Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:48, контрольная работа
Целью нашей курсовой работы является изучение устройства экспериментальных школ и выявление влияния концепций обучения и воспитания наиболее известных педагогических деятелей на современное образование.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
- определение понятия «экспериментальная школа», рассмотрение ее отличительных черт;
- анализ опыта выдающихся зарубежных и российских педагогических деятелей;
В структуре РАО к началу
2000 г. насчитывалось 14 экспериментальных
образовательных учреждений. Статус
экспериментальной школ в Российской
Федерации присваивается
1.2 Деятельность экспериментальных школ
Экспериментальные школы рассматриваются как важное условие развития школьного образования. Организаторы экспериментальных школ опирались на новые концепции и идеи: развивающего обучения по системе Л. В. Занкова, В. В- Давыдова, Д. Б. Эльконина, диалога культур B. C. Библера и др.
Отличительной чертой идей Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина является ориентация не на общепринятые учебные успехи (сформированность знаний, умений и навыков), а на развитие школьника. Исходными положениями развивающего обучения являются представления о воспитании, обучении и развитии как диалектически взаимосвязанном процессе. Обучение трактуется как ведущая сила развития детской психики. Образование рассматривается как основа развития ребенка. Прогресс в развитии оценивается как условие освоения знаний. Учебная деятельность учащихся проектируется как совместный поиск и сотрудничество с учащимися, когда школьники не получают готовых решений, а отыскивают их, напрягая свои душевные и интеллектуальные силы. [4,268]
Среди дидактических принципов экспериментальной системы Л.В. Занкова решающая роль отводится принципу обучения на высоком уровне трудности. Он находится в тесной зависимости от других принципов — ведущей роли теоретических знаний, движения вперед быстрым темпом при изучении учебного материала, сознательности обучения. Система Занкова ориентирована на индивидуальное развитие каждого ребенка. При формировании понятий, способов мышления, деятельности доминирующим началом в занковской системе является индуктивный путь — от частного к общему. Соответственно строятся учебники, задания, способы подачи учебного материала, формы обучения.
Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.В. Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.
Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.
В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.
Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира.
Согласно системе Занкова, урок остается основной формой обучения. В его подготовке важная роль отводится самим детям, однако первую скрипку играет опытный учитель. Обычно учителя заранее сообщают тему урока: ставят задачу — подготовить для него материал. В начале урока класс часто сам предлагает план работы. На уроке сразу начинается обсуждение, обмен мнениями. Домашние задания разнообразны и не перегружены. Отметкам особого значения не придается.
Исходное положение концепции развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина состоит в утверждении, что основой такого обучения служит его содержание, от которого производны методы. Учебную деятельность школьников предполагается строить в соответствии со способом изложения научных знаний, когда мышление учащихся напоминает мышление ученого, прибегающего к содержательному абстрагированию, обобщению, теоретизированию и пр. В этой системе речь идет в основном о развитии теоретического мышления. Способ развития мышления — прежде всего дедуктивный — от общего к частному. Например, школьникам дают отрезок и говорят, что с его помощью можно делать различные замеры. [4,270]
Особенностью урока в этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.
Отметок детям в начальной
школе не ставят, учитель совместно
с учениками оценивает
Главные особенности системы:
1. Изменение предметного
содержания обучения. Обучение проводится
в рамках обычных школьных
программ, но на другом качественном
уровне. В отличие от традиционной,
эмпирической педагогической
3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени.
4. Переход на коллективно-
Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний.
5. Открытие в детях
потенциальных
С расширением масштабов применения методики Занкова и Давыдова-Эльконина утрачивают экспериментальный характер. По сути, в настоящее время в начальном образовании России наряду с традиционной системой существуют и эти две параллельных системы.
B. C. Библер полагает, что в XX столетии произошло сближение воспитательных и образовательных ценностей различных культур. Подобная встреча отражается в сознании, быту каждого человека Земли. И такая встреча должна происходить в процессе школьного обучения. На рубеже 80-90-х годов около десяти учебных заведений попытались воспроизвести модель «школы диалога культур» (ШДК). [6,133]
Концепция Школы диалога культур развернута в следующие этапы школьного обучения:
В 1-2 классах – подготовительных, которые называются «классы точек удивления» – завязываются «узелки понимания» будущих культурно-исторически рассматриваемых учебных предметов. Основными предметами в этих классах являются загадки слова, загадки числа, загадки явлений природы, загадки исторического события… Здесь разворачиваются первые подходы к современным проблемам различных областей знаний (математика, физика, поэтика, лингвистика и т.д.), более углубленное рассмотрение (и переопределение) которых происходит на последующих этапах обучения. С другой стороны, возникают исходные детские удивления и вопросы по поводу прежде очевидных фактов. Педагогическая задача этих классов – не столько обучение ребенка неким знаниям, умениям, навыкам, сколько формирование у него установки на понимание, некоторой исходной вопросительности, когда казалось бы знакомые предметы – число, слово, время и т.п. вдруг оказываются странными, удивительными, непонятными – требующими понимания. Эта вопросительность фокусируется в некие точки, узелки, т. н. точки удивления. В этих точках, пишет Библер, «происходит закрепление исходных челноков психологического и логического взаимопревращения сознания – в мышление, мышления – в сознание. Происходит торможение и выдумывание в странность этих узлов.
Это сосредоточение развернутых
форм мышления в вопрошающие точки
существенно и для всего
В 3-4 классах учащиеся осваивают основные смыслы античной культуры, в их актуальности и насущности для культуры современной. Античность предстает как целостное образование в своих разных аспектах (античное искусство, мифология, математика, механика и т.п.)
5-6 классы – классы
средневековой культуры в
7-8 классы - культура Нового
времени. Учебный цикл здесь
начинается с культуры
9-10 классы посвящены культуре
современности, а 11 класс выделяется
как специально диалогический
и в какой-то мере
Соответственно этому содержанию меняется и представление об учебной деятельности, о чем необходимо сказать более подробно. [2,92]
Логика Школы диалога
культур реализуется в процессе
превращения развернутых и
Концепция Школы диалога
культур с самого начала складывалась
в тесном сотрудничестве с педагогами-практиками.
Еще в 70-е годы философская идея
диалога культур вызвала
Позже в работу включились и другие учителя из разных городов России и Украины. В середине 80-х годов возникло то, что позже было названо «диалогическим движением».[6,136] Учителя самостоятельно, по своей инициативе, обращались в группу Библера со своими идеями, предложениями, вопросами. Огромный интерес, который концепция Школы диалога культур вызывала у учителей, готовность многих из них немедленно включиться в работу, несмотря на отсутствие организационного, финансового, методического обеспечения, а зачастую и несмотря на сопротивление на местах, на свой страх и риск, преодолевая огромные трудности, воспринимались нами как свидетельство того, что концепция Школы диалога культур действительно задевает какие-то насущные для современного образования проблемы, предлагает важные повороты мысли, находится «в зоне ближайшего развития» современной школы.
В январе 1987 г., на Всесоюзной
конференции учителей-
На основе выработанных идей проводилась экспериментальная работа в целом ряде школ России и Украины. Назовем некоторые из них: 106 школа г. Красноярска (1-9 кл., учитель С.Ю Курганов), учебный центр «Диалог» г. Новосибирска (Троицкий Ю.Л.), школа «Зимородок» г. Новосибирска (1-6 кл., учителя Н.И. Кузнецова, В.И.Касаткина), 7 школа г. Чайковского (начальные классы, директор А.С. Куляпин), в одной из школ Харькова (В.Ф. Литовский и др.), Киева (А.Г. Волынец), московский культурологический лицей № 1310 (директор Т.Б. Михайлова) и др.[6,137]
В докладах на семинарах
и конференциях, а также в своих
работах учителя осмысливали
свой опыт и опыт своих коллег с
точки зрения проблем психологии
и педагогики, равно как и теоретических
проблем концепции Школы
На последнем этапе
разработки Школы диалога культур
возникло новое направление работы.
Наряду с продолжением теоретических
разработок и педагогических экспериментов
существенным оказалось создание так
называемой бумажной школы – целостных
циклов воображаемых уроков-диалогов,
ориентированных на различные классы
и учебные предметы Школы диалога
культур. Эти циклы, написанные в
форме учебных пособий, предназначенных
для учеников и учителей, позволяют
осуществить идеи и наработки
Школы диалога культур в