Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:58, курсовая работа
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:
– кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс;
– программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики;
Экспрессивная окраска в слове наслаивается на его эмоционально-оценочное значение, причем у одних слов преобладает экспрессия, у других - эмоциональная окраска. Поэтому разграничить эмоциональную и экспрессивную лексику не представляется возможным.
Объединяя близкие по экспрессии слова в лексические группы, можно выделить: 1) слова, выражающие положительную оценку называемых понятий, 2) слова, выражающие их отрицательную оценку. В первую группу войдут слова высокие, ласкательные, отчасти шутливые; во вторую - иронические, неодобрительные, бранные и др. Эмоционально-экспрессивная окраска слов ярко проявляется при сопоставлении синонимов:
На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение. Резко отрицательную оценку получили у нас такие слова, как фашизм, сепаратизм, коррупция, наемный убийца, мафиозный. За словами прогрессивный, правопорядок, державность, гласность и т.п. закрепляется положительная окраска. Даже различные значения одного и того же слова могут заметно расходиться в стилистической окраске: в одном случае употребление слова может быть торжественным (Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа. - П.), в другом - это же слово получает ироническую окраску (Г. Полевой доказал, что почтенный редактор пользуется славою ученого мужа, так сказать, на честное слово. - П.).
Развитию эмоционально-экспрессивных оттенков в слове способствует его метафоризация. Так, стилистически нейтральные слова, употребленные как тропы, получают яркую экспрессия: гореть (на работе), падать (от усталости), задыхаться (в неблагоприятных условиях), пылающий (взор), голубая (мечта), летящая (походка) и т.д. Окончательно определяет экспрессивную окраску контекст: нейтральные слова могут восприниматься как высокие и торжественные; высокая лексика в иных условиях приобретает насмешливо-ироническую окраску; порой даже бранное слово может прозвучать ласково, а ласковое - презрительно. Появление у слова в зависимости от контекста дополнительных экспрессивных оттенков значительно расширяет изобразительные возможности лексики.
Экспрессивная окраска слов в художественных произведениях отличается от экспрессии тех же слов в необразной речи. В условиях художественного контекста лексика получает дополнительные, побочные смысловые оттенки, которые обогащают ее экспрессивную окраску. Современная наука придает большое значение расширению семантического объема слов в художественной речи, связывая с этим появление у слов новой экспрессивной окраски.
Изучение эмоционально-оценочной и экспрессивной лексики обращает нас к выделению различных типов речи в зависимости от характера воздействия говорящего на слушателей, ситуации их общения, отношения друг к другу и ряда других факторов. «Достаточно представить, - писал А.Н. Гвоздев, - что говорящий хочет рассмешить или растрогать, вызвать расположение слушателей или их отрицательное отношение к предмету речи, чтобы слало ясным, как будут отбираться разные языковые средства, главным образом создающие различную экспрессивную окраску». При таком подходе к отбору языковых средств можно наметить несколько типов речи: торжественная (риторическая), официальная (холодная), интимно-ласковая, шутливая. Им противопоставлена речь нейтральная, использующая языковые средства, лишенные какой бы то ни было стилистической окраски. Эта классификация типов речи, восходящая еще к «поэтикам» античной древности, не отвергается и современными стилистами.
Учение о функциональных стилях не исключает возможности использования в них разнообразных эмоционально-экспрессивных средств по усмотрению автора произведения. В таких случаях «способы отбора речевых средств… не являются универсальными, они носят частный характер». Торжественную окраску, например, может получать публицистическая речь; «риторичным, экспрессивно насыщенным и внушительным может быть то или иное выступление в сфере обиходно-бытового общения (юбилейные речи, речи церемониальные, связанные с актом того или иного ритуала и т.п.)».
В то же время следует отметить недостаточную изученность экспрессивных типов речи, отсутствие четкости в их классификации. В связи с этим известные трудности вызывает и определение соотношения функционально-стилевой эмоционально-экспрессивной окраски лексики. Остановимся на этом вопросе.
Эмоционально-экспрессивная окраска слова, наслаиваясь на функциональную, дополняет его стилистическую характеристику. Нейтральные в эмоционально-экспрессивном отношении слова обычно относятся к общеупотребительной лексике (хотя это и не обязательно: термины. например, в эмоционально-экспрессивном отношении, как правило, нейтральны, но имеют четкую функциональную закрепленность). Эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой.
Таким образом, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сказать о том, что развитие эмоционально-оценочной лексики играет важную роль в процессе развития ребенка. Формирование эмоционально-оценочной лексики вбирает в себя овладение ребенком родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Эмоции представляют собой элементарное психологическое образование, отражающее реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Осуществление эмоционально окрашенного поведения придает эмоциям коммуникативную функцию передачи информации невербальными средствами. С помощью мимики, позы, жестов, интонации человек может сообщать другим о своих переживаниях и об отношении к тому или иному событию или предмету. Известно, что невербальные коммуникативные свойства эмоций генетически запрограммированы, проявляются у всех живых организмов, представляют собой наиболее древнюю форму выражения базовых эмоций. Анализируя многочисленные литературные источники, мы прошли к выводу, что дошкольный возраст является благодатным временем для развития речевой способности. Центральное место занимает уровень лексических навыков. Их развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятии и мышлении. Изучая литературу по проблеме исследования, мы обратили внимание на замечания Н. В. Казюк [14, с 52], в которых она указывала, что на протяжении дошкольного возраста наблюдается переход:
- выделение интересующего его объекта из множества других – идентификация его как отдельной сущности;
- сравнивание этого объекта с другими и выделение для себя главное – сходство с другими и отличие от других;
- от «нелогичного», расплывчатого образа, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
- от нерасчлененного образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;
- от оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, то есть отражающие предметы в многообразии связей.
