Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:47, реферат
Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы , у Коменского при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на-природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные-особенности детей.
Коменский глубоко изучал природу, предпринял попытки создать «Пансофию» — энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его взглядам, являет собой отражение самого бога. Из этого представления о природе у него вытекает ряд глубоких выводов, важных для педагогики.
Введение 2 стр.
Элементы стихийного материализма, гуманизм и демократизм в мировоззрении Коменского 3 стр.
Понятие природосообразности воспитания 4 стр.
Система школ и содержание обучения 5 стр.
Возрастная периодизация 6 стр.
Учебники, составленные Коменским 9 стр.
Заключение 9 стр.
Список использованной литературы 10 стр.
ФГБОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Я. ЯКОВЛЕВА» |
РЕФЕРАТ |
Я. А. Коменский
об использовании природы в |
Реферат выполнен слушателем
курса «Педагогика и |
Содержание
Введение 2 стр.
Элементы стихийного материализма, гуманизм и демократизм в мировоззрении Коменского 3 стр.
Понятие природосообразности воспитания 4 стр.
Система школ и содержание обучения 5 стр.
Возрастная периодизация
Учебники, составленные Коменским 9 стр.
Заключение 9 стр.
Список использованной литературы 10 стр.
Введение
Одним из вождей общины «чешских братьев» был великий славянский педагог: Ян Амос Коменский (1592--1670). Он родился в семье, принадлежавшей к общине «чешских братьев», получил за счет общины среднее и высшее образование, после чего был выборным священником общины и возглавлял ее братскую школу. Коменский принимал активное участие в борьбе с насилием немецкого дворянства и католической церкви. Во время Тридцатилетней войны он подвергся вместе с другими членами общины преследованиям, вынужден был покинуть родину. В польском городе Лешно, где поселилась часть «чешских братьев», Коменский руководил братской школой, а позже был избран епископом. Здесь в 1631 году он составил учебную книгу «Открытая дверь языков и всех наук», которая впервые сочетала усвоение латинского языка с изучением окружающего мира. Несмотря на все трудности, сопровождавшие жизнь изгнанников, Коменский создал в это время свое выдающееся произведение «Великая дидактика» (1632), которое положило начало науке о процессе обучения. Эта книга была переведена на многие языки и прославила имя Коменского во всем мире. В эти же годы Коменский написал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста «Материнская школа» (1633).
Служение своей страдающей родине Коменский стремился сочетать со служением всему человечеству. Он выступил с идеей всесторонних социальных преобразований. В эпоху кровавых войн и жестоких политических и религиозных распрей он требовал сохранения всеобщего мира, установления международного сотрудничества в области политики, науки и образования. Он предлагал учредить универсальный центр, поддерживающий связи со всеми странами мира в целях улучшения человеческих отношений в общественной жизни. Коменский написал 7 томов огромного труда «Общий совет об исправлении дел человеческих» (при его жизни было напечатано всего 2 тома, остальные найдены лишь в 1935 году и позже изданы в Чехословацкой Социалистической Республике), в котором наметил гуманную и демократическую программу «всестороннего исправления всех и во всем».
Он поддерживал широкие международные связи, работал в Англии над созданием так называемой «Пансофии», под которой понимал совокупность энциклопедических знаний о природе и обществе, которые были бы доступны всем людям.
В надежде на помощь Швеции его поруганной родине Коменский жил в этой стране, работая над составлением учебников и методики преподавания языков. Он жил в Венгрии, где работал консультантом по школьным вопросам. Здесь был написан Коменский ряд философских и педагогических произведений, в том числе замечательная учебная книга «Мир чувственных вещей в картинках», переведенная на многие языки.
Когда в 1656 году во время шведско-польской войны последнее убежище общины «чешских братьев» , город Лешно, было сожжено, Коменский нашел себе приют в Голландии, в Амстердаме, где умер в 1670 году.
Элементы стихийного материализма, гуманизм и демократизм в мировоззрении Коменского
В произведениях Коменского
нашли глубокое отражение новые
идеи его времени. От народных движений
того времени, в частности от «чешских
братьев» Коменский воспринял
Человек - это гармония в отношении как тела, так и души. Школу Коменский считал «мастерской гуманности».
В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Коменский создал систему воспитания не для избранных, не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоев населения, для народных масс.
Главные идеи дидактики Коменского
носят сенсуалистический
Коменский требовал, чтобы все дети - богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и девочки, жители городов и сельских местностей - обучались в школе родного языка. Иначе говоря, Коменский выдвинул идею всеобщего начального обучения! Он возмущался тем, что «между бедняками остаются незамеченными и погибают нередко выдающиеся способности».
