Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:09, контрольная работа
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. И становится очевидным, что монополии оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Антимонопольная политика государства………………………………4
2.Практические аспекты антимонопольной политики государства……11
2.1 Антимонопольная политика США……………………………………12
2.2 Антимонопольная политика России…………………………………..17
Заключение………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………...26
Вывод: рассмотренные черты российского Закона
роднят его с зарубежным антимонопольным
законодательством, но он имеет и отличительные
характеристики. Наиболее значимой среди
них является включение в число субъектов
монополистической деятельности федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
Это само по себе доказывает особые условия
применения антимонопольного закона России,
когда ещё имеют место рецидивы незаконного
монополизма, основанного на властной
и региональной почве.
А также было рассмотрено антимонопольное
законодательство России. Основными документами
в России, регламентирующими деятельность
монополий, являются: Закон «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках» (1991 г.), а также Закон
«О естественных монополиях» (1995 г.). Главным
органом, осуществляющим антимонопольную
политику в России, является Министерство
по антимонопольной политике и поддержка
предпринимательства. А также рассмотрели
ряд объективных трудностей с проведение
антимонопольной политики средних долгосрочных
издержек монополистической отрасли.
В данной главе было рассмотрена антимонопольная
политика в США и в России. А также была
рассмотрена антимонопольная политика
в общем. Целью антимонопольной политики
государства является пресечение монополистической
деятельности хозяйствующих субъектов,
т.е. деятельности, направленной на недопущение,
ограничение или устранение конкуренции.
В силу особенностей развития экономики
различных стран сложились разные системы
антимонопольного регулирования. Несмотря
на разность подходов к антимонопольному
регулированию в различных странах запада.
Особенно развитым в этом отношении принято
считать антимонопольную практику США,
поскольку её юридический (законодательный)
аспект, как и другие области права в США
основывается на прецедентной системе.
В США антитрестовское законодательство
стало развиваться с 1890 г., когда был принят
первый антитрестовский документ - Акт
Шермана, который ограничивал власть формировавшихся
трестов. В дальнейшем антитрестовское
законодательство дополнялось, создавалась
структура исполнительной власти - в 1914
г. организована Федеральная торговая
комиссия, позже - антитрестовский отдел
Министерства юстиции США. Подобных антимонопольных
законов в России сейчас нет. Следить за
выполнением антимонопольного законодательства
в России призвано Министерство по антимонопольной
политике и защите предпринимательства.
Основой российского антимонопольного
законодательства является ФЗ «О защите
конкуренции». Закон содержит ограничения
свободы предпринимательской деятельности
и свободы договора для хозяйствующих
субъектов, которые занимают доминирующее
положение. Наличие последнего устанавливается
на основе определения доли компании в
общих продажах на рынке или определения
совокупной доли, которую занимают на
рынке несколько крупнейших компаний.
Необходимы соответствующие правовые,
прежде всего антимонопольные, меры, адекватные
производственной базе и хозяйственным
отношениям, по практическому воплощению
экономической политики государства,
понятных правил “игры”.
Решение проблем видится не в том кому
предоставлять право решать, а в реальном
исполнении, в обеспечении должной направленности
этой деятельности, достигаемом путём
более тщательной экономической и правовой
регулировки.
Заключение
В процессе работы мне удалось определить то,
что:
1) Монополия возникает обычно там, где
отсутствуют реальные альтернативы, нет
близких заменителей, выпускаемый продукт
в известной степени уникален, велики
барьеры вступления в отрасль;
2) Сущность монополии характеризуется следующими моментами:
а) Монополия возникает из господства в
производстве;
б) Господствуя в производстве, монополия
господствует на рынке;
в) Благодаря монопольным ценам монополия
получает монопольно высокую прибыль;
3) Главной целью монополиста является
получение максимальной прибыли, для чего
он чаще всего использует положительный
эффект масштаба;
4) Существует много классификаций монополии,
но мы акцентировали внимание на делении
на естественные и искусственные монополии;
5) Главной целью всякой антимонопольной
политики является пресечение монополистических
злоупотреблений;
6) Российские монополии в большинстве
своем естественные и формировались по
координально иному пути нежели зарубежные;
7) Прямое дробление монополий на мелкие
предприятия ввиду объективных причин
не лучший способ борьбы с монополией,
тем более естественной;
8) Основной путь борьбы с негативными
сторонами естественных монополий состоит
в государственном контроле над ценообразованием
на естественно-монопольные товары и/или
за объемом их производства;
9) В случае искусственного монополизма
основным направлением регулирования
является противодействие формированию
таких монополий, а порой и разрушение
уже сложившихся;
10) Основанием для приведения в действие
антимонопольной политики является наличие
любого из двух основных признаков монополизации
рынка, а именно: либо концентрации очень
большой доли рынка в руках одной фирмы,
либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
11) При определении степени концентрации
в той или иной отрасли государство обычно
ориентируется на три показателя деятельности
крупнейших компаний: размеры оборота,
число занятых и величину капитала. Наиболее
важным из них с точки зрения политики
является доля оборота фирмы на конкретном
рынке, поскольку именно она показывает,
какую часть общего предложения товара
концентрирует данная фирма;
12) Переплетение ведущей фирмы с конкурентами
чаще всего реализуется в трех формах:
создании картеля, системе участий, личной
унии;
13) В практике проведения антимонопольной
политики постоянно сосуществуют два
подхода, имеющие свои достоинства и недостатки:
поведенческий критерий применения санкций,
структурный критерий применения санкций;
14) Практика антимонопольного регулирования
искусственных монополий в развитых странах
обычно сочетает оба подхода.
15) Реализация положений антимонопольного
законодательства за рубежом осуществляется
в административном, судебном или смешанном
порядке. В последнем случае решения административных
органов могут быть обжалованы в судах.
16) Можно выделить три принципиальных
возможности понижения степени монополизации
в России: прямое разделение монопольных
структур; иностранная конкуренция; создание
новых предприятий.
17) Главным органом, осуществляющим антимонопольную
политику в России, является Министерство
по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства
18) Основными законами, регулирующими
монополии, являются закон «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках» и закон «О естественных
монополиях».
Рыночные отношения в РФ, как известно,
находятся на стадии становления, сталкиваясь
с огромными трудностями, препятствиями,
противоречиями, что не может не влиять
на процесс формирования эффективного
антимонопольного законодательства. Тем
не менее, в стране сложилась определённая
система антимонопольного регулирования,
которая постоянно совершенствуется,
изменяется, дополняется.
В контрольной работе я рассмотрела основные
причины возникновения монополий; что
собой представляет антимонопольная политика
и как её регулировать. Подводя итоги,
можно охарактеризовать антимонопольную
политику как необходимые атрибуты структурных
преобразований во всех сферах экономики
различных стран. Бесспорно, в некоторых
случаях (но лишь в малой толике от их общего
количества) существование монополии
является оправданным и необходимым, но
за этими процессами должен осуществляться
жесткий контроль со стороны государства
по недопущению злоупотребления своим
монопольным положением.
Есть еще одна проблема, заключающаяся
в том, что десятилетиями складывающаяся
отраслевая монополия не может быть быстро
заменена свободным и самоорганизующимся
рынком, ведь утверждение конкурентных
отношений - не единовременная моментальная
акция, а процесс длительный, сложный,
а для немалого же числа предприятий -
губительный. Выжить смогут лишь те предприятия,
которые обеспечат более высокое качество
товара, относительно более низкие цены
и быструю сменяемость ассортимента.
Список литературы: