Анализ научно-технической политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:43, реферат

Краткое описание

Авторитет российской науки общепризнан. Однако также хорошо известны неспособность отечественной промышленности к быстрой коммерциализации достижений науки и техники, слабое владение приемами маркетинга. Поэтому наиболее оправданной в нынешних условиях представляется стратегия использования нашего пока еще сохранившегося научно-технического потенциала для встраивания в мировой процесс разделения труда, в рамках которого Россия может стать генератором научно-технических идей.

Содержание

1. Ведение
2. Субъекты научно-технической деятельности
3. Законодательное регулирование науки и научно-технической
политики
4. Основные направления региональной научно-технической политики в современных условиях
5. Система высшего и послевузовского профессионального образования
6. Нанотехнологии в Российской Федерации
7. Заключение
8. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кр политология.docx

— 34.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1. Ведение

2. Субъекты научно-технической деятельности

3. Законодательное регулирование  науки и научно-технической 

политики

4.  Основные направления  региональной научно-технической  политики в современных условиях 

5. Система высшего и  послевузовского профессионального  образования 

6. Нанотехнологии в Российской  Федерации

7. Заключение 

8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Авторитет российской науки  общепризнан. Однако также хорошо известны неспособность отечественной промышленности к быстрой коммерциализации достижений науки и техники, слабое владение приемами маркетинга. Поэтому наиболее оправданной в нынешних условиях представляется стратегия использования  нашего пока еще сохранившегося научно-технического потенциала для встраивания в  мировой процесс разделения труда, в рамках которого Россия может стать  генератором научно-технических  идей.

Конкурентная борьба на мировых  рынках наукоемких продуктов приобрела  ряд новых черт, которые следует  принимать во внимание при определении  государственной научно-технической  политики. Сегодня на коммерческих (негосударственных) рынках товаров  и услуг конкурируют главным  образом не те участники рынка, которые  способны провести НИОКР(Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и разработать новую продукцию, а те, кто в состоянии быстрее коммерциализировать разработки, довести их до вида товара (или услуги), признаваемого рынком. Именно этим обусловлен успех Тайваня, Южной Кореи и других "азиатских тигров", которые при практически полном отсутствии собственной научной базы сумели эффективно воспользоваться разработками, сделанными в США и Европе.

Правительства промышленно  развитых стран учитывают эти  особенности и планируют свои научно-технические стратегии таким  образом, чтобы не противодействовать объективному процессу интернационализации, а использовать этот фактор, помогая "своим" фирмам эффективнее встраиваться в него. Так, в середине 80-х годов  правительство США сформулировало стратегию поддержания на высшем уровне так называемой инновационной  способности нации.

ИСН напрямую связана со стабильностью государственной  научно-технической и промышленной политики в течение длительного  времени. Государство может и  должно играть решающую роль в процессе формирования ИСН. Мировая практика свидетельствует: страны и отдельные  компании добиваются стратегических конкурентных преимуществ не за счет большого числа  ученых и инженеров или количества накопленных патентов и ноу-хау, а главным образом благодаря  наличию высокоэффективных институциональных  механизмов, позволяющих как повышать уровень научно-технического потенциала, так и организовывать эффективное использование продуктов научного и конструкторского труда.

Именно из таких позиций  следовало бы исходить при формировании научно-технической стратегии нашей  страны, продолжающей рыночные преобразования. К сожалению, формы и методы, обеспечивающие успешное развитие науки и техники  в условиях рынка, отечественные  НИИ и КБ пока в полной мере не освоили. В науке этот процесс  протекает медленнее, чем в других сферах экономики.

Применительно к нашей  стране развитие способности к инновациям представляется актуальнейшей задачей, от решения которой в значительной степени зависит положение России в мире. Способность нации к  нововведениям определяет, по существу, возможности страны в сфере экономики, социальной сфере, обеспечении национальной безопасности на ближайшие годы и  отдаленную перспективу. Ее формирование - не однократный акт, а длительная, кропотливая работа по созданию условий, способствующих развитию инновационного потенциала государства.

Таким образом, целью данной работы является анализ научно-технической  политики в России.

2. Субъекты научно-технической деятельности

Научно-техническая деятельность, которая осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным  законом, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства  в пределах прав, установленных законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации, и  юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая  деятельность предусмотрена их учредительными документами. Научная и (или) научно-техническая  деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как  единой системы.

- Научный работник, специалист  научной организации и работник  сферы научного обслуживания. Общественные  объединения научных работников. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий  необходимой квалификацией и  профессионально занимающийся научной  и (или) научно-технической деятельностью. Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

- Научная организация.  Научной организацией признается  юридическое лицо независимо  от организационно-правовой формы  и формы собственности, а также  общественное объединение научных  работников, осуществляющие в качестве  основной научную и (или) научно-техническую  деятельность, подготовку научных  работников и действующие в  соответствии с учредительными  документами научной организации.  Правительство Российской Федерации  или уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти  организует в соответствии с  законодательством Российской Федерации  государственную аккредитацию научных  организаций и выдает им свидетельства  о государственной аккредитации. Порядок государственной аккредитации  определяется Правительством Российской  Федерации. Свидетельство о государственной  аккредитации выдается научной  организации, объем научной и  (или) научно-технической деятельности  которой составляет не менее  семидесяти процентов общего  объема выполняемых указанной  организацией работ и уставом  которой предусмотрен ученый (научный,  технический, научно-технический)  совет в качестве одного из  органов управления. Объем продукции  (товаров, работ и (или) услуг), которая произведена научной  организацией при осуществлении  не основных видов деятельности  с использованием полученных  указанной организацией научных  и (или) научно-технических результатов  и прибыль от реализации которой  направляется на финансирование  научной и (или) научно-технической  деятельности указанной организации,  не учитывается в общем объеме  выполненных указанной организацией  работ при определении доли  научной и (или) научно-технической  деятельности от данного объема  в порядке, установленном Правительством  Российской Федерации. [1]

 

3. Законодательное регулирование науки и научно-технической политики

На заседании совета по науке, технологиям и образованию 17-18 мая 2005 г. В.В. Путин поставил амбициозную, но необходимую задачу - обеспечить такое воспроизводство интеллектуальных ресурсов, которое даст отдачу, сопоставимую с эксплуатацией природных ресурсов. В настоящее время и тем  более в будущем основу прогресса  будет составлять продукция интеллекта: исследования, изобретения, высокие  технологии.

Достойное место в этом процессе занимают ученые Российской академии наук, которые в 2004 году получили ряд результатов научного и практического  значения, среди которых есть достижения мирового уровня.

В 2004 году Российской академией  наук представлены в различные властные структуры замечания и предложения  по проектам таких документов, как: Основы политики Российской Федерации  в области национальной инновационной  системы на период до 2010 года, Концепция  участия Российской Федерации в  управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в  сфере науки и др.

В современных социально-экономических условиях государству необходимо резко увеличить расходы на науку, поскольку позитивные сдвиги в реформировании общества, развитии экономики и возрождении России возможны только на базе реального повышения научного потенциала страны.

Стратегия развития науки  России должна строиться на мощном фундаменте отечественных достижений. Не механически копировать образцы  зарубежных технологий, а идти вперед, внимательно изучая и при необходимости  творчески используя положительный  опыт других стран по тем позициям, которые помогут нашей стране достойно интегрироваться в мировое  интеллектуальное пространство.

Государство должно поддерживать все виды и формы научно-образовательной  деятельности, в том числе негосударственные  научные организации, но не за счет какого-либо ущемления государственных  учреждений. Следует не только сохранить, но и развивать ныне действующую  систему "государственной науки". Поэтому приватизацию государственных  организаций фундаментальной науки, под какими бы предлогами она ни преподносилась, в том числе создания некоммерческих организаций, необходимо запретить!

 

Необходимо законодательно обеспечить защиту прав человека на свободу  научного творчества.

В настоящее время ситуация в области развития науки и  инновационной деятельности характеризуется следующим:

С одной стороны, в обществе и государственных органах власти усиливается понимание роли науки  в инновационном развитии экономики и общества, с другой в нормативно-правовом обеспечении научной и инновационной сфер накопилась значительная масса нерешенных проблем.

Нельзя забывать, что российская наука создавалась как инструмент для решения стратегических задач  государственного уровня. За предыдущие десятилетия в нее были вложены  огромные средства, те самые, которые  сейчас могут быть "разбазарены" в результате попыток реализации некоторых либеральных экономических  идей. Надо сказать, что сегодня для  российской науки огромной проблемой (может быть, даже большей, чем недостаток государственного финансирования) является недостаток государственного управления.

 

4. Основные направления региональной научно-технической политики в современных условиях

 

Для начала важно определиться с тем, нужна ли нам в России наука и какую научно-техническую  политику проводит сегодня Правительство  на федеральном уровне. Без понимания  этого вести разговор о региональной научно-технической политике будет  некорректно.

Если приоритеты развития экономики страны, выбранные нашим  Правительством, ресурсно-ориентированные, то в развитии фундаментальной, да и  прикладной науки нет никакой  необходимости, поскольку гораздо  дешевле купить и разработки, и  технологии в научно и технологически развитых странах. Даже если принимается модель, по которой развитие экономики осуществляется в основном за счет прямых иностранных инвестиций, то и здесь речь не идет о возможности (и даже целесообразности) развития фундаментальной науки и технологий, потому что все технологии закупаются за рубежом или разрабатываются в данной стране, но уже в результате тех исследований, которые проведены в научно и технологически развитых странах. Особенностью перечисленных форм развития экономики является то, что страна постепенно теряет свою технологическую независимость и обороноспособность, поскольку все технологии зависят от тех исследований и разработок, которые сделаны в чужих странах.

Альтернативой является инновационная  экономика, или экономика знаний, характеристика новой общественной формации, которая является экономикой постиндустриального общества и делает акцент на приоритетные разработки новых знаний, технологий, современную систему образования. Это так называемый пятый уклад развития экономики, ориентированный на установление взаимосвязей между экономикой и сферой научных исследований и разработок, на организацию процесса превращения научных идей в технологические разработки, определение стратегии деятельности промышленных компаний по освоению новых технологий и новых видов продукции, а также на роль государственных и частных инвестиций для обеспечения технологического развития национальных производителей. Именно в этом сегодня выбор экономически развитых стран.[2]

Расчеты ООН из года в год относят Россию к группе среднеразвитых индустриальных государств со значением ИРЧП от 0,800 до 0,500 (ИРЧП России, по последним данным, относящимся к 2005 году, составляет 0,795), но с одной принципиальной особенностью: показатели образования населения в Российской Федерации соответствуют уровню самых развитых стран мира (с ИРЧП от 0,99 до 0,800), занимающих с 1 по 19 строчки рейтинга.

Справочно. В развитых странах 25% трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких технологий. В США 8% населения создают свыше 20% ВВП, а страна расходует на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) около 40% от общемировых затрат; около 66% работающих сегодня имеют высшее или незаконченное высшее образование (американская администрация намерена при жизни нынешнего поколения довести этот показатель до 90%). Показательны и данные по России: население примерно 2,5% от мирового, ВВП 2,5% от мирового, а расходы на НИОКР заметно меньше 1% от мировых.

Информация о работе Анализ научно-технической политики в России