Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:58, реферат
Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.
Известно, что особые сложности в построении отношений между этносами и организации их совместного проживания в рамках одного общества возникают тогда, когда их системы ценностей не просто различаются, но в силу глубины этих различий должны быть отнесены уже к различным цивилизациям. Скажем, когда одни этнические группы по образу жизни и культурным особенностям относятся скорее к доиндустриальной стадии, а другие - к индустриальной или даже, в какой-то своей части, к постиндустриальной, информационной стадии. В подобных ситуациях едва ли разумно непосредственно ставить перед собой "идеальные", благостно звучащие цели и задачи. Они, как правило, либо в принципе недостижимы, либо неоправданны и далеко не оптимальны, либо - и первое, и второе вместе. И постановка таких целей - по существу, лукавство, продукт осознанного или неосознанного обмана. Но для определения разумных, посильных, реально достижимых целей (которые, в свою очередь, явятся ступенями к последующим, более высоким и сложным целям) необходима опора на достаточно развитые теоретические основания. Необходимо использование соответствующих понятий теории диалоговых отношений.
Глубокая разнородность
Трудности, аналогичные вышерассмотренным,
относятся также к тем
И когда в научной литературе
или в документах нормативного характера
встречаются соображения
И все же хочется уточнения,
например, по первому пункту ("единство
национального, общенационально-
Равным образом, нет возражений
против следующих принципов
1) признание равноправия партнеров общения
2) создание атмосферы
открытости и доверия
3) принятие общих, значимых для всех сторон целей
4) уважение к традициям,
обычаям и образу жизни
5) ориентация на
Но при этом особое внимание,
с учетом излагаемой нами концепции,
хотелось бы обратить на пункт № 3: принятие
общих, значимых для всех сторон целей.
Ибо именно в нем сформулировано
главное условие для
Такого рода вопросы и
сомнения возникают при чтении текстов
по проблемам межэтнической
24 вопрос: Проблемы детства и воспитательные традиции в народной педагогике.
К. Д. Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики эмоционально-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно-нравственной зрелости. В современных периодизациях детства отмечаются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоционально-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения.
В своем становлении ребенок проходит две стадии: биологическую, в течение девятимесячного развития в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17—18 лет в различных формах социального воспитания. Периодизация социальной стадии имеет следующую структуру.
1. От рождения до 1 года
— раннее младенчество. Это период
первоначального
2. От 1 года до 3 лет — собственно младенчество. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов.
3. От 3 до 6 лет — раннее детство — период перехода из младенчества в детство. Время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру. Все три периода — от рождения до 6 лет — называют еще преддошкольным и дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начинается для многих ребят с 6 лет. Оно осуществляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7 годам.
4. От 6 до 8 лет — собственно
детство. В этот период
5. От 8 до 11 лет — предподростковый
период — время зрелого
6. От 11 до 14 лет — отроческий, подростковый возраст — новый качественный этап в становлении человека. Его самыми характерными чертами являются: в физиологическом отношении—-половое созревание, в психологическом — личностное самосознание, сознательное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще средним школьным возрастом.
7. От 14 до 18 лет — юношеский
возраст — период завершения
физического и
В каждый период
возрастного становления
Характеризуя каждый из названных возрастных периодов развития детей под углом зрения их духовно-нравственного становления, следует отметить ограниченность опыта реальных общественных отношений у дошкольников и младших школьников. Этим и объясняется их огромная тяга к накоплению впечатлений, стремление сориентироваться в жизни и утвердить себя. Дошкольники и младшие школьники способны оценить и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Они оценивают эти качества утилитарно-практически, а человеческую красоту видят во внешних, привлекательных, непосредственно созерцаемых формах одежды, приемах поведения и поступках. Период дошкольного и младшего школьного детства является самым важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. В этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование свойств и качеств личности, которые сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Подростковый возраст наиболее сложный в жизни детей. Это возраст закрепления приобретенного в раннем детстве нравственно-эстетического багажа, его осмысления и обогащения. Важная особенность в том, что ребенок переживает половое созревание. Реальная сложность его жизни заключается в постепенно нарастающей волне самоосознания, самопознания, самооценки себя в системе социальных отношений, в развитии нравственно-эстетического сознания и мышления. Если подросток ощущает и понимает, что гармонично включается в жизнь, находит удовлетворение своим потребностям, то и физиологические процессы протекают нормально. Если же он конфликтует со сверстниками и взрослыми, его интересы подавляются, одна за другой возникают противоречивые ситуации, то половое созревание усложняет угнетенное психическое состояние.
Подростки недалеко ушли от младших школьников, но уже перешагнули через барьер самосознания. Их еще очень сильно привлекает внешняя форма жизненных явлений, но уже интересует и их содержательное социальное наполнение. В восприятии нравственно-эстетического облика другого человека господствует функционально-романтический подход. Подросток оценивает эстетически не только внешний вид, но и отдельные, привлекающие его нравственные качества. Он выделяет, например, отвагу и смелость, активность и верность, справедливость и решительность. И в зависимости от их наличия или отсутствия судит о человеке в целом: хорош он или плох. красив или некрасив. Подростка может увлечь и асоциальный тип поведения, псевдоромантический образ жизни людей, совершающих правонарушения. Все это делает подростковый возраст периодом особого внимания со стороны взрослых и продуманного индивидуального подхода.