Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Психологи отмечают, что большое значение для развития личности имеет состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Поэтому основными задачами в период становления характера являются :
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1.Проблема формирования навыков межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе……. …………………. 5
Глава 2. Экспериментальная деятельность по формированию у студентов навыков межличностных отношений ……………………….. 13

Заключение …………………………………………………………. 22
Список литературы………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

конкурсная работа Сингирцевой.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Упражнение «Великий мастер».

Каждый по кругу начинает со слов: «Я великий мастер…», например, пеших прогулок, приготовлении кофе, заплетениям косичек и т.п., причем, остальных участников надо убедить в этом. Ведущий спрашивает у группы: «А кто-нибудь есть в группе, кто делает это лучше?» Вся группа должна согласиться, что в этом деле действительно великий мастер. У каждого человека есть что-то, что он делает лучше, в чем он чувствует себя мастером, и это его ресурс. Упражнение актуализирует сильные стороны

(Приложение 14)

4. Заключительный  этап эксперимента проводился в мае 2010 года. Решались задачи сравнительной характеристики группы на исходном и заключительном этапе по формированию навыков межличностных отношений; выявлялась эффективность комплексно-целевой программы по формированию межличностных отношений.

Были проведены методики, которые использовались на диагностическом этапе эксперимента. Результаты показали, что диагностические показатели участников группы улучшились.

 Более наглядно результаты  представлены в таблицах 4-6.

Таблица 4

Результаты анкеты на выявление психологической атмосферы в группе.

группа

Кол-во чел.

5 баллов

%

4 балла

%

3 балла

%

Предварительный этап

20

10

35

55

Заключительный этап

20

50

45

5


 

Таблица 5

Результаты анкеты  по выявлению взаимоотношений в коллективе

 

группа

Кол-во чел.

Класс дружный(%)

Каждый сам по себе(%)

Есть ссоры, но класс не конфликтный(%)

Предварительный этап

20

5

15

80

Заключительный этап

20

65

5

30


 

Таблица 6

Результаты анкеты по выявлению взаимопомощи

группа

Кол-во чел.

Помогают только друзьям(%)

Помогают по просьбе учащегося(%)

В классе помогают без напоминания. (%)

Предварительный этап

20

80

20

 

Заключительный этап

20

25

60

15


Однако методы математической статистики не являются единственными при определении сформированности навыков межличностных отношений. На данном этапе использовались и другие методы: индивидуальные и групповые беседы, наблюдение. Это значительно расширило общую картину и подтвердило правильность и закономерность полученных выводов.

Приведем высказывания участников экспериментальной группы:

- Я многое узнала о себе, и теперь многое могу.

- Я узнала, что люди относятся ко мне лучше, чем я думала.

- Я увидела о себе больше, чем хотела.

- Раньше у меня не было  друзей, а теперь появилось много.

- Мне понравились игры. Интересно узнать что-то новое, открыть для себя новые чувства. Открыла для себя новый маленький мир.

- Я поняла, что моя сила во  мне. Изменились отношения в группе  к плюсу.

-  Я поняла, что не люблю, когда закрыты глаза.

- Стала задумываться о будущем.

- Я узнала что-то новое, получила новые знания. Умение контактировать. Я ушла отсюда с новыми умениями.

- Что-то во мне изменилось. Я открыла для себя новое.

- Научилась общаться и могу откровенно говорить.

- Оправдались мои надежды.

- Мои новые надежды увидеть мир по-новому.

- Появился азарт узнавать о себе.

Таким образом, формирование у подростков навыков межличностных отношений требует особого внимания педагога. Отклонения в общении подростков, негативные проявления межличностного общения  при целенаправленной систематической работе корректируются, следовательно, в работе с детьми подросткового возраста педагогу необходимо осуществлять мониторинг общения в группе. Своевременная диагностика  состояния межличностного общения позволяет своевременно выявлять проблемы в коллективе группы студентов. Существенным является тот факт, что подростки часто не имеют положительных эталонов общения, и их модели взаимодействия со сверстниками формируются стихийно. Следовательно, нужна целенаправленная работа по информированию учащихся о коммуникативных умениях и навыках делового общения, их активизация в практических упражнениях, обучение навыками позитивного общения и формирование опыта организации межличностного взаимодействия.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ проблемы формирования у подростков навыков межличностных отношений в рамках данного исследования позволил сделать следующие выводы:

