Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа
Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества-Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. Формирование личности ………………………………..7
РАЗДЕЛ II. СМИ и их влияние на формирование и развитие личности……………………………………………………………….10
РАЗДЕЛ III. Эмпирическое исследование влияния интернета на формирование личности ……………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..22
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. Формирование личности ………………………………..7
РАЗДЕЛ II. СМИ и их влияние на формирование
и развитие личности…………………………………………………………
РАЗДЕЛ III. Эмпирическое исследование влияния интернета на формирование личности ……………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..22
Введение
Живя в современном
мире, мы постоянно сталкиваемся со
средствами массовой информации. Они
настолько прочно основались в нашей
повседневности, что мы даже представить
себе не можем своего существования
без них. Для нас стало, довольно,
обыденным смотреть последние новости
по любимому телеканалу, узнавать счёт
футбольного матча на спортивном
сайте через Интернет, слушать
прогноз погоды на день на волнах полюбившейся
FM - радиостанции. Значение средств
массовой информации в жизни современного
общества трудно переоценить. Начавшееся
в середине 20-го столетия бурное развитие
информационных технологий заложило основу
формированию общества совершенно нового
типа - информационного общества-
Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего.
СМИ традиционно влияют на
общественное сознание и поведение
людей, побуждая их к достижению тех
или иных целей. В периоды эволюционного
развития структура и функции
СМИ, как правило, вносят вклад в
устойчивое функционирование общества
в целом. Однако в переходную эпоху
развития общества отдельные структуры
СМИ обретают иные темпы жизни, они
могут развиваться вне
Социологическое изучение СМИ
современной России является актуальной
задачей в силу ряда обстоятельств:
усложняется сама динамика развития
СМИ, они стали частью повседневной
жизни миллионов россиян, определяя
их взгляды и мнения; СМИ являются
одним из важнейших агентов
Средства массовой информации стали главным инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Н.С. Леонов справедливо отмечает: "Информация стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления.
Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. В становлении современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько этапов, или "поколений", привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук, после второй мировой войны, одновременно с развитием информационных наук и технологий, стали оформляться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной литературе и получила широкое распространение как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и в публичных выступлениях
В теории коммуникации 50-60-х годов происходит "психологизация" коммуникации, когда она начинает все больше рассматриваться как человеческая коммуникация. Коммуникация есть не просто передача-прием информации, но создание некой общности, некой степени взаимопонимания между участниками.
Средства массовой информации
оказывают огромное влияние на личность
и, зачастую полностью, формируют общественное
мнение, непреложный факт. Мы каждый
день получаем из прессы новости и
информацию, которая процентов на
семьдесят не подлежит проверке. Мы
однозначно не всегда можем сказать
себе: "Да, я там был, это правдивая
информация", и поэтому должны
просто принимать такие новости
на веру, формируя свое мнение из увиденного
или услышанного, что, к сожалению,
не всегда бывает правдиво. Подрастающее
поколение формирует свои мнения
и вкусы практически на все
сто процентов благодаря
Но задумывались ли мы над тем, какую роль СМИ занимает в жизни современного человека? Какой характер имеет влияние СМИ на образ жизни людей, на их поведенческие стереотипы, привычки и т.д.? И, вообще, существует ли это влияние? Я считаю, что проблема влияния средств массовой информации на поведение – очень актуальна в нашем современном обществе.
Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий,происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это - факт. Именно этот вопрос я хотела бы рассмотреть в своей курсовой работе.
Все это определяет актуальность данного исследования и позволяет выделить существующие противоречия между тремя возможными взаимосвязанными методологическими подходами:
Объект: Формирование личности детей и подростков.
Предмет: Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков (на примере интернета).
Цель: Изучить влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков.
Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
Методы:
РАЗДЕЛ I. Формирование личности как целостный процесс
Личность формируется, главным образом, в деятельности, через отношения с другими людьми, коллективом, обществом. Процесс формирования личности - это процесс усвоения индивидом опыта общественной жизни. Начиная с момента рождения человека и на протяжении всей его жизни те или иные стороны личности постоянно находятся в развитии.
Процесс формирования личности
продолжается практически всю жизнь
с разной степенью интенсивности. Наиболее
интенсивно человек формируется
до 18 лет, момента наступления
Личность человека - это
понятие, выражающее социальную сущность
лица, комплекс характеризующих его
признаков, свойств, связей, отношений,
его нравственный и духовный мир,
взятые в развитии, во взаимодействии
с социальными и
1) Физические свойства: пол;
возраст; особенности
2) Социальные свойства: к ним относятся проявления в различных сферах общественной жизни: труде, учебе, семье и др.
3) Психологические свойства:
к ним относятся
4) Нравственно-психологические
свойства: к ним относятся:
Можно сказать, что "несовершеннолетний - это временной срез личности человека, находящегося в стадии формирования, с частично уже сформировавшимися в предыдущий возрастной период свойствами".
Оценка личностью своей социальной полноценности осуществляется благодаря ценностям. Ольшанский Вадим Борисович – (российский социолог и философ, специалист в области социологии и психологии личности), сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими "заметить в потоке информации то, что наиболее важно / в позитивном или негативном смысле/ для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения"
Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. "Призма ценностей" усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяют как "локаторы нравственного сознания личности", главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира.
В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций ученых, "представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы". По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а следовательно, конформизм, безликость человека.
Информация о работе Эмпирическое исследование влияния интернета на формирование личности