Возникновение, сущность и социальное назначение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:56, реферат

Краткое описание

Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества с неизбежностью требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития государства, так и поиск возможных путей их практического воплощения в украинской действительности.
Любые реформы в обществе с новой силой ставят вопрос об отношении различных общественных сил, политических организаций к государству в силу того, что во все времена существовали управляемые и управляющие органы, функционировала власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а государство представляет собой особую разновидность властвующей организации, в которой властное начало проявляется всегда активно и никогда пассивно.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...
1. Происхождение и сущность государства
1.1 Первобытное общество: экономическая основа,
общественная власть……………………………………………………
1.2 Общие закономерности возникновения государства,
его признаки и сущность……………………………………………….
1.3 Теории происхождения и сущности
государства………………………………………………..………………
2. Социальное назначение государства
2.1. Понятие и характерные черты социального государства…………………..……
2.2. Соотношение государства, общества и личности…………


Выводы………………………………………………………………………..…..
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

политология (Автосохраненный).docx

— 37.06 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

" Возникновение,  сущность и социальное назначение государства"  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            ПЛАН

Введение……………………………………………………………………..…...

1.  Происхождение  и сущность государства 

1.1 Первобытное  общество: экономическая основа,

         общественная власть……………………………………………………

    1.2 Общие закономерности возникновения  государства,

         его признаки и сущность……………………………………………….

    1.3 Теории происхождения и сущности

         государства………………………………………………..………………

2. Социальное  назначение  государства

   2.1. Понятие и характерные черты социального государства…………………..……

    2.2. Соотношение государства, общества и личности………… 
 

Выводы………………………………………………………………………..…..

Список использованной литературы……………………………………… 
 
 
 
 

Введение

Насущные  проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества с неизбежностью требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития государства, так и поиск возможных путей их практического воплощения в украинской действительности.

Любые реформы  в обществе с новой силой ставят вопрос об отношении различных общественных сил, политических организаций к  государству в силу того, что во все времена существовали управляемые  и управляющие органы, функционировала  власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а государство  представляет собой особую разновидность  властвующей организации, в которой  властное начало проявляется всегда активно и никогда пассивно.

Государство играет немаловажную роль в совершенствовании  общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого, а  также выступает организацией всех граждан.

Основная  задача настоящей работы заключается  в раскрытии такого теоретически важного понятия, как государство  – его происхождение, сущность, типология.

Данная работа предполагает достижение нескольких целей: во-первых, исследовать процесс эволюции и общие закономерности возникновения  государства; во-вторых, получить представление  об основных категориях, отражающих особые свойства государства; в-третьих, исследовать  общие черты различных государств, систему их важнейших свойств  и сторон, порождаемых соответствующей  эпохой и получить представление  о типах государств характеризующихся  общими сущностными признаками

Рассмотрение  вопроса происхождения государства  имеет особое значение, без него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их роль в  жизни общества и логику функционирования. Практическое значение данной темы связано с определением исторических рамок существования государства.

Работа написана с учетом громадного исторического  и политического материала, где  показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в  своем развитии и чем стало  теперь. 
 
 
 

1. Происхождение  и сущность государства

1.1 Первобытное  общество: экономическая основа, общественная  власть

При анализе  всякого предмета нужно, прежде всего, выяснить его историческое происхождение (образование, возникновение), а также  предпосылки, что имеет прямое отношение  и к государству.

Рассмотрение  вопроса происхождения государства  имеет особое значение в познании этого явления, без чего нельзя понять сущность государственно-правовых и  политических явлений, их роль в жизни  общества и логику функционирования. Практическое значение данной темы связано  с определением исторических рамок  существования государства.

В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф. Энгельсом в работе “Происхождение семьи, частной собственности и  государства”, написанный с учетом громадного исторического и политического  материала, где показано, как государство  появилось, какие основные этапы  прошло в своем развитии и чем  стало теперь.

Общеизвестно, что государство существовало у  народов не всегда, его образованию  предшествовал первобытно-общинный строй – древний тип коллективного  или кооперативного производства, который  был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения  коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Характер  собственности был общим, иными  словами, все орудия труда, добытые  с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.д.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и  средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов  труда было уравнительным. Такая  коллективность, общность была своеобразным “коммунизмом”, но не как результат  какого-либо обобществления, а как  естественное состояние первоначально  возникшей коллективности.

Формой социальной организации в тот период (после  первобытного строя) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства, но и  как общественная группа, сложившаяся  для совместного ведения хозяйства.

Первобытно-общинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе  он стал перерастать в государственно-организованное общество.

Стала другой общественная организация – первобытное  стадо преобразовалось в род  как носитель и накопитель коллективного  опыта труда, который постоянно  совершенствуется. Роды объединились в племена, а последние – в  союз племен. Возникла необходимость  в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства  еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть, уже существовала, но она являлась неполитической, так как не была связана с государством.

Власть –  древнее и повсеместное, универсальное  свойство любой социальной организации. В своем первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация  есть власть, осуществляемая в интересах  всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как “первых  среди равных”, глава рода, вождь  племени, по старшинству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и  соплеменников.

Власть вначале  не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально черты.

С марксистской точки зрения происхождение государства  обусловлено образованием антагонистических  классов. Одним из главных процессов  классообразования в сфере материального  производства признается переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной  литературе именуется неолитической  революцией, приведшей к появлению  прибавочного продукта. Фактическое  увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной  производить большее количество продуктов, чем это было нужно  для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция  его присвоения расчленяются. Возникают  реальные условия для имущественной  и социальной дифференциации, что  ведет к возможности появления  разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления порождены  общественным разделением труда, который  взорвал родовой строй, привел к  расколу общества на классы, появлению  государственно-организованного общества.

Рост производительности труда с неизбежностью ведет  к увеличению объёма избыточного  продукта, обусловившему появление  частной собственности, что явилось  материальным выражением обособленности членов рода.

Постепенный переход от парного брака к  моногамному приводит к экономической  самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность  и наследство сосредотачиваются  в рамках отдельной семьи.

Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства и проникновение  в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.

На этом этапе  первобытно-общинная организация начинает испытывать кризис власти, потому что  она возникла и действовала в  обществе, где индивидуальные и общие  интересы совпадали. Возникновение  частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами.

Перерождение  органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.

У разных народов  возникновение частной собственности  вызывало различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело  к появлению противоположных  классов, наличию непримиримых, антагонистических  противоречий между ними. До определенного  времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют своё значение, органы родового строя оказываются  неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи  с частной собственностью. Поэтому  появляется новая организация уже  не всего общества, а только его  части – собственников средств  производства, для охраны сложившихся  экономических отношений имущественного неравенства.

1.2 Общие  закономерности возникновения государства,  его признаки и сущность

с марксистской точки зрения государство есть продукт  развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство  появляется там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые  противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится  на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления  возникает и развивается особый институт – государство.

Общество  создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и  внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность  по отношению к обществу и тем  более преуспевает в этом, чем  более он становится органом одного определенного класса и чем более  явно осуществляет его господство.

Ф.Энгельс  в работе “Происхождение семьи, частной  собственности и государства” делает общий вывод, что государство  никоим образом не представляет собой  силы, извне навязанной обществу. Государство  есть продукт общества на известной  стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось  на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна  была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах “порядка”. И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более  и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Если общественное производство в результате тысячелетней революции пришло к частной собственности, то для всех других областей организации  общества характерны перемены, приспособленные  к тому, что произошло в производстве. Возникновение государства –  это приспособление общества к новым  условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения  частной собственности сохранялись, поддерживались, развивались. Экономические  отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится государство.

Для марксистского  понимания происхождения государства  недостаточно сказать, что оно возникает  в результате появления частной  собственности и раскола общества на враждебные классы. Нужно из этого  положения сделать выводы о том, что государство не устраняет  борьбы классов. Государство есть “продукт”  и “проявление” непримиримости классов.

Сложившийся экономический базис, основанный на частной собственности на средства производства, развивается под охраной  и защитой государства; государство  возникает для того, чтобы сохранять  его, держать в узде угнетенные классы; государство не примиряет, а только, умеряет, столкновение, классов, для, того, чтобы, они не уничтожили друг друга  в бесплодной борьбе. Полный мир  между классами невозможен.

Для того чтобы  научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход того или иного народа от догосударственного к государственно-организованному  обществу, специально определяются  признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя.

Информация о работе Возникновение, сущность и социальное назначение государства