- в  подростковом возрасте  происходят  значительные изменения, касающиеся  организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций  формируется личность подростка, его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых;

- подростковый возраст характеризуется:

  • потребностью в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • стремлением обзавестись верным другом;
  • стремлением избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

- . ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину – интимно-личное общение), психологическое отдаление от взрослых;

- особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи, нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, диктуют необходимость использования специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме;

- подростковый период – благоприятный  период для развития многих сторон личности. Наиболее значим период отрочества для развития полноценного общения;

- крайне важным вопросом в  данных условиях становиться  формирование у подростка адекватной  самооценки, умения устанавливать  контакты в процессе взаимодействия  в социуме;

- группа сверстников оказывает большое влияние на формирования личности. О том, что группа  способна оказывать положительное влияние на личность, свидетельствуют многочисленные данные, полученные и в педагогике, и в психологии. Теоретическое признание и экспериментальное подтверждение получило положение о том, что личностью человек не рождается, а становится. Многое, что в человеке есть положительного, действительно приобретается только в результате общения и взаимодействия с людьми.

- группа  способна оказывать на личность разное, не только положительное, но и отрицательное воздействие

- преподаватель в современных условиях не только носитель и передатчик научной информации, сколько организатор познавательной деятельности молодежи, воспитатель коммуникативной способности.

 - педагогическая работа по формированию у подростков навыков межличностных взаимоотношений должна проводиться  планомерно и систематично;

- для повышения эффективности воспитательных воздействий необходимо учитывать специфику социального окружения подростков.

- основной задачей педагога в ходе педагогической деятельности с подростками состоит в развитии осознанности и свободы выражать свои качества, развитии эмпатии и активного слушания.

Особого внимания в деятельности педагога по формированию навыков межличностного общения требуют такие вопросы, как:

-     организация деятельности по сапопознанию;

- формирование умения управлять выражением чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости;

-   обучение успешному взаимодействию в различных социальных ситуациях, достижению поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе;

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М: Изд-во МГУ, 1988.
  3. Андреева И. В. Педагогика  и психология. – СПб.: «Питер»,2003. – 355с.
  4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
  5. Богаров В. М., Сущенко Л. Г. Психология и педагогика. – Р-на-Д: «Феникс», 2006. – 250с.
  6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
  7. Бухвалов В.А.  Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества./М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
  8. Вера Надеждина Психология общения. Как вести себя с подчиненными. Изд-во: Харвест, 2007. -  64с.
  9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведении/Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 368с.
  10. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 624с.
  11. Гафитулин М.С. Тактика творческой деятельности. // Школьные технологии № 3/2007, с.82-85
  12. Гин А.Универсальная игра «Да-нетка» // Школьные технологии № 3/2007, с.141-145
  13. Грановская Р.М. Психологическая защита./ Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2007.- 476с.
  14. Де Боно Э. Новая религия позитивного мышления./ Э.Де Боно. - СПб.: Питер, 2009. - 128с
  15. Дружинин В.Н.Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: «Питер»,2001. – 656с.
  16. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. Часть I и II. – М.,1992.
  17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., «Логос»,2001. – 384с..
  18. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. —  М.:  ИП  РАН,1994.
  19. Камин А., Камин Д. Приемы решения проблем – психотехника творческого мышления // Школьные технологии № 3/2007, с.136-140
  20. Квин В.Прикладная психология. - СПб: Издательство «Питер», 2000. – 560с.
  21. Кляйн С. Формула счастья. Как настроиться на позитивный лад / С. Кляйн. - М.: ОЛМА   Медиа Групп, 2009. - 352с.
  22. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического  воздействия // Вопросы психологии. - 1987, №3, с. 41-49.
  23. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк.  —  М.:  Политиздат, 1987.
  24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464с.
  25. Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. —  М.:  Наука,  1985.  9.
  26. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2008. – 368 с.
  27. Леушкин Д. Как прекратить грузить свой мозг и начать жить / Д. Леушкин. - СПб.: Питер, 2009. - 160с.
  28. Ломов Б. Ф. Методологические и  теоретические  проблемы  психологии  /  Отв. ред. Ю. Забродин. —М.: Наука, 1989.
  29. Лунев П. А. Как стать хозяином  положения.  Анатомия  эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М., 1996.
  30. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер», 2001.-592с.
  31. Межличностное восприятие и понимание  //  Современная  психология: Справочное Руководство /   Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М,  1999.
  32. Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е.  В.  Шорохова.  —    М.: Наука, 1975. — 295 с.
  33. Мюллер С. Разблокируй свой ум: стань гением! Технологии супермышления и суперпамяти / С. Мюллер. - СПб.: Питер, 2009. - 192с.
  34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведении: В 3кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.2: Психология образования. – 608с.
  35. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.  Панкратов В. Н. Уловки  в  спорах  и  их  нейтрализация.  —  М.:  Рос.  пед.агенство, 1996.
  36. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.
  37. Педагогика и психология. – Р-на-Д: «Феникс», 2006. – 185с.
  38. Педагогика, 1983. 4. Брушлинский А. В., Поликарпове. А. Мышление и  общение. — Минск: Изд-во «Университетское», 1990.
  39. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведении/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шияков и др.; Под ред. С. А. Смирнов.- 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512с.
  40. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведении / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шияков; Под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М., Издательский центр «Академия», 2005. – 576с.
  41. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
  42. Резников Е. Н. Межличностные отношения  // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
  43. Рогов Е. И.  Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336С.
  44. Род М. Психология юмора / М. Род.- СПб.: Питер, 2008. - 408с.
  45. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни / М.Селигман. - М.: София, 2006. - 368с.
  46. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001. – 272с.
  47. Столяренко Л. Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия».Р- на - Д: «Феникс», 2000. – 448с.
  48. Талызина Н. Ф.  Педагогическая психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведении. – 2-е изд., Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288с.
  49. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - СПб.,1998.

