Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 14:03, курсовая работа
Актуальность исследования. На фоне социально-культурных, экономических, политических преобразований в современном обществе в педагогической науке возникает особый интерес к вопросам конструктивного общения между субъектами образовательного процесса. Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но и является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности. Снижение уровня речевой культуры в обществе, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; отсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе выступают обстоятельствами, ограничивающими качество процесса формирования готовности дошкольников к речевому общению.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 6
1.1.Лингвистические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 6
1.2.Особенности формирования у детей морфологической стороны речи 8
1.3.Типичные трудности освоения детьми морфологической стороны речи 15
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 19
2.1.Выявление уровня сформированности грамматических форм у детей 19
2.2.Содержание и методика формирования морфологической стороны речи 26
2.3.Выявление динамики изменения степени сформированности различных форм грамматических форм 29
Заключение 31
Список литературы 33
С целью оценки эффективности проведенного обучения по его окончании было проведено контрольное исследование.
Для исследования морфологического строя речи мы предлагали аналогичные диагностические задания.
Результаты обследования речи детей среднего дошкольного возраста представлены в таблице 3 и на рисунке 2.
Таблица 3.
Результаты сформированности морфологического строя речи
Имя ребенка |
Задания | |||
Задание 1. Инструкция: "Послушай историю, которая произошла в лесу |
Задание 2. Отгадай загадку |
Задание 3. Рассмотри эти картинки. |
Задание 4. Отгадай еще загадку | |
Артур К. |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
Артем Д. |
высокий |
высокий |
средний |
средний |
Захар Л. |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
Лиза Д. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Лена Р. |
высокий |
высокий |
средний |
средний |
Максим Л. |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
Матвей З. |
высокий |
средний |
высокий |
средний |
Рома Ж. |
средний |
средний |
средний |
средний |
Саша Л. |
высокий |
высокий |
средний |
средний |
Саша З. |
средний |
средний |
средний |
средний |
Рисунок 2.
Показатели сформированности морфологического строя речи
В результате обработки данных, полученных в ходе повторного проведения диагностических методик после формирующего обучения, было выявлено следующее: уровень сформированности морфологического строя речи повысился.
Как видно из представленных данных большая половина дошкольников имеют высокий уровень морфологического строя. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы по использованию дидактических игр.
Таким образом, в результате обработки данных, полученных в ходе повторного проведения диагностических методик после формирующего обучения, было выявлено следующее: уровень развития морфологического строя речи повысился.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, поставленные во введении
цель и задачи реализованы, следовательно,
можно сделать следующие выводы
Дошкольный возраст - это этап, когда ребенок становится способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении и взаимодействии с окружающими у детей среднего дошкольного возраста выражается: во внимании ребенка к другому человеку, направленности на познание его чувств, состояний, действий, намерений; в эмоционально-нравственных проявлениях по отношению к окружающим его людям; в разнообразных действиях с целью привлечения внимания и вовлечения сверстников в общение и совместную деятельность.
Особенности формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста заключаются в том, на сколько у детей сформировано мышление, умение слово изменять с помощью разных суффиксов, рода падежей, числа, а также устойчивость внимания, конструктивного мышления.
Опытно-экспериментальная
На первом этапе эксперимента было проведено обследование морфологического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Полученные данные показали необходимость дальнейшего развития и совершенствования умений словообразования и словоизменения, накопления активного словаря. Данная работа должна осуществляться в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагога, родителей и детей.
Для повышения уровня сформированности морфологических навыков у детей был проведен формирующий эксперимент.
Для проверки эффективности проделанной работы был проведен контрольный эксперимент, который показал, что у детей улучшились показатели развития морфологических навыков: так, например, дети стали реже допускать морфологические ошибки в глагольном спряжении. При образовании существительных множественного числа в родительном падеже было допущено меньше ошибок, а при образовании существительных множественного числа практически нет никаких изменений (здесь нужна дополнительная работа). При согласовании существительных с числительными тоже улучшились показатели.
