Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 18:58, курсовая работа
Цель исследования: доказать эффективность этимологического анализа слов в повышение орфографической грамотности.
Объект исследования: словарные слова в учебниках русского языка, изучаемые с помощью этимологического анализа.
Предмет исследования: этимологический анализ слов.
Гипотеза: применение этимологического анализа слова на уроках русского языка способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания словарных слов, углубляет знание языка, повышает интерес к нему.
Введение с.3
Глава 1. Этимологический аспект структуры слова
1.1 Этимология как наука. с.4-7
1.2 Обзор исследований, посвященных этимологическому
анализу слова. с.8-11
Глава 2. Этимологический анализ слов как методический
прием при обучении орфографии.
2.1 Система упражнений к работе со словарными словами. с.12-16
2.2 Этапы работы по развитию орфографической грамотности
с применением этимологического анализа слова. с.17-23
Заключение с. 24
Список литературы с. 25
Как ни парадоксально, но работа над словарными словами ведется на уроках изолированно от другой орфографической работы: написание непроверяемых безударных гласных ведется в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе лежит одно и тоже умение: обнаружить гласный в слабой позиции, поставить в сильную.
Этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и мн.др.
В заключение нашей работы хотелось бы привести слова великого педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Язык народа - лучший, некогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое… Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык - народа нет более!» (Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. М; 1947, с. 557)
Список литературы
1. Аникин А.Е., Уткин А.А. и др. Из истории русских слов: Словарь - пособие. - М.: Школа Пресс - 2005.
2. Ванюшечкин. В.Т. Из опыта применения этимологического анализа в словарно-орфографической работе с учащимися //Русс. яз. в школе - 1968 №3 с.18.
3. Волина В.В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2010 - 256с.
4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Рус. яз., 2000. Т. 1: А-О. - 1209с. с.11-45, с.336.
5. Краткий этимологический словарь русского языка /Под ред. Бархударова С.Г. - М.: Гос-е учебно-педагогическое издат-во мин-ва просвещения РСФСР, 1961.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2011. 797с. с.458.
7. Подшибякова Н.А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку //Рус. яз. в школе - 1984. №2 - с. 24.
8. Покровский Л.Л. «Приемы проверки написания слов с непроверяемыми орфограммами» //Рус. яз. в школе - 1979 №4 - с.48.
9. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин и др., Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. c.235
10. Собанская-Петрова Т.В. Непроверяемые гласные и этимологический анализ //Русский язык в школе. - 1968. - №5. - с.41.
Информация о работе Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности