Власть как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:42, контрольная работа

Краткое описание

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядывающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосреднованный характер.

Содержание

1. Сущность политической власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Возникновение и этапы развития учения о власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по ПОЛИТОЛОГИИ.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Факультет агрономический

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Политология»

 

Тема № 3: «Власть  как общественное явление»

 

 

 

 

 

 

                                               Выполнил: Чураков А.С.

                                          студент з/о 4-го курса 

                           шифр 990273

                                                   Специальность: Агрономия

 

 

 

                      Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

Содержание

 

1. Сущность политической власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Возникновение и этапы развития  учения о власти. . . . . . .  . . . . . . . . . . . . .7

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность политической  власти

 

       Политическая  власть   -   это   специальный   социальный   институт, упорядывающий социальные отношения  и  поведение  индивида.  Политическая власть  -  определяющее воздействие  на  поведение  масс,  групп,  организаций  с  помощью  средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и  семейной  власти  политическая власть носит не личностно-непосредственный, а  общественно-опосреднованный  характер.

     Политическая  власть проявляется в общих решениях и решениях для всех,  в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд).  В  отличие  от  правовой власти,  регулирующей   отношения   между  конкретными   субъектами,   политическая власть  мобилизует на достижение целей большие  массы  людей,  регулирует  отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

      Воля к  власти у одних дополняется  потребностью  других  присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

      Основными  компонентами  власти  являются:  ее  субъект,  объект.  Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.  

     Субъект  власти   воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек,  организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное  в ООН.

      Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый  характер:  ее первичными субъектами являются  индивиды,  вторичными  -  политические  организации, субъектами наиболее высокого  уровня,  непосредственно представляющими во  властных  отношениях  различные  общественные  группы  и  весь   народ, - политические элиты и лидеры.  Связь между этими уровнями  может  нарушаться.

Так, например, лидеры нередко отрываются от  масс и даже  от  приведших  их  к власти партий.

      Субъект   определяется  содержанием  властного  отношения  через  приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются  (или  подразумеваются)  санкции,  которое   влечет   за   собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся  в нем требования во многом зависит отношение к нему  объекта,  исполнителей  - второго важнейшего элемента власти.

       Объект  власти.   Власть  -  всегда  двустороннее,  асимметричное,  с доминированием воли властителя взаимодействие  ее  субъекта  и  объекта.  Она невозможна без подчинения  объекта. Если такого подчинения  нет,  то  нет  и власти, несмотря на  то,  что  стремящийся  к  ней  субъект  обладает   ярко выраженной волей властвования  и  даже  мощными  средствами  принуждения.  В конечном счете у объекта  властной воли всегда есть пусть  крайний,  но  все же выбор - погибнуть, но  не  подчиниться,  что  нашло,  в  частности,  свое выражение в свободолюбивом лозунге  “лучше  умереть  сражаясь,  чем  жить  на коленях”.

      Масштабы  отношения объекта к  субъекту  властвования  простираются  от ожесточенного  сопротивления,  борьбы  на  уничтожение   до   добровольного, воспринимаемого  с  радостью  повиновения.  Качества  объекта   политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения.

      Понятие  ресурсов  власти.  Важнейшей   социальной  причиной  подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов  власти.  В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то,  что индивид или группа могут использовать для влияния на других”.   Таким образом, ресурсы власти  - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на  объект власти в соответствии с целями субъекта.  Ресурсы  представляют  собой  либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо  средства, способные повлиять на внутренний мир: мотивация  человека  (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью  которых  можно  лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь  (оружие, карательные органы в целом).

      Ресурсы,  наряду с субъектом и объектом, выступают одним  из  важнейших оснований власти. Они могут  использоваться  для  поощрения,  наказания  или убеждения.

      Структурные  основания политической власти -  законы, суд, государственный  аппарат,  отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антрополитическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как страх, интерес, убеждение.

      Виды власти.  Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную ( которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

      В зависимости  от субъектов  власть делится  на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень - международные организации, например, ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные органы государства; мезоуровень – подчиненные центру организации ( областные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов:  например, законодательная, исполнительная и  судебная власти государства. По способам взаимодействия субъекта и объекта, власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.

 

      Взаимодействие политической и других властей. Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: легальностью в использовании силы в пределах государства; верховенством, обязаностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам; моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от

политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;

многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

      Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм.

 

 

 

 

2. Возникновение и  этапы развития учения о власти 

         Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь  на них, понимаем современные  политические теории и проблемы.   

Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывносвязано  со  становлением  государства  как  особой  организации  власти. 
Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного  управления обществом, прежде  чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.    

  Попытки  осмысления политики делались  уже в глубокой древности. В  истории становления и развития  политической мысли можно выделить следующие этапы:   

- Политические учения Древнего Востока;

- Политические учения Древней Греции и Древнего Рима;

- Политические учения Средневековья;

- Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения;

- Политические учения Нового времени;

- Современные  политические учения.     

    Рассмотрим  эти этапы.    

  Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия). 

Характерны  тем,  что  политическая  мысль  не  выделялась  в  
самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти. 

Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги  были  лучшими  среди  
людей,  вершителями земных дел, первыми  законодателями и правителями.   

   У  древних китайцев единственным  проводником воли небесных сил  был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему  для ее осуществления  особые внутренние силы и способности.     

      Великий  мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 - 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.   

     В  4 веке до нашей эры Шан Ян  дал начало направлению, получившему название "легизм". Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.

      Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.         
       Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.   

    Основу  науки о политике заложили  древнегреческие философы: Сократ (470 - 99 гг. до нашей эры); его ученик  Платон Афинский (427 - 347 гг. до нашей  эры.) - политические идеи его изложены  в диалоге "Государство"; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 - 322 гг. до нашей эры).

        Двухтысячелетняя история Древнего Рима - это огромный по своим масштабам   опыт   политической   жизни,   которая   изобиловала  борьбой  различных  политических  сил,  прошла  через  смену  нескольких форм правления, перевороты, народные восстания.

      Много сделали для развития политической мысли Марк Туллий Цицерон  (106 - 43 гг. до наше эры), Луций Анней  Сенека (ок.4 г. до нашей эры  - 65  
г.) - философ и человек личного высокого мужества. Презирал смерть. Покончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона), Эпиктет (ок.50 - ок.140), Марк Аврелий (121 - 180 гг.). Гай Транквилл Светоний своей книгой "Жизнь двенадцати царей" положил начало традиции политических портретов.   

 Характерные  черты политических учений этого  этапа: 

- постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

     - обособление их как относительно самостоятельной части философии;

     - анализ устройства государства, классификация его форм;

Информация о работе Власть как общественное явление