Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 04:56, автореферат
Родовая способность человека быть личностью не является биологически фиксированной, а обусловлена социально-историческими отношениями, в которые вступает каждый человек в ходе своей жизни.
После рождения в жизни ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования будущей личности. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и, в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Сравнивая результаты уровня эмпатии у детей в начале и в конце исследования можно отметить, что на контрольном этапе у наибольшего числа обследуемых дошкольников выявлен высокий уровень по исследуемой проблеме. На констатирующем этапе высокий уровень сформированности эмпатии зафиксирован у 10% воспитанников, средний уровень- 60%, низкий уровень- 30%. На контрольном этапе: высокий уровень-60%; средний уровень- 40%, низкого уровня нет совсем.
Анализируя результаты нашего эксперимента, можно констатировать, что мы, верно обозначили направления нашей работы, в результате чего у дошкольников значительно изменился уровень сформированности эмпатии. Таким образом, анализ материалов исследований по формированию эмпатий у детей старшего дошкольного возраста подводит нас к следующему выводу: гипотеза нашего экспериментального исследования подтверждена. Экспериментальная деятельность подтвердила, что формирование эмпатии у детей подготовительной к школе группы действительно эффективно осуществляется в процессе этических бесед.
Даже в условиях того ограниченного времени, которое было отведено нашему формирующему этапу, можно говорить об изменении уровня сформированности эмпатий у дошкольников, что стало возможным благодаря использованию этических бесед на втором этапе экспериментальной деятельности. Представленная работа посвящена теме "Этическая беседа, как средство формирования эмпатии в старшем дошкольном возрасте". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Таким образом, можно констатировать, что дошкольный возраст - благоприятный период для формирования у детей эмпатий, а этическая беседа- эффективное средство формирования эмпатий у детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.
Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств. Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств.
Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовольствие от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы. На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность. Этические беседы - эффективное средство формирования нравственного самосознания ребенка. Для наиболее успешного формирования нравственного самосознания ребенка и нравственной саморегуляции его поведения необходимо в беседе использовать наглядный материал, с учетом того что у у детей дошкольного образа преобладает наглядно- образное мышление. В ходе этической беседы дети могут рассматривать картинки и классифицировать их по заданию, предложенному воспитателем (разложите картинки на те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован плохой; отберите те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение; посмотрите на две большие картины, а затем на картинки на ваших столах и подойдите к той картине, которая больше соотносится с нашей картинкой по морали, по типу поведения персонажа, по форме выражения героями чувств и т. Планируя и организуя этические беседы, педагог уделяет особое внимание осознанию ребенком моральных ценностей. Воспитатель заботится, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей должна быть наполнена соответствующими ситуациями (подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными). Воспитатель не только использует для проведения этической беседы случаи, возникающие стихийно, но и специально организует ситуации, включая их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем разделам программы. Методика проведения этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности.
Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность педагога и воспитанников. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:
1) определение темы,
2) подбор материалов и пособий,
3) составление плана,
4) подготовка воспитанников.
Констатирующий этап Сначала за детьми наблюдали в разных видах деятельности. Затем задавали каждому ребенку следующие вопросы:
1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
2. Можно ли обижать животных? Почему?
3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему? Вторая серия исследования заключалась в следующем. Ребенку предлагали закончить несколько ситуаций.
1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, можешь иди играть или пойди помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
2. Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?
3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
4. Таня и Оля играли
в «дочки-матери». К ним
5. Коля играл в «лошадки».
Он бегал и кричал «Но, но,
но!» В другой комнате мама
укладывала спать его
6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
В Формирующем По материалам беседы детям предлагали сделать рисунок, придумать рассказ, сказку и т.п. А творческие работы детей значительно увеличивали эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. После прочтения произведений предлагали детям организовать сюжетно- ролевые игры, в которых создавали проблемные ситуации. Так например, в ходе игры « Пароход» обращали внимание, что за бортом утопающий- предлагали детям оказать ему помощь, в конце сюжетно- ролевой игры проводили этическую беседу по игровой ситуации. Дети высказывали свое мнение о способах и мотивации спасения, учились замечать, кому нужна помощь и как ее можно оказать.