Эстетическое воспитание с использованием предметов искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании роли произведений искусства в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Основная часть. Роль произведений искусства в процессе эстетического
воспитания детей дошкольного возраста……………………………………….5
§1. Теоретические подходы к проблеме эстетического
воспитания детей дошкольного возраста…………………………….....5
§2. Искусство как средство эстетического воспитания
детей дошкольного возраста…………………………………………..…13
§3. Методические рекомендации по использованию
произведений искусства в эстетическом воспитании детей
дошкольного возраста……………………………………………..…….19
Заключение ………………………………………………………………………25
Список литературы …………………………………………………..………....28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 54.32 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………..3

Основная часть. Роль произведений искусства в процессе эстетического

воспитания детей дошкольного возраста……………………………………….5

§1. Теоретические подходы к проблеме эстетического

воспитания детей дошкольного  возраста…………………………….....5

§2. Искусство как средство эстетического воспитания

детей дошкольного возраста…………………………………………..…13

§3. Методические рекомендации  по использованию

произведений искусства  в эстетическом воспитании детей

дошкольного возраста……………………………………………..…….19

Заключение ………………………………………………………………………25

Список литературы …………………………………………………..………....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     

 Проблема  эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста является традиционно  наиболее важной в педагогике. Еще в работах В.Г.Белинского  отмечено, что эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием. [14]

       У всякой  системы есть стержень, основа  на которую она опирается. Такой  основой в системе эстетического  воспитания считается искусство.

       Искусство  заключает в себе большой потенциал  для развития личности. В исследованиях  многих ученых и педагогов   доказано, что общение с произведениями  искусства имеет познавательное  значение, помогает развитию и  совершенствованию чувств, активно  способствует росту эстетического  сознания личности. [9]

Актуальность данной работы состоит в том, что, приобщая детей  дошкольного возраста к богатейшему  опыту человечества, накопленному в  искусстве можно  заложить прочную  основу   для   формирования    эстетического   вкуса   и  научить их видеть, чувствовать и  понимать прекрасное.

Цель исследования заключается  в теоретическом обосновании  роли произведений искусства в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс  эстетического воспитания детей  дошкольного возраста на примере  использования произведений искусств.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного  возраста будет эффективно, если:

  • педагогический процесс будет строиться с учётом имеющегося эстетического опыта воспитанников;
  • будут реализованы методические рекомендации по использованию произведений искусства в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Проанализировать и обобщить классификацию методов, средств и форм эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания.
  3. Разработать методические рекомендации по использованию произведений искусства в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

В работе использовались следующие  методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, обобщение  и систематизация материала.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, содержащую три параграфа, раскрывающие тематику работы, заключение.

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1. Теоретические  подходы к проблеме эстетического  воспитания детей дошкольного возраста

 

Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» -воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики, как науки, является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед обществом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Д.Б.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, И.Д.Маркевич и другие.

В литературе имеется множество  различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств  эстетического воспитания. По мнению   В.Н.Шацкой предлагается формулировка: «Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в  общественной жизни, труде, выявлениях искусства». [21: 74]

Д.Б.Лихачев определяет эстетическое воспитание – как целенаправленный процесс формирования творчески  активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное  в жизни и искусстве, жить и  творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического  воздействия в эстетическом становлении  ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.Б.Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [16: 98].

Существует множество  определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного  воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического  воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, – развитие способности  к самостоятельному творчеству и  созданию прекрасного. Своеобразное понимание  сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы  к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического  воспитания требует особого внимания.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной  сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.

Сформированные в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В последующие годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах. [4]

Оценивая роль эстетического  воспитания в развитии детей, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость  быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического  уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей.

Задачи эстетического  воспитания дошкольников, исходя из его  цели, можно представить двумя группами. [22: 21]

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения  детей к окружающему. Предусматривается  следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества. [6: 101]

Названные группы задач дадут  положительный результат лишь при  условии их тесной взаимосвязи в  процессе реализации. Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определённые условия.

К ним относятся развивающая  среда, природа, искусство, художественная деятельность.

Развивающая среда оказывает  на ребенка воздействие, которое  по своей значимости вряд ли может  сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит  красивые взаимоотношения между  людьми, слышит красивую речь, такой  ребенок с малых лет будет  принимать эстетическое окружение  как норму, а все, что отличается от этой нормы будет вызывать у него неприятие.

В природе можно увидеть  гармонию – основу красоты, разнообразие красок, форм, звуков, их сочетание. Сама по себе, природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной.

Искусство является неотъемлемой частью эстетического воспитания ребенка  с ранних лет. Деятельность связанная непосредственно с видами искусства – художественная деятельность. Воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. В художественной деятельности присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. Оба они необходимы, взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись, воспроизводить. [18]

Методы эстетического  воспитания очень разнообразны. Они  зависят от многих условий: объема и  качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и  способности педагога. [13: 34]

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные  явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкального произведения. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

Педагогическая наука  и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  • метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
  • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. [19: 110]

Еще одно из важных составляющих успешного педагогического процесса – это выбор форм организации  деятельности.

Формы организации эстетического  воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в дошкольном общеобразовательном учреждении, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.

Воспитатель управляет процессом  развития детей. Дети и сами любят  художественную деятельность, и часто  по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная  художественная деятельность полностью  осуществляется без руководства  взрослого. Просто характер этого руководства  косвенный. Воспитатель заботится  о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в  самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Информация о работе Эстетическое воспитание с использованием предметов искусства