Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 17:15, контрольная работа

Краткое описание

Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль играют именно театрально-выразительные способности педагога. Каждый конкретный урок – это своеобразная педагогическая пьеса, в которой преподаватель выступает как:
– автор сценария (выстраивает драматургию отношений),
– режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника действия в воспитательном процессе),

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Схема «Структура педагогического мастерства педагога организатора».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности

Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль играют именно театрально-выразительные способности педагога. Каждый конкретный урок – это своеобразная педагогическая пьеса, в которой преподаватель выступает как:

– автор сценария (выстраивает драматургию отношений),

– режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника действия в воспитательном процессе),

– актер (сам играет свою роль на основе точного научно-педагогического замысла),

– импровизатор (учитывает новые реально возникающие педагогические ситуации).

Если первые три функции полностью соответствуют театральному искусству, то функция импровизатора в театре востребована редко и скорее мешает общему замыслу. В педагогической же профессии она так же необходима, как и все остальные.

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов действия (спектакля, урока) с целью создания единого гармонически целостного произведения. Можно выделить несколько условий полноценной режиссуры урока. Первое условие режиссуры урока и создания целостного произведения – это наличие у педагога творческого замысла. Для этого нужно:

– осознание и анализ собственных общих теоретических позиций (подходов, теорий, принципов, технологий);

– учет психологических и других особенностей учащихся;

– планирование времени (темпа, ритма, отдельных частей урока);

– пространственное решение (компоновка учащихся в зависимости от целей урока и возможностей передвижения по кабинету). Парты, как и всякие барьеры, разъединяют людей, и это будет уместно, например, при решении официальных задач. Напротив, чем теснее круг учащихся, тем неформальнее их общение;

– использование наглядного и звукового оформления.

Второе условие – продумывание целей, которые нужно достичь с группой или отдельным учащимся. По сути, цель – это приведение всех элементов замысла к общему знаменателю, связующая идея замысла.

Третье условие – ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или иных действий. Это условие достигается наличием у педагога сверхзадачи и ощущением жизненной правды.

По Станиславскому, основа формы находится в содержании, а добиться целостности, значит ответить на два вопроса: «Чего я хочу достичь?» и «Для чего я предпринимаю эти действия?». Ответить на первый вопрос, значит, понять идею, а ответить на второй – понять сверхзадачу урока. Только после ответа на эти два вопроса, можно ставить вопрос «Как?». Тогда форма будет не надуманной, а органичной и наиболее эффективной. Исходя из этой теории бесполезно заимствовать лишь внешние приемы, формы, методы.

Важная составляющая педагогического таланта, которая роднит его с талантом актера – это потребность в самовыражении. Кроме этого, мастерство педагога реализуется через целый ряд элементов, задающих сходство его профессиональной деятельности с профессиональной деятельностью актера.

Первый элемент – наличие сверхзадачи. Сверхзадача для актера – это неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в решении творческих задач. И для педагога, и для актера сверхзадача есть тот источник энергии, который определяет его поведение. Сила подсознания может быть очень большой, если идея овладевает человеком полностью (что-то сделать, иметь, найти). Тогда «вдруг» создаются благоприятные условия, находятся средства, помощники, счастливо складываются обстоятельства. Подобные ситуации можно и нужно создавать! Педагог на работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из направленности личности (делать людей лучше). В основе формирования и выражения сверхзадачи лежат:

– мировоззрение педагога, его жизненная позиция и собственный образ жизни;

– ранее накопленный опыт (теоретические знания, результаты рефлексии);

– способность к самовыражению, естественность поведения, отсутствие боязни допустить ошибку;

– проникновение в систему мотивов учащихся, чувство эмпатии;

– эмоциональные переживания педагога.

Второй элемент – физический и психологический тренинг. Это означает способность регулировать свое самочувствие, управлять им. Умение активизировать себя или расслабляться в зависимости от ситуации, быстро восстанавливаться после физических и эмоциональных нагрузок достигается специальными упражнениями и тренировками. Психологический тренинг помогает настроиться на урок, на взаимодействие сучащимися с учетом их характера.

Третий элемент – умение завоевать аудиторию и управлять ею. Сочетание голоса, слов, взгляда, жестов, ритмики всегда индивидуально.

Четвертый элемент – правда жизни. В творчестве нельзя допускать ничего ложного, фальшивого, приблизительного.

Пятый элемент – способность перевоплотиться в образ учащегося, чувствовать, переживать, эмоционально воздействовать. Для этого надо уметь анализировать логику простых физических действий. Важную роль в этом процессе играет развитие восприятия у педагога. А.С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение. Убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и своим лицом».

«Кто и что воспитывает ребенка».

Думая о том, кем ребенок будет завтра,

                                              Не забывай о том, что кем-то он уже

                является сегодня…

О.Бальзак.

Мы живем в сложном противоречивом мире с быстро меняющейся структурой общества? За прошедший период сменилось около 1600 поколений. Это наша история, другой у нас нет. В настоящее время в России  растет новое поколение. Каждый день и каждый час приносит нам много нового. Из газет, радио и телевидения мы узнаем различные  мнения об устройстве общества, в котором мы живем, о молодежи, о людях, живущих в этом обществе, о новых открытиях науки, культуры, о достижениях спорта, новинках искусства и литературы.

Огромный мир, где нас подстерегает много опасностей, открыт перед нами. Как ориентироваться в этом мире, быть человеком, стать достойным членом человеческого сообщества? Ответ на этот вопрос трудно найти. Непросто приспособиться и жить в это неспокойное время взрослому человеку с уже сформировавшимся мировоззрением, принципами, устоем. А как быть ребенку?

Как войти ему в эту «взрослую» жизнь с его неустойчивой психикой и ранимой душой? Воспитание детей и молодежи в современном российском  обществе – это общегосударственная проблема и задача. Много факторов оказывает отрицательное влияние на жизнь и становление духовно-нравственных начал и физического здоровья юных членов нашего общества, граждан России: социально-экономические проблемы, деградация морально-этических норм, ухудшение здоровья, преступность, наркомания. И здесь на помощь приходят педагоги, учителя, старшие товарищи, вожатые.

 Протяни руку, возьми в свои  теплые ладони эти дрожащие  хрупкие ручонки. Крепко сожми их и подари надежду и уверенность, поведи за собой. Открывая чудесный мир, оберегая от оплошностей и неверных шагов.

 Огромные проблемы у нас  в обществе возникают из-за  отсутствия  должного воспитания детей. Сейчас, оглядываясь назад, нужно вспомнить пионерское детство. Пусть для кого-то это время кажется смешным, но дети учились, трудились, стремились – и все это было подчинено одной цели – формированию всесторонне развитой личности.

Сейчас это упущено. А зря! Воспитывать полноценного гражданина своей страны, умеющего жить и работать в коллективе, нужно с первых дней пребывания ребенка в школе.

Необходимо стараться формировать у ребят этическую культуру, сориентировать растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений. Для этого в работе использовать различные формы проведения мероприятий воспитательного характера, познавательная программа с приглашение мам различных специальностей, «Держава – армией крепка» рассказ о доблестных традициях защитников нашего государства, «Россия, Русь! Ты радужна и многогранна» КТД по воспитанию толерантности. Это прежде всего простые нормы поведения, дружба, вежливость, уважение, чуткость, толерантность    по отношению к другим людям, сверстникам, к старшему поколению. Так хочется, чтобы все эти качества были и  в детях, и во взрослых. Поэтому необходимо проводить мероприятия, воспитывающие чувства великодушия, порядочности, благородства, милосердия, сострадания.

Разные стили общения педагога с учащимися

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.

Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

Стиль общения педагога - это индивидуально - типологические особенности социально - психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально - этические установки общества и воспитателя как его представителя.

1) на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого самого плодотворного стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Например, такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В. Ф. Шаталов, И. П. Волков и др.

2) на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно - воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. Ведь дружеское расположение – важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом – стили общения, тесно связанные между собой. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Однако зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно - воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

3) общение - дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. А. В. Петровский и В. В. Шпалинский отмечают, что “в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника”

Информация о работе Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности