Основные принципы работы издательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:00, курс лекций

Краткое описание

В 1980 году в СССР выпуском книг занималось немногим более 200 издательств, из которых 163 подчинялись напрямую Госкомиздату СССР. В сентябре 1999 года при образовании Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ему было передано 63 государственных издательства. Всего же в стране к концу 2000 года лицензию на право издательской деятельности получили около 16 тысяч структур различных форм собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация и планирование издательской деятельности(Лекции).docx

— 78.17 Кб (Скачать файл)

Готовый к сдаче  в печать издательский оригинал является продуктом, завершающим процесс допечатной подготовки авторского оригинала. В зависимости от вида издания принципиальные технологические схемы подготовки издательского оригинала могут быть самыми разными - соответственно разным будет окончательный продукт. Приведем варианты технологических схем (приводится по книге Джона Пикока «Издательское дело», М., 2000 г.).

Однокрасочные издания, содержащие только текст

Вариант А: 
Ввод текста: авторская дискета для ввода текста в НИС или пакетную систему верстки.

Верстка: НИС или  пакетная система верстки.

Окончательный вывод: набор, полученный в фотонаборной машине на фотобумаге или на лазерном принтере (репродуцируемый оригинал-макет - РОМ); или файлы, готовые для получения  печатной формы.

Вариант Б: 
Ввод текста: рукопись для клавиатурного набора в НИС или пакетной системе верстки.

Верстка: НИС или  пакетная система верстки.

Окончательный вывод: РОМ или файлы, готовые для  получения печатной формы.

Вариант В: 
Ввод текста: авторская дискета или рукопись для воспроизведения в гранках.

Верстка: ручной монтаж с разрезкой и вклейкой.

Окончательный вывод: текстовый РОМ.

Однокрасочные издания  с иллюстрациями в тексте

Вариант А: 
Ввод текста: авторская дискета или рукопись для ввода текста в НИС.

Иллюстрации: сканированное  или нарисованное в НИС изображение.

Верстка: НИС.

Окончательный вывод: тексто-иллюстрационные фотоформы с фотонаборной машины или файлы, готовые для получение печатной формы.

Вариант Б: 
Ввод текста: авторская дискета или рукопись для ввода текста в систему верстки.

Иллюстрации: сканирование в НИС.

Верстка: интерактивная  система верстки.

Окончательный вывод: тексто-иллюстрационные фотоформы, изготовленные в фотонаборной машине или файлы, готовые к получению печатной формы.

Вариант В: 
Ввод текста: авторская дискета или рукопись; затем получение гранок в фотонаборной машине.

Иллюстрации: подготовка фотомеханическим способом.

Верстка: ручной монтаж с разрезкой и вклейкой.

Окончательный продукт: выклейной РОМ.

Вариант Г: 
Ввод текста: авторская дискета или рукопись для ввода текста в систему верстки.

Иллюстрации: подготовка в виде негативных фотоформ.

Верстка: система  верстки для текста, затем вывод  на негатив. Размещение негативов иллюстраций на страницах.

Окончательный продукт: смонтированные тексто-иллюстрационные фотоформы.

Вариант Д: 
Ввод текста: авторская дискета или рукопись; затем гранки-диапозитивы.

Иллюстрации: подготовка в виде диапозитивов.

Верстка: ручной монтаж.

Окончательный продукт: смонтированные тексто-иллюстрационные фотоформы.

Книги с цветными иллюстрациями

Вариант А: 
Ввод текста: авторская дискета или рукопись; затем ввод текста в электронную систему верстки (ЕРС - electronic page composition).

Иллюстрации: сканирование в системе ЕРС.

Верстка: ЕРС - система.

Окончательный вывод: тексто-иллюстрационные цветоделенные фотоформы, полученные в фотонаборной машине, или файлы, готовые к изготовлению печатной формы.

Вариант Б: 
Ввод текста: авторская дискета или рукопись; затем гранки-диапозитивы.

Иллюстрации: сканирование и вывод в виде диапозитивов.

Верстка: фотоформы, смонтированные вручную.

Окончательный вывод: четырехкрасочный комплект смонтированных диапозитивов.

Иллюстрированные обложки

Иллюстрации: сканирование и вывод в виде диапозитивов.

Верстка: диапозитивы, сверстанные в НИС или вручную.

Окончательный продукт: четырехкрасочный комплект смонтированных диапозитивов или файлы, готовые для изготовления печатной формы.

Таким образом, окончательным  продуктом, в виде которого может  быть представлен издательский оригинал перед тем, как он после тщательной проверки качества подготовки будет направлен в типографию для печати тиража, может быть репродуцируемым оригинал-макетом, фотоформами и файлами, готовыми для получения печатных форм.

Корректура

Каким бы исчерпывающим  и качественным не был издательский оригинал в любом его виде, поступивший  в типографию, типографская печать тиража - новый технологический этап в деле создания книги, который требует  контроля качества выполняемых операций и своевременного внесения необходимых корректив.

Необходимо отметить, что пробный оттиск - это оттиск с пробной печатной формы для проверки качества репродукционных и формных процессов, для корректуры пробных печатных форм. Кроме того, это оттиск уже с тиражной печатной формы для контроля над печатным процессом. Соответственно пробная печатная форма служит для получения пробных оттисков, в отличие от тиражной печатной формы, которая изготавливается уже для печати тиража.

При оценке пробных  оттисков их следует внимательно  сличить с издательским оригиналом и при необходимости внести ясные и четкие пометки для внесения правки. Руководствоваться при этом надо ГОСТом 7.62-2008 «СИБИД. Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования». Знаки правки проставляются в соответствии с единообразной цветовой схемой: красным цветом делаются пометки печатника, синим - автора и (или) редактора, зеленым - корректора издательства.

На этом же этапе  необходимо проверить соответствие полученного из типографии материала принятому варианту оформления, правильность размещения заголовков вступительной и заключительной частей и глав, поскольку именно здесь зачастую забывают оценить расположение элементов текста.

Оттиски для книг с иллюстрациями (особенно с цветными) требуют более внимательного  рассмотрения.

Для большинства  книг с одноцветными иллюстрациями  достаточно проверить пробные отпечатки  иллюстраций после того, как они  сверстаны вместе с текстом.

Проба цветных иллюстраций  может быть выполнена двумя основными  способами: 
- контактным копированием диапозитивов и получением ламинированных отпечатков  
- печатанием оттисков на пробной или тиражной машине. 
Первый из этих способов называется аналоговой цветопробой, а второй - печатной пробой.

Основные требования, которые необходимо учитывать при  изготовлении цветных пробных оттисков, можно свести к следующим:

  • необходимо убедиться, что по всей ширине листа оттиска имеются шкалы контроля печатного процесса. Они используются для оценки оптической плотности, расширения точек, двоения характеристик баланса серого (три наложенные друг на друга краски) и так далее;
  • необходимо убедиться, что представлено достаточное число шкальных оттисков используемых красок в различных их сочетаниях, в соответствии с пожеланиями типографии (нужный порядок наложения красок задает печатник);
  • при изготовлении пробных оттисков должна использоваться та же бумага, что и для изготовления тиража;
  • краски, используемые для пробных оттисков, должны быть теми же, что и для тиража;
  • необходимы одинаковые условия просмотра пробных оттисков, чтобы издатель и печатник однозначно понимали друг друга. Руководствоваться они должны требованиями стандартного освещения.

Тема 4. Взаимоотношения издательства с автором

Основные положения авторского договора

Закон «Об авторском праве и  смежных правах»

До 3 августа 1992 года на территории России действовали типовые  издательские договоры, утвержденные приказом Председателя Госкомиздата СССР 24 февраля 1975 года. Договоры были универсальными, т.к. регулировали вопросы издания любых произведений. Они имели силу подзаконных актов.

С введением в  действие с 3 августа 1992 года Основ гражданского законодательства СССР и республик (раздел IV «Авторское право»), а затем через год - нового Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», положение коренным образом изменилось. Теперь участники издательского договора стали практически свободны в выборе условий договора, в том числе в определении размера вознаграждения за издание произведений.

В настоящее время  в соответствии со статьей 31 Закона для признания сделки на передачу авторских прав необходимо отразить наличие только двух существенных условий, указать:

  • какие права передаются издателю: исключительные либо неисключительные на воспроизведение (издание) и распространение экземпляров произведения путем продажи или иным образом;
  • размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за использование произведения.

При этом размер вознаграждения может быть определен либо в виде роялти - процента от дохода, полученного  издателем от реализации книг (если тираж издаваемого произведения в договоре не определен), либо в виде фиксированной суммы платежа, в том случае, если тираж в договоре определен.

В то же время, если в издательском договоре указан пункт  о том, что за издание книги  неограниченным тиражом издатель выплачивает автору фиксированную сумму, то такое условие в судебном порядке может быть признано недействительным. А признание судом недействительным одного из существенных условий издательского договора может аннулировать сделку в целом.

Охраняемые и неохраняемые произведения

К объектам, охраняемым авторским правом, относятся существующие в некой объективной форме, которая может быть воспринята третьими лицами, произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от того, кому предназначены плоды этого труда, независимо от способа выражения содержания творческой деятельности, от уровня и достоинств произведения, наконец, независимо от того, было это произведение обнародовано или нет.

Особой категорией произведений, охраняемых авторским  правом, являются составные произведения, которые включают произведения других авторов.

Произведение охраняется с того момента, как оно было создано.

К числу неохраняемых произведений, то есть, тех, на которые  не распространяется действие закона об авторском праве в Российской Федерации, относятся:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты, законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные и муниципальные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные символы и знаки);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;
  • некоторые произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом (имеются в виду произведения, опубликованные за рубежом до 27 мая 1973 года, времени вступления СССР во Всемирную конвенцию об авторском праве);
  • произведения, срок охраны которых в соответствии с действующим законодательством истек.

Объекты и субъекты авторского права

Авторское право  распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, но уже существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-, или фотокадр и т. д.);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Авторское право  распространяется не только на произведение в целом, но и на отдельные его  части, то есть на те части произведения, которые сами являются оригинальными.

В соответствии с  законом, объектами авторского права  являются:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Субъектом авторского права является автор. Если же произведение создано совместным трудом нескольких человек, то они являются соавторами. В этом случае авторское право  принадлежит им совместно на произведение в целом.

Взаимоотношения между  соавторами определяются, как правило, соглашением между ними.

Авторское право  относит к субъектам и носителям  производных прав, каковыми являются наследники и правопреемники автора. Субъектами авторского права являются и лицензиаты, то есть лица, получившие лицензию на право использования произведения в определенных пределах.

Информация о работе Основные принципы работы издательств