Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:58, курсовая работа
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:
– кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс;
– программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики;
- формируются предпосылки для развития лексической стороны речи в особую умственную деятельность, для понимания детьми семантики усваиваемых слов, раскрытие синонимических и антонимических отношений;
- по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие эмоциональной лексики включается в развитие личности.
Таким образом, мы выяснили психологи сфокусировали свое внимание главным образом на том, как различные эмоции находят свое выражение в речи и в чем это проявляется. К характеристикам, по которым судят об изменениях в речи, относятся интонационное оформление, четкость дикции, логическое ударение, чистота звучания голоса, лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей и эмоций. Изучению изменения различных характеристик речи посвящено много работ отечественных и зарубежных исследователей.
1.3 ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анализ и обобщение литературных источников, результаты эксперимента позволили предположить, что основную трудность дети испытывают, прежде всего, на этапе выражения эмоций в словесном плане. Поэтому актуальным является проведение работы по формированию эмоционально - оценочной лексики в старшем дошкольном возрасте, что обеспечит качественное пополнение словаря детей.
Н.В. Казюк выделяет необходимые условия формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста:
В области развития лексической стороны речи работа должна быть направлена не столько на расширение словаря, сколько на углубление понимания детьми семантики усваиваемых слов, раскрытие синонимических и антонимических отношений. Работа над смысловой стороной слова должна включать введение в речь детей групп слов, обозначающих качества человек, оценки его поступков, а так же эмоциональные качества и их оценки.
Следовательно, педагогу необходимо иметь представления об особенностях формирования оценки как семантического понятия.
Язык отражает мир с различных сторон. Прежде всего, в языке представлена объективная действительность, имеющиеся в мире предметы, свойства, действия, включая человека с его мыслями, чувствами, поступками. В языке отражается также взаимодействие действительности и человека в самых разных аспектах, одним из которых является оценочный. Оценка как семантическое понятие подразумевает ценностный аспект значения языковых выражений. Оценка как ценностный аспект значения присутствует в самых разных языковых выражениях. Об оценочной семантике говорят применительно к словам (мальчик-умница). Имеются целые слои лексики, предназначенные для выражения оценки. Это в первую очередь прилагательные и наречия, которые обнаруживают огромное разнообразие оценочной семантики. Оценка содержится в наименовании предметов и действий: клича, безобразничать, в структурах глаголов (радоваться, огорчаться).
Можно говорить о различных видах оценки М.Е. Вольф выделяет два вида оценки: абсолютную и сравнительную. При абсолютной оценке речь идет, как правило, об одном оценочном предмете, при сравнительной - имеются, по крайней мере, два объекта. "В абсолютных оценочных структурах сравнение прямо не выражено. Сравнительная оценка предполагает выраженное сравнение. Иными словами, абсолютная оценка содержит сравнение, основанное на общности социальных стереотипов, в то время как сравнительная оценка основана на сопоставлении объектов друг с другом" [18, 67 c.].
Среди оценочных значений выделяются три группы.
Первая группа - это сенсорные оценки, они делятся на сенсорно-вкусовые (приятный, вкусный), психологические, среди которых различаются: а) интеллектуальные оценки (интересный, увлекательный) и б) эмоциональные (радостный, грустный).
Вторая группа - это сублимированные или абсолютные оценки, которые делятся на эстетические оценки, основанные на синтезе сенсорных и психологических оценок (красивый, прекрасный), эстетические оценки, подразумевающие нормы (добрый, порядочный).
Третья группа - рационалистические оценки, связанные с практической деятельностью человека. Они включают утилитарные (полезный, вредный), нормативные (здоровый), тематические оценки (удачный, негодный).
Значительный интерес представляет функционирование оценки в речевых аспектах. Успех речевого акта зависит от степени воздействия говорящего на адресата. Оценка играет чрезвычайно важную роль при непосредственной коммуникации, где, как правило, бывают так или иначе затронуты интересы участников. Поэтому существуют определенные социально-психологические требования к процессу коммуникации, где высказываются оценки: должно соблюдаться некое равновесие во взаимоотношениях между его участниками, необходимо воздерживаться от самовосхваления, и в то же время избегать похвал в адрес собеседника, высказывая оценки, необходимо учитывать, затрагивают ли они интересы адресата.
Чрезвычайно важный момент выражения оценки - это фонетика. Одним из основных средств оценки является интонация.
Поводя итог, следует отметить, что оценка как бы расставляет объекты по местам в ценностной "картине мира", определяя их взаимодействие. Мы попытались выявить отдельные элементы оценочных структур.
Оценка включает ряд обязательных элементов, таких как субъект оценки, объект оценки, и что особенно существенно, шкалу оценки. В оценке постоянно взаимодействуют субъективный и объективный факторы, причем каждый из них затрагивает и субъект, и объект оценки.
Субъект выражает оценку, как на основе собственных эмоций, так и с учетом социальных стереотипов. Объект оценки также подразумевает объективные свойства и свойства, которые могут оцениваться исходя из предпочтений индивидуального субъекта.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из условий овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста. Называние эмоций заключается в эмоциональном осознании ребенком себя. Поэтому важно выделить эмоции, постепенно возникающие в процессе становления детских отношений и изучить особенности такого рода эмоций ребенка в нормальных для него жизненных условиях.
Дошкольник характеризуется большой эмоциональной отзывчивостью, он очень эмоционально реагирует на различные радостные и печальные события, легко проникается чувствами и настроениями окружающих его людей. Выражение чувств у дошкольника носит непосредственный характер, они бурно обнаруживаются в его словах, движениях, мимике.
На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий житии и воспитания Хотя ребенок рождается с некоторыми безусловными реакциями, все это составляет лишь начало, лишь предпосылки последующего развития человеческих чувств, У ребенка постепенно формируются совершенно новые нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, не связанные непосредственно с натуральными аффектами и не имеющие своих аналогов у животных. Проанализировав педагогическую и психологическую литературу, мы можем сделать вывод о том, что простые органические чувства ребенок испытывает с первых дней жизни. Причем, прежде всего он переживает отрицательные чувства. Они проявляются в виде плача, крика, которыми младенец отвечает на неблагоприятные воздействия внешней и внутренней среды. На ранней ступени развития простые чувства имеют безусловно-рефлекторную природу и возникают как ответ на действие жизненно важных раздражителей.
У младенца некоторые чувства приобретают условно-рефлекторный характер, появляется положительное эмоциональное отношение к взрослому, который удовлетворяет все потребности маленького ребенка и оберегает его от вредных воздействий.
К концу года отношения ребенка с окружающим миром меняются: они становятся дифференцированными, избирательными. Девяти-десяти месячный младенец радостно тянется к матери. Появление чужого человека вызывает у него удивление, сосредоточение. Замечено, что десятимесячные дети проявляют чувство, похожее на чувство ревности, которым они отвечают на обращение матери к другому ребенку.
Со второй половины первого года жизни дети начинают проявлять чувство радости при восприятии различных игрушек и действий с ними. Эти чувства ребенка кратковременны и неустойчивы.
Среди чувств годовалого ребенка особого внимания заслуживает чувство удивления, которым дети реагируют на новое, неожиданное, яркое и необычное явление.
Заметные изменения чувств происходят на втором-третьем годах жизни. Они обусловлены двумя основными факторами: развитием самостоятельности у детей в передвижении и действиях с предметами, и вызванным этим расширением общения ребенка с людьми.
Именно на этом этапе, по мнению А.В. Запорожца, ребенок от неопределенного подражания окружающим и заимствования у них способов выражения эмоциональных состояний переходит к собственным способам выражения эмоционального отношения к другим людям.
Важную роль в развитии у ребенка чувств играет овладение речью. А.А. Люблинская отмечает, что существенную роль играет именно словесное обозначение взрослыми своего отношения к действиям ребенка. Слова, выражающие оценки, становятся основной формирующихся у детей чувств [18, 154 c.].
К концу третьего года жизни ребенок может переживать элементарные эстетические чувства
Их вызывает красивая мелодичная музыка, ребенок радуется банту на голове.
Изменяются и познавательные чувства детей. Удивление, характерное для годовалого ребенка, сменяется элементарной любознательностью.
Вместе с ростом самостоятельности и самосознания возникают и новые чувства: обиды, если над ним кто-нибудь посмеялся, обманул, чувство смущения, стыда, если сделал что-то недозволенное, элементарные проявления зависти, если у другого есть то, чего нет у него.
К концу дошкольного возраста у ребенка формируются нравственные чувства. Объектом таких чувств являются люди, их социальное поведение, взаимоотношения. Особенно важно формирование такого чувства как чувство совести, которое выполняет роль внутреннего судьи. Совесть – эмоционально – оценочное отношение личности к собственным поступкам и поступкам близких людей.
Много новых чувств возникает у дошкольников в связи с новыми условиями жизни. Это, прежде всего, жизнь в группе детскою сада, где между детьми складыванием начальные формы коллективных отношений.
Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение серьезных поручений формирует у шести-семи летнего ребенка новое чувство – чувство долга, ответственности перед другими.
Сравнивая свой действия с аналогичными действиями других ребят, пяти - семилетние дети получают основу дня переживания новых чувств: гордости, неуверенности в себе, чувства превосходства, неловкости, стыда.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувство ребенка все более опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными общественно-моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.
В работах Л. С. Выготского, A.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконииа мы находим, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоении ребенком социальных ценностей* социальных требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним состоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения, в результате такого рода усвоения ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
В возникновении чувств и в процессе их протекания огромную роль играет речь. Обозначая словами чужие и собственные переживания, а также. Причины, их вызвавшие, человек осознает свои чувства. Они становятся понятными самому субъекту, и служит могучим средством общении и познания людей, воздействия их друг на друга.
М.И. Чистякова определила язык чувств как "слова, обозначающие явления «эмоциональной жизни». Он формируется по тем же законам, что и язык в целом [18, 137 c.].
По мнению сторонников так называемой ''наивной теории эмоций", в 18-20 месяцев ребенок начинает использовать слова, обозначающие эмоции. Развитие у ребенка способностей говорить об эмоциях свидетельствует, об овладении не просто соответствующими терминами, но и способами межличностного взаимодействия.
Прежде чем раскрывать особенности формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста, имеет смысл определить понятие "овладение языком чувств". Овладение языком чувств, как считает Г. Люблинская, это овладение особой лексикой, пополнения словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроения его оттенки, переживания; это освоение большого пласта "волшебных слов", то есть вежливости, отражающих нашу доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность; это умение слушать и слышать, понимать» что стоит за словами, а также читать "язык тела".
Основы овладения эмоциональным словарем закладываются в раннем детстве, в два-три года. Словарь эмоциональной лексики детей ограничен как их очень маленьким опытом, так и внутренними возможностями. Когда ребенку не хватает слов, он создает свои авторские. Вот примеры, заимствованные у К.И. Чуковского из книги "От двух до пяти".
- Я уже все выгрустил плачем.
- Когда дети приходят в гости, их надо наслаждать конфетами.
- Бабушка! Ты моя лучшая любовница!
- Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня!
- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!
- Ты, мама, у меня лучшевсехная!
- Грозительный палец.
Одной из особенностей созданных ребенком эмоциональных слов является скрещивание двух разных корней:
- Я безумительно люблю кисанек! (безумно + изумительно)
Одномоментные эмоциональные состояния могут словесно определяться так: "больнуло", "заштохело".
Все явления внутренней жизни, по мнению ребенка, имеют и обратное направление: грустил – выгрустил, радовался - отрадовался, мама сердится, но быстро удобряется.
Своеобразное использование эмоциональных слов связано с особенностью употребления детских приставок: они никогда не срастаются с корнем.
- Ах, какой ты невежа!
- Нет, папочка я вежа, я вежа!
- Отстань, я тебя ненавижу.