Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:05, реферат
Цель моего реферата - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.
Введение
Считаю, что тема моего
реферата очень актуальна сегодня.
Разобраться в ней необходимо
для лучшего понимания
Цель моего реферата - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.
1. Что такое политический режим?
Политический (государственный) режим — способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Политический режим —
это совокупность средств и методов,
с помощью которых
2. Виды политических режимов
2.1. Демократический режим
«Демократия» происходит от древнегреческого «DEMOS» ― народ, и «CRUTOS» ― власть. Народовластие ― это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по воле большинства. Идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Политический режим
Режим демократической власти выражается в следующем:
отсутствует единая, обязательная
для всех государственная официальная
идеология, однозначно определяющая цель
общественно-политического
Порядок и условия формирования государственной власти – главное в политическом режиме. Условия демократии обеспечивают решающую роль народа в этом процессе.
Иначе говоря, демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся всеобщие выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Считается, что такой порядок ― и в этом видится, чуть ли не главное достоинство демократического политического режима ― обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем. Что ж, преимущество немаловажное, особенно если учесть, сколько кровавых страниц имеется в книге под названием «История»!
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5 - 6 тысяч человек.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть ― граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
2.2. Авторитарный режим
Авторитарный режим является
промежуточным между
Промежуточный, переходный, характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость многих его свойств. В нем соединяются черты и тоталитаризма, и демократизма. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией ― наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Главная его особенность
является то, что государственная
власть не имеет тоталитарного характера
и не достигает полного контроля
над всеми сферами
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов. Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.
Авторитарные политические
режимы появляются на авансцене истории,
в частности, тогда, когда власти
намерены приступить к коренным реформам
общественного строя и
2.3. Тоталитарный режим
«Понятие «тоталитаризм» (от лат. totalis — «весь», «целый», «полный») было впервые использовано в 20-е гг. XX в. итальянскими исследователями Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики диктатуры Б. Муссолини. Позднее эта категория была рассмотрена в работах Ф. Хайека «Путь к рабству» (1944), X. Арендт «Происхождение тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956)».
Карл Фридрих и Збигнев
Бжезинский в своем совместном труде
«Тоталитарная диктатура и
При тоталитарном режиме государственная
власть строго централизована и фактически
принадлежит аппарату правящей партии,
властной организации или военной
хунте. Главой государства и правительства,
как правило, пожизненно становится
неподотчетный лидер, концентрирующий
в своих руках высшие законодательные,
исполнительные, а иногда и судебные
функции. Население страны практически
отстраняется от участия в системе
управления государством, поскольку
представительные органы либо упраздняются,
либо формируются с нарушением принципа
всеобщего избирательного права: в
гитлеровской Германии, например, часть
депутатов рейхстага, могла быть
назначена непосредственно
С установлением тоталитарного
режима правящие круги не только не
скрывают, но и открыто демонстрируют
различные методы насилия, резко
и решительно подавляя любые попытки
сопротивления проводимому
Для «идеального» тоталитаризма
наиболее характерна однопартийная
система или же существование
под жестким контролем
Характерная особенность
тоталитарного режима — отмена или
приостановка на неопределенный срок
действия конституции. При этом указы
Главы государства, распоряжения структур
исполнительной власти или армейские
директивы приобретают силу закона.
Демократические права и
3. Россия и политические режимы
Сталинско-большевистский политический режим.
После ухода В.И.Ленина с политической арены развернулась острая внутрипартийная борьба, принявшая внутриэлитный и личностный характер. Началось утверждение режима личной власти И.В.Сталина, что привело к формированию в рамках советско-коммунистической системы новой вариации большевистского политического режима. Можно определить его в отличие от ленинско-большевистского как сталинско-большевистский политический режим. Несмотря на преемственность и общие черты режимов совершенно очевидны и отличия достаточно принципиального свойства.
В период осуществления новой
экономической политики, разрешившей
развитие частнособственнических тенденций
в экономике и узаконившей
экономический плюрализм, режим
диктатуры большевизма не носил
законченного тоталитарного характера.
В рамки нэпа умещалась электрификация
народного хозяйства, трудовая кооперация,
начало культурной революции, планирование
экономики и сближение
Слом нэпа и полное господство
принципов планово-
Тоталитарный сталинский
режим прикрывался Конституцией
1936 года, которая по теоретическим
параметрам действительно была демократической
и народной. Однако следует иметь
в виду, что большая часть общества
была удовлетворена режимом и
находила возможность в его рамках
участвовать во власти, проявлять
свою активность, поддерживать ее. Именно
в это время осуществляется мощный
промышленный рывок на основе прежде
всего массового трудового