Таким образом, в результате обработки данных, полученных в ходе повторного проведения диагностических методик после формирующего обучения, было выявлено следующее: уровень развития морфологического строя речи повысился.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова, В.Н. Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей. - В кн. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 2001. - С. 159- 169.
2. Антонова Т.В. Абрамян Л.А. Игра дошкольника. - М.: 2005. - 286 с
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2001. — 272 с.
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика
развития речи и обучение
5.Андреева, Г.М. Социальная психология: Учеб. - 2 изд., доп. и пере- раб. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 432 с.
6.Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., 1981.-189 с.
7.Борякова Н. Ю., Соболева
А. В., Ткачева В. В. Практикум
по развитию мыслительной
8.Виноградов В.В. Грамматика русского языка. М.:2005. - 161с.
9.Выготский Л.С. Из записок
конспекта к лекциям по
10. Васильева М.А. Программа
11.Венгер, Л.А., Мухина B.C. Психология: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 336 с.
12.Гвоздев А.Н. Вопросы
13.Гвоздев А.Н. Формирование
14. Гаврилушкина О. П. Речевое
общение как условие
15.Галигузова Л. Н.
16. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.2004. 256с.
17.Дьяченко О. М., Лаврентьева
Т. В. Психологическое
18.Заречная А. А. Анализ
19.Куликова Т.А .Дошкольная
20.Коломинский Я. Л.
Психология взаимоотношений в
малых группах (общие и
21.Кустарева В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. и др. Методика русского языка. - М., 2006.141с.
22. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.,1996. 190 с.
23.Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: 2005. - 245 с.
24.Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: 2002. - 128 с.
25. Маврина И. В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе. М.,2004. – 87 с.
26.Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2007. 303 с.
27.Николаева С. Совместная
деятельность взрослого и
28. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М., 2008. – 151с.
29. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1998.-140 с.
30. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 2005. – 170с.
31.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.-165 с.
32.Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / 2-е изд., испр. — М.:, 2005. — 223 с.
33. Стародубова Н.А.Теория и методика развития речи дошкольников, М., 2006.- 131 с.
34. Смирнова О.Е. Особенности
общения с дошкольниками:
35.Свободина Н.Г. Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения // Логопед. - 2007. - №2. - С.4-9.
36.Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003. – 160 с.
37.Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку//Избр.пед.соч. – М., 1994.-200 с.
38. Ульенкова У. В. Дети с
задержкой психического
39.Ткаченко Т.А. Если
40. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 2004. -171 с.
41.Чуковский К.И. От 2-х до 5-ти… Изд.11, - М., 1996- 141 с.
42. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: 2007. 130с.
43.Цейтлин С.Н. Язык
и ребенок: лингвистика
44. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: 2005.141с.
45.Шашкина Г.Р.
46.Эльконин Д.Б. Избранные
47.Ядешко В.И., Сохин Ф.А. и др. Дошкольная педагогика. – М.:2002.191с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактическая игра «Три рейки»
Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).
Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.
Дидактическая игра «А что у тебя?»
У меня маленькое пианино. А у тебя что? – А у меня большое пианино.
У меня высокий дом. А у тебя что? – А у меня низкий дом.
Про что можно сказать маленькое! (Про ведро, окно, блюдце, яблоко,)
Про что можно сказать маленькой! (Про девочку, шубку, варежку.)
Про что можно сказать маленький (Про мальчика, домик, грибок, ребенка.)
Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно.
Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.
Словесные упражнения.
1.«Чего нет у Тани?»
Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы.)
А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто)
2.«Один и много».
Вначале воспитатель – ведущий.
У меня один чулок. А у тебя? – У меня много чулок.
У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.
У меня один гольф. А у тебя? – У меня много гольфов.
У меня одни рейтузы. А тебя? – У меня много рейтуз и т.д.
Упражнения на подбор глаголов. «Кто что умеет делать».
Собака – лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости).