Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:20, контрольная работа
На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда. Одно дело политика и мораль в традиционном обществе, где главное - это инерция сознания и поведения. Совсем другая ситуация возникает с переходом в эпоху техногенных цивилизаций. Иными словами, и в морали, и в политике живут эпохи особенности культурного наследия и традиций, раскрываются биологические черты наций и рас. В традиционном обществе нет отдельных групп, все слиты коллективно. Осознание человека личностью, членом группы, противопоставления морали одного морали другого еще не происходит. Различие личного и общественного отсутствует, и все, что было вне традиционного общества, было вне закона.
1. Взаимное влияние политики и морали в истории.
На взаимосвязь политики и морали
решающее влияние оказывает характер
общества, переживаемая эпоха, господствующая
социокультурная среда. Одно дело политика
и мораль в традиционном обществе,
где главное - это инерция сознания
и поведения. Совсем другая ситуация
возникает с переходом в эпоху
техногенных цивилизаций. Иными
словами, и в морали, и в политике
живут эпохи особенности
Для западной культуры, особенно с накоплением потенциала индивидуализма и динамизма, характерно нарастание разграничения сфер политики и морали, их взаимодействие как различающихся форм сознания и деятельности. Спорят, сближаются и расходятся две основные позиции: единство морали и политики и разделение границ политически значимого, определение собственно политических критериев политической деятельности.
Плутарх предъявлял нравственные требования к правителю: доверять бесчестному власть подобно безумному дать меч. Для Аристотеля очевидно, что в политике должны участвовать достойные. Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль - частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Руссо взывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон считал, что все искусство управления состоит в искусстве быть честным.
Древняя традиция единства политики и морали приходит в новое время, в ранний марксизм, во все современные идеологии, хотя понимание самой морали и политики дается разное. Так, в Учредительном Манифесте I Интернационала, подготовленном К. Марксом и Ф. Энгельсом, войны, которые вели европейские государства, называются грабительскими, цели их внешней политики - преступными. Широко известно деление войн Гроцием на справедливые и несправедливые.
Одновременно для западной культуры было характерно и противоположное направление политической мысли и практики: разделение политики и морали и спор об их первенстве. В этом нашло выражение сложного и противоречивого процесса деления власти, контроля и оценки одной власти другой и предотвращение абсолютной власти в обществе, а также способности западной культуры к движению и истоков драматизма ее развития.
В жизни уже античного мира стали различаться “архе” и “анархе”, т.е. порядок, обеспечиваемый властью, и отсутствие власти и порядка. Общественный порядок в свою очередь имел как бы два уровня, регулируемый публичным правом и частным правом. Политика идентифицировалась с деятельностью публичной власти и определением основ функционирования частного права. В политике регулирование идет с акцентом на функцию, приобретаемую носителем власти благодаря консолидации разъединению групп, лидерству, рождению социальных структур. В морали - акцент делался на требования к индивиду на основе представлений о добре и зле, о долге, справедливости, чести, бесчестии.
Во времена перерождения феодальных отношений в буржуазные и формирования новой культуры политика и мораль еще больше расходятся. Образуются свои сферы влияния и средства воздействия. Появление светских государств означало узаконивание освобождения политики от религиозных догм.
В теории провозвестником разделения политики и морали был Н. Макиавелли. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что начиная с Макиавелли “теоретическое рассмотрение политики освобождало от морали, и по сути дела, был выдвинут постулат самостоятельной трактовки политики”.
Суть традиции, заложенной Н. Макиавелли,
заключалась в том, что политические
цели достигаются политическими
средствами. Политик, руководствующийся
только принципами абсолютного добра,
пропадет, так как живет среди
людей, ориентирующихся на другие принципы.
Надо выбирать меньшее зло в ситуации
конфликта с нравственными
Абсолютизация политических утопических
целей ведет к тому, что целеустремленность,
решимость становятся основой нравственного
уродства личности политика. Л. Троцкий,
например, относил к революционерам
тех, у кого нет внутренних препятствий,
есть только внешние. Куда заводит свобода
от морали - большевики показали во времена
красного террора, организации концлагерей,
всеобщей коллективизации, по отношению
к тем, кто оказался в плену
у немцев или на оккупированных территориях.
При коммунистическом режиме в России
мораль оказалась в основном подчиненной
политике и под влиянием авторитарной
власти деформировалась, становясь
односторонней. Подчинение норм морали
политике - результат особого
Идейной основой политизации морали в советском обществе была ленинская постановка вопроса о коммунистической морали. Для коммунистов, считал Ленин, нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата, созидающего новое общество.
Политизация морали открывает путь к героизму, сплоченности, самоотверженности части общества, особенно части молодого поколения. Но вместе с тем она сосредотачивает энергию не на человеке, его внутреннем мире и мотивах, а на внешних для человека целях, способствует раздвоению личности, насаждает ложь, терпимость ко лжи, безразличие и даже жестокость к тем, чьи интересы не вписывались в политическую цель.
Коммунистическая идеология в нашей стране оказалась настолько мощным явлением, что в корне изменила общий ряд нравственных норм; большая их часть, особенно регулирующая отношения человека с обществом, деформировалась, была подчинена целям строительства далекого коммунизма у себя в стране и во всем мире. На практике это привело к попранию общечеловечности, автономии человека, атрофии внимания к человеку как основы общественных отношений. Развивавшиеся в России основы либерализма, свободы совести искоренялись самым жестоким образом.
Попытки заменить мораль политикой, нравственные
авторитеты политическими частично
удались. Исчезла индивидуальность,
начавшая быстро развиваться в
Как реакция на попрание политиками
норм общечеловеческой морали появились
нравственные максимы, абсолютизация
нравственных ценностей. Уже Сенека
- свидетель деградации нравственности
римских правителей - высказывает
мысль, близкую к утверждению
абсолютного первенства морали над
целями и средствами властвования.
Ответом на крайности макиавеллизма
в политической практике и бесовщину
в революционном и массовом движении
является популярность идей и авторитет
таких личностей, как Достоевский,
Ганди, Камю, Сахаров, Солженицын. По Достоевскому,
лучше всем погибнуть, если спасение
зависит от мук ребенка. Этот же вопрос
ставит и Камю: имеем ли право
убить человека или даже согласиться
с тем, чтобы он был убит? Отказ
от насилия, учил Ганди, поднимает морально
обе стороны. Доступной и приемлемой
формой протеста является, по Ганди, голод.
Те, кто проповедует такую
В политике дело обстоит иначе. Часто, чтя моралистов, политики все же идут своим путем. Нравственное противостояние проводимой политики основывается не на структурах, но на устойчивых представлениях и, как правило, выражается в поведении героев. Но если для нравственного противостояния достаточно мужества, духа одиночки, то для политического лидерства нравственного максимализма недостаточно. В политике быстро наступает расплата за нравственный максимализм, потерю чувства меры в данной социальной и политической среде, ослабление связей политика с реальными государственными структурами. Поучителен в этом отношении советский опыт. Политическая система 70-х - начала 80-х годов, отличалась от системы сталинских времен, в целом оставалась все той же тоталитарной по своей сути. Перемены могли наступить только в результате сигналов с самого верха. Какие-либо попытки изменить систему по инициативе политика не самого высокого ранга означали бы одно - конец карьеры этого политика. Только оказавшись на вершине политической иерархии, после относительной либерализации и гласности М. Горбачев смог стать пропагандистом общечеловеческих ценностей. В условиях перестройки возможно было появление Б. Ельцина - лидера другого типа, который завоевал огромную популярность на антикоммунистическом прорыве, противостоянии партийной верхушке.
2. Общее в политике и морали.
Являясь сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика ограниченно связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.
1. Мораль и политика относятся
к наиболее ранним социальным
регуляторам общественной
2. Мораль и политика - это нормативные
регуляторы жизнедеятельности
3. Различия и разногласия.
Политика и мораль различаются способом формирования и средствами реализации.
1. Сфера нравственных отношений
- это в основном взаимосвязь
между отдельными личностями, требованиями
к индивиду со стороны
2. Нравственные нормы выступают
в виде обобщенных правил
Нет универсальной модели связи, разграничений
и противоречий морали и политики.
Все зависит от характера господствующей
морали и политики. Одно дело, когда
основой морали является конфуцианство,
для которого характерно принятие мира
таким, каким он есть, другое дело - христианская
и исламская мораль, основой которых
является принятие мира и одновременно
его улучшение. Характерно, что на
Западе обосновалась идея как подчинения
любой власти, так и право народа
на восстание. Устойчивой является идея
о праве сопротивления
Информация о работе Взаимное влияние политики и морали в истории