Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:12, курсовая работа
Проблема цензов избирательной системы не так проста, как может показаться на первый взгляд. Существуют разночтения как по названию и содержанию цензов, так и по их количеству. Нельзя выпускать из вида и тот факт, что единого подхода изучения избирательных критериев не существует. Сколько есть авторов, изучающих эту проблему, столько существует и мнений. Поэтому, цель данной работы – проанализировать принципы избирательного права в зарубежных странах и их соотношение с международными избирательными стандартами, а также сравнить дискриминационные цензы зарубежных стран
Введение
Избирательное право имеет большое значение для современного цивилизационного государства. Анализ норм национального законодательства, регулирующих организацию и проведение выборов, позволяет судить о степени политической свободы граждан, о возможности их реального участия в политической жизни, о легитимности и демократическом (или , наоборот, недемократическом) характере власти, что, в конечном итоге, предопределяет возможность интеграции государства в демократические процессы международного сообщества. Поэтому складывающиеся в сфере организации и проведения выборов правоотношения должны стать объектом компетентного правового регулирования, а само избирательное право – объектом тщательного изучения.
Современная избирательная система должна соответствовать определенным международно-правовым стандартам, выработанным в основном после Второй мировой войны, когда интенсивно начался процесс переосмысления значения основных политических и гражданских прав и свобод личности, ставших предметом пристального внимания международных организаций и превратившихся из внутригосударственного дела в вопрос межгосударственного значения. Важнейшие из них нашли свое отражение в таких международных правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, Европейская хартия о местном самоуправлении и др.
Практика выборов связана с наличием избирательных цензов.
Избирательные цензы - это специальные условия, ограничивающие приобретение избирательного права. Цензы пассивного избирательного права, как правило, жестче цензов активного права.
Проблема цензов избирательной системы не так проста, как может показаться на первый взгляд. Существуют разночтения как по названию и содержанию цензов, так и по их количеству. Нельзя выпускать из вида и тот факт, что единого подхода изучения избирательных критериев не существует. Сколько есть авторов, изучающих эту проблему, столько существует и мнений. Поэтому, цель данной работы – проанализировать принципы избирательного права в зарубежных странах и их соотношение с международными избирательными стандартами, а также сравнить дискриминационные цензы зарубежных стран. А для достижения этой цели нужно руководствоваться методом сравнительного анализа, так как именно этот метод поможет более точно понять сущность избирательных цензов и сравнить их классификацию.
Одним из элементов демократии являются выборы р различного рода центральные и местные представительные учреждения. Эти учреждения создаются правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами. В зарубежных странах существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно – территориальных единиц. Во всех этих случаях проводится всеобщие, федеральные, местные и т.д. выборы, представляющие собой массовые политические кампании.
Выборы – это процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц.
Сущность выборов – это определение партий и должностных лиц, которые в течение определённого срока будут управлять государством, государственным образованием или административно – территориальной единицей. Это средство реализации народного суверенитета, способ выражения общественного мнения, форма непосредственной демократии.
Характерные черты выборов:
Всеобщая Декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч. 3 ст. 21): «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Выборы государственных органов и должностных лиц государства бывают:
Прямые выборы - это непосредственное избрание гражданами своих представителей в органы государства, отдельных должностных лиц (например, президента). Почти всегда (исключение составляет, например, королевство Бутан) прямыми выборами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалатного парламента, низовые органы местного самоуправления (общинные советы), другие органы местного самоуправления. Однако и в данном случае есть исключения. В некоторых мусульманских странах (Бангладеш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю палату избирается самим парламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов, назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (например, до 10 человек в Египте). Во многих странах прямыми выборами избираются верхние палаты парламентов (Бразилия, США и др.), президенты (Мексика, Франция и др.), нижние палаты законодательных собраний или однопалатные собрания в субъектах федерации, в автономных образованиях. В единственной стране - Израиле с 1996 г. прямыми выборами избирается премьер-министр.
Вместе с тем многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Теоретически прямые выборы демократичнее, но непрямые могут оказаться целесообразнее, если они обеспечивают более профессиональный, взвешенный подход к замещению столь высоких постов должностных лиц, влияющих на жизнь страны. Поэтому вопрос о применении той или иной системы выборов - это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями страны, с ее историей, национальной спецификой.
Существуют
две разновидности непрямых выборов:
косвенные и многостепенные (их называют
иногда многоступенчатыми). Косвенные
выборы, имеют два варианта. При
первом варианте выборы проводятся специально
создаваемой для этого
Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают высшее звено, и так вплоть до парламента. В прошлом такая система использовалась в СССР, на Кубе, в Анголе, Мозамбике. В настоящее время она существует в Китае.
Ключевой
категорией для выборов является
понятие «избирательного права»
В конституционном праве термин «избирательное право» имеет два значения:
- в объективном
смысле - это система конституционно-
- в субъективном
смысле - это гарантированная
Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.
Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.
Прямое и косвенное
Прямое (непосредственное)
избирательное право означает право
избирателя избирать и быть избранным
непосредственно в выборный орган
или на выборную должность. Этот принцип
действует в подавляющем
Косвенное (многоступенчатое)
избирательное право означает, что
избиратель выбирает лишь членов коллегии,
которая затем уже избирает выборный
орган. Такой коллегией может
быть государственный или
Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).
Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально - множественное голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие.
Принципу равного избирательного права также противоречат куриальные выборы, которые заранее делят избирателей на группы - курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождей.
В некоторых странах допускаются отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные Межпарламентскому союзу.
Тайное голосование. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.
Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.
Принцип свободных
выборов означает, что избиратель
сам решает, участвовать ли ему
в избирательном процессе, а если
участвовать, то в какой мере. Отсюда
вытекает, что при определении
результатов выборов не следует
принимать во внимание, какой процент
избирателей проголосовал: если хотя
бы один проголосовал, то выборы состоялись.
Этот принцип характерен для многих
стран с англоязычной правовой системой.
Он обычно сочетается с добровольной
регистрацией избирателей. Неучастие
избирателей в выборах называют
абсентеизмом. На его уровень влияют
чаще всего политические и экономические
обстоятельства. Высокий уровень
абсентеизма приводит либо к избранию
органа власти или самоуправления небольшой
частью избирательного корпуса, что
дает основание сомневаться в
легитимности органа, либо может вести
к безрезультатности