Становление и усвоение смысловых отношений способствуют росту познавательных возможностей детей старшего дошкольного возраста. Процесс усвоения различных пластов «лексики», в том числе и эмоциональной, связан с целой системой совместно работающих аппаратов мозговой коры и нижележащих образований. Изучая литературу по проблеме исследования, нами было обнаружено, что каждый из этих аппаратов вносит свой специфический вклад в организацию развития лексических возможностей.
Важную функцию в процессе формирования эмоционально-оценочной лексики играет оптимальный тонус коры головного мозга. Основываясь на литературных источниках, нами было установлено, что ретикулярная формация ствола, таламус и лимбические образования, расположенные по средней линии глубоких отделов мозга имеют прямое отношение к поддержанию оптимального тонуса коры, а также обеспечивают условия необходимые для сохранения непосредственного запечатления следов и событий.
Т.Г. Визель [11, с. 26] считает, что вопрос о мозговых механизмах эмоций не является к настоящему времени решенным. Автор отмечает, что нередко их реализацию связывают с деятельность правого полушария мозга, обозначая людей с функционально активным правым полушарием как эмоциональных.
Важную функцию в процессе возникновения эмоций выполняет следующий мозговой механизм:
- значимые сигналы по структурам ретикулярной формации мозга и зрительного бугра доставляются к проекционной и лобной коре головного мозга;
- параллельно эти сигналы к лобной коре поступают через гипоталамус, миндалину и гиппокамп (лимбическая система);
- осознается значимость сигнала и в зависимости от этого гипоталамус включает соответствующие вегетативные реакции.
Из современных представлений о механизмах эмоций становится понятным, что любое, даже незначительное повреждение указанных структур головного мозга может привести, если не к нарушению, то, по крайней мере, специфике эмоционального развития ребенка, в том числе и речевого.
Изучение научных трудов отечественных и зарубежных психологов, педагогов дают основание говорить о том, что одной из важных возрастных ценностей дошкольников, является природная эмоциональность, эмоции ребенка.
Эмоциональная сфера выводиться в ранг ведущих основ личности дошкольника, ее «центрального звена» (Л.С. Выготский), «ядра индивидуальности» (А.В. Запорожец), первичной структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире.
Эмоции оказывают влияние на все формы проявления активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности в рисунках, играх и др., дают возможность наиболее ярко раскрыться в деятельности.
Роль и место эмоций в воспитании детей разносторонне представлены в трудах П. П. Блонского [5, 11 с.], Н. Я. Грота[15, 71-72 с.], В. В. Зеньковского, И. Г. [26, 45 с.], Песталоцци, И. А. [8, 76 c.] и др.
К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен оставаться безразличным в отношении чувств, развивающихся в душе дитяти», и далее заключает: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть главную свою задачу» [30, 54 c.].
Было замечено, что основную трудность дети испытывают, прежде всего, на этапе выражения эмоций в словесном плане.
Анализ и обобщение литературных источников показал, что необходимым условием развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста являются:
- наличие у детей собственного опыта эмоциональных переживаний;
- опыт общения детей со взрослыми и сверстниками;
- подбор наиболее эффективных форм, методов и средств формирования эмоциональной лексики.
Необходимо отметить, что продуктивность развития лексических возможностей детей старшего дошкольного возраста выше в игре, чем вне ее. У старшего дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, движение, контраст и т.д.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что к концу дошкольного возраста, т.е. к 6 – 7 годам, дети успешно усваивают общеупотребительную лексику, куда входят слова, обозначающие предметы и явления окружающей действительности, основные действия и качественные характеристики. Фундамент лексического запаса можно считать сформированным. Р.С. Немов пишет: «Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале» [26, с. 266].везде вперед поставьте
В старшем дошкольном возрасте высшие психические функции постепенно превращаются в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. То есть ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить и припомнить, использовать простейшие приемы и средства лексических навыков.
В процессе изучения литературных источников, нами было замечено, что важным моментом в становлении эмоциональной лексики дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, анализ литературных источников позволил нам сделать следующие выводы о развитии эмоционально-оценочной лексики в дошкольном возрасте:
- основные проблемы общения дошкольников связаны с их непониманием чувств и смысла поведения других детей, с невнимательностью к интересам и ценностям тех, с кем они общаются, с неуверенностью в себе, страхом получить отказ в общении, отсутствием навыка выражения своей симпатии;
- основную трудность дети испытывают, прежде всего, на этапе выражения эмоций в словесном плане;
- словесно – смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
- складываются элементы эмоциональной лексики, как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;