литература,  сборники дидактических упражнений и заданий для детей, отбирались игры и задания, соответствующие тематике планируемого эксперимента, целям обучения, возрасту, особенностям детей.

Таблица 1.

Список детей принимавших участие  в эксперименте

№п/п

Имя ребенка

Возраст

1

Артур К.

5

2

Артем Д.

4

3

Захар Л.

5

4

Лиза Д.

5

5

Лена Р.

5

6

Максим Л.

4

7

Матвей З.

5

8

Рома Ж.

5

9

Саша Л.

5

10

Саша З.

5

Информация о работе Экспериментальное изучение морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста