Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 11:57, доклад
Власть - одно из основных понятий политологии. Власть необходима для устойчивого существования любой общественной организации. Вся история человечества пронизана борьбой за власть, именно эта борьба - причина наиболее драматических поворотов в жизни государства. Среди множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение М.Вебера, согласно которому власть-это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли. В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти. Так, по субъекту власти разграничиваются классовая, групповая и личная власть. Каждый вид характеризуется средствами осуществления власти, определяющими способами воздействия на поведение людей- авторитетом, традициями либо насилием. Наиболее древней формой проявления власти выступает агрессия, направленная не на сородичей, а на соседей, вне первобытной родовой общины.
Основные концепции власти в современной политологии.
Структура власти.
Власть - одно из основных понятий
политологии. Власть необходима для
устойчивого существования
Существую различные теории, которые по своему трактуют феномен власти.
1. Реляционистские ( от англ.relation - отношение). Концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этой теории выделяют три подхода к исследованию властных отношений:
-"сопротивления" ( Д.Картрайт, Дж.Френч, Б.Рейвен);
-"обмена ресурсами" (П.Блау,Д.Хиксон,К.Хайнингс);
-"раздела зон влияния" (Д.Ронг).
2. Бихевиористские концепции власти исходят из ее трактовки как отношение между людьми, при котором одни управляют, правят, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом бихевиористы акцентируют внимание на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, а, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть - исходный пункт и конечная цель политического поведения.
Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г.Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дают присущее людям стремление (воля) к власти и обладание "политической энергией".
3. Системные концепции власти. В системных теориях власть рассматривается как систематизирующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно.
В рамках системных концепций можно выделить три подхода к пониманию власти. Первый истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы ( Т.Парсонс); второй рассматривает власть на уровне конкретных систем - семьи, организации и т.п.( М.Крозье); а третий- как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М.Роджерс).
Власть в обществе подразделяется на политическую, экономическую, социальную, духовно- информационную.
Политическая власть - это реальная способность данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм. Политическая власть обладает рядом особенностей. К ним относятся:
- право на легальное
-наличие единого центра принятия решений;
-выполнение роли арбитра в
случае конфликтов между
-обеспечение максимальной
-целенаправленное
Политическая власть подразделяется на государственную и общественную.
- Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой.
- Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
Основные концепции власти в современной политологии.
Современные концепции власти можно
классифицировать по ряду оснований. Прежде
всего, концептуальные подходы к
интерпретации политической власти,
с известной долей условности
и относительности, можно разделить
при самом общем логико-
Атрибутивно-субстанциальные подходы к осмыслению власти, в свою очередь, можно подразделить на:
- потенциально-волевые
- инструментально-силовые
- структурно-функциональные.
Потенциально-волевые
Специфическая инструментально-силовая концепция власти связана, прежде всего, с англо-американской традицией. Уже в «Левиафане» Гоббса власть, которой обладает суверен, описывается не только как некий абстрактный потенциал, сколько как реальное средство принуждения, форма силового воздействия. Трактовки феномена власти как реальной силы (т.е. средства реализации воли) придерживаются и сторонники «силовой модели» власти англо-американской школы «политического реализма», которые и во внутренней (Д. Кэтлин), и в международной (Г. Моргентау) политике определяют власть как силовое воздействие политического субъекта, контролирующего определённые ресурсы и при необходимости использующего даже прямое насилие.
И, наконец, в современной политической теории разработаны системная и структурно-функциональная концепции власти, связанные, прежде всего, с работами Т. Парсона, Д. Итона, Г. Алмонда, М. Крозье и др. По Парсону, власть скорее всего представляет собой особенное интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивающее функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства.
С атрибутивно-субстанциональными концепциями власти тесно соседствуют реляционные, трактующие власть при помощи категории «социальных отношений». Надо сказать, что эти подходы достаточно тесно переплетаются между собой, как, например, в бихевиоризме. Поведенческий (бихевиористский)подход редуцирует всё многообразие властного общения к элементарным отношениям между поведениями двух индивидов-акторов и соответствующим влияниям одного на другое. Бихевиористы Г. Лассуэл и А. Каплан определяют власть в качестве отношения двух акторов следующим образом: «А имеет власть над В в отношении ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику В, связанную с ценностями К». Таким образом, власть становится отношением двух поведений и влияний, при котором одна сторона навязывает своё решение другой.
К этим концепциям примыкают и так называемые интеракционистские теории, согласно которым властное отношение выполняет роль особого способа обмена ресурсами между людьми (П. Блау) или асимметричного взаимодействия со сменой ролей акторов при разделе зон влияния (Д. Ронг), а также основного «стабилизатора» в совокупной системе общественных отношений, обеспечивающего посредством регулирования постоянно возникающих конфликтов по поводу распределения и перераспределения материальных, идеологических и других ресурсов (Р. Дарендорф, Л. Козер и др.) социальное равновесие и политический консенсус.
Наконец, к наиболее сложным и комбинированным подходам можно отнести коммуникативные (Х. Арент, Ю. Хабермас), а также постструктуралистские (или неструктуралистские) (М.Фуко, П. Бурдье) модели власти, рассматривающие её как многократно опосредованный и иерархизированный механизм общения между людьми, разворачивающегося в социальном поле и пространстве коммуникаций. Арендт отмечает в связи с этим, что власть - это не собственность или свойство отдельного политического субъекта, а многостороннее институциональное общение. Возникновение власти как социального феномена обусловлено необходимостью согласования общественных действий людей при преобладании совместного интереса над частным. Хабермас отстаивает точку зрения, что власть является тем макромеханизмом опосредования возникающих противоречий между публичной и частной сферами жизни, который наряду с деньгами обеспечивает воспроизводство естественных каналов коммуникаций между политическими субъектами.
Структура власти.
Субъект власти воплощает её активное направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединённое в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: её первичными факторами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во всех властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.
Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влекут за собой выполнение или невыполнение данного распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нём требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.
Объект власти. Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа). Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счёте у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но всё же выбор - погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло своё практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, что широко используется во всём мире.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе, подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета.
Качества объекта властвования определяются его политической культурой. Наибольшую покорностью обеспечивают патриархальный и подданнический типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твёрдой руки», является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.
Однако, сила власти, основанная на страхе, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае неповиновения. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению.
Субъект и объект характеризуют крайние полюса, активные начала структуры власти. Причём, само деление людей на субъектов и объектов, начальников и подчинённых во многом релятивно: в одном отношении человек выступает начальником, а в другом - подчинённым. Применительно к власти взаимодействие её агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов и осуществляется в рамках специального институционального механизма, регулирующего процесс властвования. Что же представляет собой этот компонент власти?
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле, ресурсы власти представляют собой всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.
Более детально, ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших структурных компонентов власти, хотя иногда ресурсы и источники власти отождествляют. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Первостепенная значимость ресурсов
как источников (оснований) власти отражена
в теории «социального обмена». Согласно
этой теории в основе власти лежит
неравномерное распределение