Государство как институт политической системы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:16, контрольная работа

Краткое описание

Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований. Аристотель упоминает о партиях горы и равнины в рабовладельческой Греции. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. «Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения

Содержание

Введение

2
I Политическая система общества

3
1 Понятие, структура, типология политической системы.

3
1.1 Понятие политической системы.

3
1.2 Структура политической системы.

4
1.3 Типология политической системы.

5
2 Политическая система современной России: основные

характеристики.

6
II Государство как институт политической системы общества.

9
1 Гражданское общество, правовое государство, социальное

государство

9
2 Единство государственной власти и разделение ее властей.

12
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 116.77 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение

 

2

I Политическая система общества 

 

3

1 Понятие, структура, типология политической системы.

 

3

1.1 Понятие политической системы.

 

3

1.2 Структура политической системы.

 

4

1.3 Типология политической системы.

 

5

2 Политическая система современной России: основные

 

   характеристики.

 

6

II Государство как институт политической системы общества.

 

9

1 Гражданское общество, правовое государство, социальное

 

государство

 

9

2 Единство государственной власти и разделение ее властей.

 

12

Список использованной литературы

 

15


 

 

 

 

Введение 

 

Политическая система существует неразрывно с государством, так как  государство является едва ли не самым  главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано  с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных  негосударственных образований. Аристотель упоминает  о партиях горы и  равнины в рабовладельческой  Греции. В жизни феодального общества важную роль играли такие объединения  собственников, как общины, гильдии, цеха. «Государство и негосударственные  организации господствующих и угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему  конкретного классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные системы  еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли  интересы всех слоев населения. К  политической системе общества вообще и к Российской в частности  проявляется весьма обостренное  и противоречивое внимание. Это следует рассматривать положительно лишь в том случае, когда «ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно «затемнить» и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще.» Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение.

    1. Политическая система общества
  1. Понятие, структура, типология политической системы.
    1. Понятие политической системы.

Рассуждая о политической сфере  общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему -совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.


Понятие политическая система более  емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие  в политическом процессе, а также  неформальные и неправительственные  факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений  в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение  к политике.

 

 

 

 

    1. Структура политической системы.

Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • институциональная подсистема, состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов, и неполитических организаций, СМИ (относительно этой подсистемы некоторые исследователи используют понятие "политическая организация общества");
  • коммуникативная подсистема - система, является совокупностью отношений и принципом взаимодействия, которые складываются как внутри политической системы, так и между ее подсистемами. Отношения по форме могут выступать как принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество;
  • нормативная подсистема, которая выступает как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль);
  • культурно-идеологическая подсистема, включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий и концепций, политическую и правовую культуру. Политическая культура осуществляет большое влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни. Политическая культура, с одной стороны, определяет устойчивость и жизнеспособность любой политической системы, с другой - предоставляет своеобразия политическим системам, делая нормативно одинаковые формы политического устройства многовариантными;
  • функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

1.3 Типология политической системы.

 

 

Классификация политических систем отличается большим  многообразием, основана на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.

Г.Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры.

  1. Англо-американская система, характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована.
  2. Континентально-европейские системы, отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы
  3. такого типа существуют пре жде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.
  4. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.
  5. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией.

Ж. Блондель делит политические системы мира на пять категорий:

    1. либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений;
    2. коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
    3. традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ, как правило, весьма неравномерно;
    4. популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большему равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства;
    5. авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

Достаточно  распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношений власти, общества (народа) и личности (граждан).1

  2. Политическая  система современной России: основные  характеристики.

 

Согласно  Конституции (принятой 12декабря 1993г.),  Российская Федерация – правовое федеративное демократическое  государство  с республиканской формой правления. Государственную власть в РФ осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федераций и Государственная Дума), Правительство и Суды Российской Федерации.

В Конституции  заложен принцип разделения властей  на: законодательную, судебную, исполнительную. Такое разделение единой государственной власти выражается,  прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является  обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола.

Исполнительная  власть.

Исполнительная  власть в РФ осуществляется правительством Российской Федерации. Оно состоит  из  Председателя Правительства  РФ, заместителей Председателя Российской Федерации и федеральных министров.

Президент РФ формирует кабинет министров  и с согласия Государственной  Думы назначает Председателя Правительства  Российской Федерации.

Законодательная власть.

Представительным  и законодательным органом власти,  является – Федеральное Собрание (парламент РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совет  Федераций и Государственной  Думы. В Совет Федераций входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти.  Государственная Дума  состоит из 450 депутатов избранных   путём открытого голосования сроком на 4-е года.

Судебная власть.

Судебная  власть,  является самостоятельной  и действует не зависимо от законодательной  и исполнительной властей.  Судебная система в России состоит из:

  • Федеральных судов;
  • Конституциональных судов;
  • Мировых судей

Возглавляют судебную систему:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля. Он призван защищать основы конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории России.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. 
Верховный Суд Российской Федерации осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. 
Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Избирательная система

Избирательная система России гарантирует всем гражданам свободное волеизъявление на выборах и референдуме, а также защиту демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. 
 
В соответствии с Конституцией в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. 
 
Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

  1. Государство как институт политической системы общества.
  1. Гражданское общество, правовое государство, социальное государство.

 

Гражданское общество

 

Идея  гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское  общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и  общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.

 

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Информация о работе Государство как институт политической системы общества