В мировоззрении Коменского переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на жизнь, на -опыт, с одной стороны, и религиозность -- с другой. По его мнению, мир -- это «создание божье», познание -- это «богоискание повсюду». Земную жизнь Коменский считал подготовкой к вечной, загробной жизни и видел в этом цель воспитания. Эта двойственность его мировоззрения сказывается и на его педагогике.
По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание)^ В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи.
Коменский оценивал роль воспитания очень высоко. Человек делается человеком, говорил он, только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте -- в детстве. Он утверждал что «из всякого ребенка можно сделать человека». Считая, что наряду с детьми способными, прилежными и поддающимися воздействиям педагога есть очень небольшое число .детей неспособных, ленивых и упрямых, Коменский уверял, что и этих детей следует воспитывать и обучать.
Понятие природосообразности воспитания
Через все педагогические сочинения Коменского, в особенности же через его главное сочинение - «Великую дидактику», красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой.
Принцип природосообразности воспитания, начиная от Коменского, будет неоднократно встречаться в педагогических системах.
VIII и XIX веков, причем каждый из крупных теоретиков педагогики (Коменский, Руссо, Песталоцци, Дистервег и др.) понимали этот принцип несколько различно.
Коменский считал , что человек, как часть природы, подчиняется главнейшим, всеобщим законам, действующем как в мире растений и животных, так и в отношении человека.
Он указывает, что общественный
порядок школы надо заимствовать
от природы, что необходимо исходить
из наблюдений «над теми процессами, какие
повсюду проявляет природа в
своих действиях». Он пытается установить
закономерности воспитания путем аналогий
с естественными «
Коменский пришел к своим глубоким обобщениям в области воспитания и обучения из наблюдений над жизнью общества и состоянием воспитания, из педагогического опыта. На основе его личной учительской деятельности и передового педагогического опыта эпохи родились и оформились у него глубокие теоретические мысли, какие мы находим в «Великой дидактике». Под этот педагогический опыт он подвел философское обоснование. Раньше каждое педагогическое положение обосновывали религиозными доводами, обычно цитатами из так называемого священного писания.
Коменский, не отказываясь вовсе от этого старого способа, вводит наряду с ним новый прием аргументации, навеянный эпохой Возрождения, - ссылки на природу и пытается сформулировать общие закономерности природы и воспитания.
Говоря о законах природы,
он считал природу созданием провидения.
Эта историческая ограниченность свойственна
была, впрочем, почти всем ученым того
времени, даже открывшим действительные
законы в различных областях природы,
опровергающие церковное
Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы , у Коменского при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на-природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные-особенности детей.
Коменский глубоко изучал природу, предпринял попытки создать «Пансофию» — энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его взглядам, являет собой отражение самого бога. Из этого представления о природе у него вытекает ряд глубоких выводов, важных для педагогики. Само понятие природы приобретает несколько своеобразных оттенков:
1. Проявления природы
заслуживают исключительного
Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи;
2. Понятие природы у
Коменского включает признак
одушевленности. Он одухотворяет
природу, приписывая ей
Система школ и содержание обучения
Коменский. исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:
Человек -- это гармония в отношении как тела, так и души. Школу Коменский считал «мастерской гуманности»
В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Коменский создал систему воспитания не для избранных, не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоев населения, для народных масс.
Главные идеи дидактики Коменского
носят сенсуалистический
Коменский требовал, чтобы все дети -- богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и девочки, жители городов и сельских местностей -- обучались в школе родного языка. Иначе говоря, Коменский выдвинул идею всеобщего начального обучения. Он возмущался тем, что «между бедняками остаются незамеченными и погибают нередко выдающиеся способности».
В мировоззрении Коменского переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на жизнь, на опыт, с одной стороны, и религиозность -- другой. По его мнению, мир -- это «создание божье», познание -- это «богоискание повсюду». Земную жизнь Коменский считал подготовкой к вечной, загробной жизни и видел в этом цель воспитания. Эта двойственность его мировоззрения сказывается и на его педагогике.
Пo мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи.
Коменский оценивал роль воспитания очень высоко. Человек делается человеком, говорил он, только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте -- в детстве. Он утверждал что «из всякого ребенка можно сделать человека» Считая, что наряду с детьми способными, прилежными й поддающимися воздействиям педагога есть очень небольшое число .детей неспособных, ленивых и упрямых, Коменский уверял, что и этих детей следует воспитывать и обучать человека и на природные возрастные-особенности детей.
Возрастная периодизация
Система школ и содержание обучения. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:
Информация о работе Я. А. Коменский об использовании природы в воспитании детей