Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:42, контрольная работа
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Фактически же материальную помощь в республике получают свыше 40% семей с детьми, причем независимо от доходов родителей. В результате до действительно нуждающихся доходит не более 20% выделенных государством средств. Между тем международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10–15% населения.
Введение
Объективная необходимость проведения социальной политики в РБ.
2. Основные идеологические приоритеты в социальной политике XXI века.
Литература
Белорусский государственный университет
информатики и радиоэлектроники
Факультет заочного обучения
по дисциплине «Основы идеологии»
Тема 4. Государственная идеология в области социальной защиты населения Республики Беларусь
Каркоцкая Вероника Алексадровна
Борисов Евгений Александрович
Почтовый адрес:
222410,г. Вилейка,
ул. Маркова 42
Содержание:
Государственная идеология в области социальной защиты населения Республики Беларусь
Введение
2. Основные идеологические
приоритеты в социальной
Литература
Введение
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Фактически же материальную помощь в республике получают свыше 40% семей с детьми, причем независимо от доходов родителей. В результате до действительно нуждающихся доходит не более 20% выделенных государством средств. Между тем международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10–15% населения.
Смысл эффективной адресной социальной защиты и состоит именно в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики должна стать ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень – помощь должна быть приближена к потребителю. Важно полностью перейти от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:
-инвалидам, одиноким пенсионерам – различные социальные услуги, обслуживание на дому;
-многодетным, неполным семьям – приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.
Право на адресную персонифицированную социальную помощь граждане Республики Беларусь уже получили с января 2001 года, однако пока ею воспользовалась лишь незначительная часть населения (менее 3% граждан республики). К сожалению, система адресной социальной помощи оказалась недостаточно эффективной: слишком запутанная и сложная процедура сбора документов, жесткая привязанность к определенным категориям нуждающихся, слабая информированность населения. Ныне разработана стратегия «пилотного» проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Она должна быть грамотной, четкой, хорошо продуманной, персонифицированной и эффективной – такова задача. И основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.
Для этого в стране создается четкая система государственных социальных стандартов. «Люди должны почувствовать, что власть не просто «урывками» старается помочь, а системно защищает таких граждан», – такое требование выдвинул Президент Республики Беларусь.
Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить социальные гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно в жизненно важных сферах исходя из экономических возможностей. Эти стандарты касаются уровня медицинских, бытовых, жилищно-коммунальных услуг (например, минимальная температура в жилых помещениях), обеспеченности общественным транспортом, социально-бытовой инфраструктурой в населенных пунктах (наличие торговых точек), организационно-технических условий образовательного процесса (в частности, обеспеченность местами в дошкольных и школьных учреждениях, нормативы денежных средств на содержание в них детей) и другое.
1.Объективная необходимость проведения социальной политики в РБ.
В Республике Беларусь основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция. В статье 1 Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим, правовым социальным государством. Это значит, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан.
Социальное
государство – это государство,
которое стремится максимально
обеспечить достойные условия
Взаимоотношениям между личностью, обществом и государством, гражданами и государством посвящен раздел II Конституции. В частности, согласно статье 21, государство гарантирует каждому гражданину соблюдение права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Кроме того, в Конституции зафиксированы необходимые для построения социального государства такие принципы, как разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа.
Однако необходимо отметить, что для практической реализации конституционно закрепленных положений требуется ряд условий. В первую очередь, это наличие необходимой социально-экономической базы, культурного потенциала, а также наличие политической воли. Все это достигается путем проведения соответствующей социальной политики.
Объектом социальной
политики являются общественные слои
и поддержание стабильности их существования
как необходимого условия для
обеспечения устойчивого и
Предметом социальной политики выступает государственное регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия достойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. Таким образом, социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспределительную, стабилизационную и воспитательную.
Необходимо также учитывать тот факт, что социальная политика осуществляется не только государственными органами. Важную роль в ее реализации играют профессиональные союзы, различные общественные объединения, а также широкий спектр негосударственных организаций, занимающихся экономической, культурной, образовательной, спортивной и другой деятельностью. Субъектами социальной политики наряду с государственными органами выступают различные институты гражданского общества.
Мы можем сформулировать понятие социальной политики как деятельность государства, направленную на поддержание социальной стабильности путем регулирования отношений и связей между отдельными гражданами и различными объединениями граждан по поводу их положения в обществе и обеспечения их достойными условиями жизни.
В процессе реформирования общества создается новая социальная среда, что потребовало выработки эффективной социальной политики, которая реализуется в рамках «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.». Она является необходимым условием для экономического подъема, а адекватные социальные программы способствуют достижению согласия в обществе и являются основополагающими в осуществлении успешных реформ.
Грамотная, четко выверенная социальная политика способствует установлению макроэкономического равновесия и обеспечивает справедливое распределение результатов во всем обществе. Во многом это связано с тем, что Республика Беларусь перешла от общих к селективным социальным программам по конкретным регионам и определенным группам населения.
Социальная сфера в переходном периоде является сложным объектом государственного регулирования. Основная проблема состоит в том, чтобы, с одной стороны, сосредоточить средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а с другой – поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: здравоохранение, образование, науку, культуру. Поэтому государственное регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.
Благодаря этому Республика Беларусь не только не утратила важнейшие социальные завоевания предыдущих лет, но многое сделала для развития и совершенствования всей социальной сферы: здравоохранения, образования, науки и культуры, социальной защиты наших граждан.
2. Основные идеологические приоритеты в социальной политике в 21 веке.
1.
Приоритеты в сфере
— сохранение и развитие лучших традиций системы образования, заложенных в советский период;
— своевременное
и опережающее обеспечение
— формирование системы обучения и воспитания, отвечающего задачам нового этапа развития общества.
Государственная
политика РБ в сфере образования
проводится в соответствии с тремя
основополагающими
1) равным доступом к образованию;
2) социальной справедливостью в получении образования;
3) высоким качеством образования;
Принцип доступности – граждане РБ вне зависимости от социального положения и места жительства имеют равные возможности и доступ к его получению. Приведем примеры реализации этого принципа. Ежегодно создаются государственные комиссии по контролю за проведением вступительных экзаменов, в результате значительно повысилось качество приема вступительных экзаменов. Обеспечение социальной справедливости при получении образования: с1998 года проводится раздельный конкурс среди выпускников городских и сельских школ; льготы для пострадавших от аварии на ЧАЭС. Образование для инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. В вузах республики вводится дистанционное обучение. Функционирует система поддержки одаренной молодежи, именные стипендии.
В целях повышения качества образования:
— структурная перестройка школы (обязательное 10-летнее образование (раньше 9 лет) и 12-летний срок обучения в средней школе (раньше-11 лет));
— 10-бальная система оценки учащихся;
— дошкольное образование;
— развитие сети
профессионально-технических
И конечно стоит
упомянуть возможность
Необходимо отметить, что основные тенденции развития современного образования в Беларуси связаны с перспективами развития мирового сообщества в целом. При этом нельзя не учитывать принципиальной зависимости отечественной образовательной системы от типа культуры, степени цивилизованности, ментальности, сложившихся социокультурных структур и процессов, которые в совокупности детерминируют систему образования.
2.
Приоритеты в сфере
- обеспечение конституционных прав граждан на качественную мед. помощь;
- сохранение
приоритетности
- доведение
уровня бюджетного
- максимальное
приближение медицинской
- усиление профилактической
и диагностической
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения РБ была разработана и внедряется новая медико-экономическая модель развития отечественного здравоохранения, которая включает:
- бюджетное финансирование расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;
- приоритетное развитие
первичной медико-санитарной
- реализацию программ
обеспечения граждан
С целью привлечения
Приоритетными направлениями развития здравоохранения на ближайшую перспективу являются:
- развитие первичной медико-