Периодическая печать:

http://flogiston.ru/articles/social - Журнал практического психолога

http://www.psynews.narod.ru/ -  Популярная психологиЯ

http://www.imaton.ru/ - Психологическая газета

mailto:ojigan@ipras.msk.su - Психологическое обозрение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Комплексно-целевая программа по формированию у подростков навыков межличностного взаимодействия

Цель: Формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Задачи:

  1. Сформировать отдельные коммуникативные умения и навыки делового общения.
  2. Активизировать в практических упражнениях.

 

Блоки

Виды деятельности

Содержание

1. Подгото

вительный

Работа с литературой, работа с документами

Подбор материала для занятий, анализ передового опыта по формированию у подростков навыков межличностного общения.

2. Диагностический

 

Проведение методик:

1) Психологическая атмосфера в  коллективе;

2) Выявление взаимоотношений в  коллективе;

3) Выявление взаимопомощи в коллективе  или ее отсутствие.

 

3. Основной

1.Установление контакта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Описание поведения

 

 

 

 

3.Коммуникация чувств

 

4. Эмпатия

 

 

 

5.Активное слушание

 

 

 

 

 

6.Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов.

7. Навыки принятия решения, нахождения  компромисса.

 

8.Невербальное принятие группового решения

 

 

 

9. Игры, в которых активизируются  все умения

 

 

 

10.Разыгрывание трудных ситуаций в общении

Упражнения:

1. «Автобус»

2. «Найди пару»

3. «Найди пару - 2»

4. «Пустой стул»

5. «Невербальный контакт»

6. «Испуганный ежик»

7. «Надписи на футболках»

8. «Умение вести разговор»

9. «Установление контакта»

10. «Очередь»

Упражнения:

1. «Говорю, что вижу»

2. «Вижу разницу»

3. «Описание друг друга»

4. «Вечные темы»

Упражнения:

1. «Описание чувств»

2. «Спустить пар»

Упражнения:

1. «Вообрази»

2. «Как все»

3. «Таможенники и контробандисты»

Упражнения:

1. «Исторический телефон»

2. «Эхо»

3. «Разобраться в проблеме  с  использованием трех приемов  активного слушания»

Упражнения:

1. «Разные ответы»

2. «Нападающий и защищающийся»

 

Упражнения:

1. «Потерпевшие кораблекрушение»

2. «Землетрясение»

 

Упражнения:

1. «Кулак, палец, ладонь»

2. «Счет»

3. «Переключатели»

4. «Счетная машинка»

 

Упражнения:

1. «Круглый аквариум»

2. «Круглый аквариум - - 2»

3. «Круглый аквариум - 3»

4. «Тройка»

 

Упражнения:

1. «Диалектика»

2. «Великий мастер»

4. Заключительный

 

Проведение социометрических методик на выявление межличностных отношений в классе.

Информация о работе Эффективные способы формирования у студентов межличностных отношений