Жизненный путь и политическая карьера М. Тэтчер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

К баронессе можно относиться по-разному, но нельзя не признать, что под ее жестким руководством Великобритания добилась значительных успехов на мировой арене: она во многом определяла ход международных событий в 80-х годах, прежде всего в области взаимоотношений Восток - Запад.
Цель исследования: изучить жизненный путь и политическую карьеру М. Тэтчер.
Предметом исследования являются работы исследователей о Маргарет Тэтчер.
Объект исследования – жизненный путь и внешняя политика Маргарет Тэтчер.

Вложенные файлы: 1 файл

30300.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

На посту премьер-министра Великобритании М. Тэтчер проводила в жизнь свои решения, и это полностью ее личная заслуга.  Только цельная натура обладает способностью в течение 11 лет следовать заявленной программе, залогом успеха которой она считала свои политические убеждения. На это неоднократно ссылались ее последователи и оппоненты. К числу наиболее интересных мнений относится высказывание политического обозревателя TV—AM Адама Боултона, неоднократно бравшего интервью у Железной леди: «...я не сомневаюсь, что она была “инстинктивным политиком”, который чувствует “кишкой” (в более вежливых кругах это называется  “убежденный политик”)».

Убежденный политик — сочетание, сплав лидерских качеств, интеллекта, большой обучаемости и знания — с развитой интуицией, т. е., можно сказать, это профессионал высокого уровня.

По словам коллег, М. Тэтчер много времени отдавала составлению и редактированию речей,  посредством которых она выражала свои идеи и убеждения. Кстати,  и здесь ей удалось внести элемент новизны. Известно, что выступления публичных людей часто составляются не ими самими, в лучшем случае они являются соавторами или редакторами.  Однако в случае с М. Тэтчер все было несколько иначе (и это тоже одна из отличительных особенностей ее политики и ее самой как профессионала). Вот лишь одна иллюстрация. Премьер-министр считала, что невозможно писать речь для какого-либо мероприятия, пока оно не начнется и нельзя будет оценить его атмосферу,  в частности это касалось партийных конференций. В итоге большинство речей, произнесенных Железной леди на подобных мероприятиях, дописывались на рассвете под постоянные возгласы премьер-министра: «Здесь нет ничего нового!»

Другой интересный момент — консенсус, соблюдение которого считается неотъемлемой частью политической культуры и высокой степенью профессионализма. Известно, что Тэтчер презирала, не принимала и отвергала его, призывала вернуться к политике принципа,  убеждая свою партию занять пустую моральную нишу, отвергнуть компромисс и отступление. Ее знаменитые слова: «Я не провожу политику консенсуса, я провожу политику убеждения» —  прямое тому доказательство.  Но здесь она вступила в противоречие с общепринятыми нормами, согласно которым нахождение точек соприкосновения является основным элементом политического искусства и добиться консенсуса — значит победить.  Но лидер консерваторов придерживалась прямо противоположного взгляда: добиться консенсуса — значит, ничего не сделать. Она стремилась к результату, а реформы и политику мыслила как битву, которую надо выиграть.

2.2. Внешняя  политика Маргарет Тэтчер

Говоря о Маргарет Тэтчер как о политике-профессионале, невозможно пройти мимо внешнеполитических сюжетов. Именно в период ее правления Британия победила в Фолклендской войне, укрепила евроатлантический альянс. Даже оппоненты признают, что она вернула Соединенному Королевству веру в себя и завоевала прочные позиции в мире. Иностранные дела, по замечанию самой М. Тэтчер, не были ее «коньком». Но внешне она не испытывала комплекса по этому поводу: «Я не знаю ничего о дипломатии, но я знаю и верю в то, что хочу улучшить положение дел Великобритании».  Ее недипломатическое,  диктаторское поведение стало притчей во языцех особенно в период борьбы за Европу, какой ее хотела видеть Железная леди. Европейский сюжет раскрывает М. Тэтчер как политика и демонстрирует, что именно на этом направлении ее убеждения были отождествлены с национальными интересами Великобритании.  На отношения ЕЭС - Британия интересно посмотреть с точки зрения оценки профессионализма поступков М. Тэтчер.

С первых шагов в запутанном мире европейской политики М. Тэтчер показала, что не будет жертвовать своими убеждениями,  ценностями и идеалами,  даже если они противоречат,  идут вразрез с желаниями партнеров по Сообществу. Нетерпимость Железной леди к status quo и традиционному стилю принятия решений посредством компромисса определила ее конфронтацию и с партнерами по ЕЭС,  и с Форин офис.  Здесь с самого начала ее правления работала,  своего рода, бомба замедленного действия, которая, в конечном итоге, и стала одной из причин отставки. Наперекор Форин офису,  дипломатия госпожи Тэтчер была более связана с одержанием побед, чем с завоеванием друзей, поэтому не только европейским, но и британским политикам пришелся не «по вкусу»  стиль личной дипломатии премьер-министра,  особенно ее резкость, прямота, склонность оказывать давление на партнеров по переговорам, предъявлять им чрезмерные требования. Что интересно,  М. Тэтчер на протяжении пребывания на посту премьер-министра лично курировала европейские дела. Причина пристального интереса к Европе заключалась в том, что линия отношений Британии с ЕЭС должна была, по мнению Железной леди,  оставаться в русле ее собственных политических убеждений. 

Отношения между ЕЭС и М. Тэтчер лучше назвать конфронтационными,  поскольку все одиннадцать лет британский премьер-министр ставила  «национальный»  интерес выше  «общего», европейского. Конфликт между Сообществом и Железной леди в первой половине 1980-х годов был обусловлен бюджетно-аграрными разногласиями. При существовавшей системе перераспределения бюджетных ресурсов Сообщества Великобритания, по мнению М. Тэтчер, фактически финансировала его. Решив отстаивать национальные интересы страны в ЕЭС под лозунгом «Верните наши деньги!», Мадам нет нарушила все правила игры, принятые на тот момент странами Общего рынка. Компромисс, так резко отвергаемый ею, был ключом к пониманию развития европейской интеграции.  Коммунитарный принцип принятия решений не нашел места в ее системе взглядов на политику, и более узко — на ЕЭС, поэтому партнеры получили жесткого и непримиримого противника. Все переговоры, проводимые в рамках Сообщества, Железная леди мыслила как битвы, которые непременно должна выиграть. В ее понимании, она действовала не только на благо Британии,  но и самой интеграционной группировки,  возвращая ее в реальный мир экономии и бюджетной дисциплины.

С точки зрения национального политика, М. Тэтчер действовала профессионально, защищая интересы государства, служа обществу.  Но,  используя традиционный  «национальный»  подход к решению дел, она вступила в противоречие с формирующимся в то время новым типом политика-профессионала европейского склада.

Новый тип европейского политика зиждется на лучших традициях дипломатической игры под  «коммунитарным соусом». Столкнувшись с чуждой для нее организацией, Тэтчер попыталась действовать «как у себя дома», но натолкнулась на достойных противников в лице зарождающейся евробюрократии (например, председателя Комиссии Европейского Сообщества Ж. Делора).

Для отстаивания своей  позиции Железная леди пользовалась имевшимися у Великобритании рычагами давления (бойкот сельскохозяйственных цен,  угроза приостановить выплаты в бюджет ЕЭС и т. д.).  Зарубежная пресса тех лет всегда смаковала предстоящие встречи глав государств, помещая карикатуры, характеризующие и состояние дел в ЕЭС,  и манеру поведения М. Тэтчер.

Например, «Now» — представил встречу глав правительств в Дублине (1979 г.) как хоровод, в котором участники ЕЭС держат друг друга за горло, а «Financial Times» напечатала карикатуру, на которой Мадам нет бьет коллег по Сообществу своей сумочкой. 

Взгляд М. Тэтчер на ЕЭС всегда оставался узко прагматичным. В этой организации она видела группу государств, объединившихся для достижения сугубо экономических целей, сохраняющих вместе с тем свой национальный суверенитет. Разговоры о передаче хотя бы толики суверенитета наднациональным управляющим структурам вызывали неподдельное раздражение премьер-министра. Она считала, что лишь национальное государство и национальный суверенитет могут создать фундамент стабильной международной системы. По поводу национализма М. Тэтчер говорила,  что  «если национализм осуждают за притеснение национальных меньшинств,  то наднационализм заслуживает еще большего осуждения,  т. к.  предполагает подчинение целых государств». Тэтчер также замечала, что «некоторые европейцы советовали ей воспринять Европейский Союз (как идею и реальность), но те, кто так делал, находились не совсем в своем рассудке». 

В русле рассуждений  о профессионализме конфликт с партнерами по ЕЭС и, в частности, с Делором можно объяснить с позиции столкновения двух разных этических кодов, двух совершенно различных систем ценностей, идей, стратегий. Хотя в обоих случаях речь шла об одном и том же — благе для Европы. В ответ на вынашиваемые партнерами федералистские и супранациональные проекты М. Тэтчер предложила свой рецепт достижения процветания Европы сугубо экономическими средствами.

В заключение нашумевшей речи в Брюгге (1988 г.)  премьер-министр Великобритании выразила пожелание: «Позвольте Европе быть семьей наций»,  подчеркивая необходимость только экономической интеграции.  Дж. Хау, занимавший в тот момент пост министра иностранных дел, точно прокомментировал ее выступление: «Для Тэтчер речь в Брюгге представляла собой подсознательный отказ от коллективной ответственности... Она ждала почти 15  лет,  чтобы продемонстрировать свое отрицательное отношение к политике (уступок,  консенсуса),  которую ей приходилось принимать как члену правительства».

Выявить взгляды М. Тэтчер на политические и экономические  проблемы Великобритании в ЕЭС до ее избрания на пост-премьер-министра достаточно сложно.

Как отмечают многие исследователи, страны-участницы ЕЭС больше беспокоились о проблемах координации экономик и стремлении защитить собственные национальные интересы. Поэтому, когда Великобритания вступила в Сообщество, она была также обеспокоена существующим экономическим положением, а не конечной точкой развития Общего рынка20.

М. Тэтчер, в то время  испытывала большую тягу к экономическим теориям, поэтому «идеалистическая риторика» о Европе ее мало беспокоила.

Что касается периода  до 1975г., т.е. до избрания М.Тэтчер лидером консервативной партии, по имеющимся в нашем распоряжении источникам и материалам ее взгляды на политическое развитие ЕЭС, его будущее реконструировать невозможно. Однако с середины 1970х гг. можно говорить о том, что в принципе М. Тэтчер разделяла взгляды на проблемы ЕЭС и

Великобритании господствовавшие в ее партии. Британский прагматический подход к делам заставлял придерживаться ее правящую элиту тех норм и правил, которые диктовались политической культурой государства.

При вступлении Великобритании в ЕЭС возник вопрос о соответствии и соотношении национальных законов, изданных парламентом и законов Общего рынка. Деятельность национального парламента в интеграционном объединении максимально заключалась в ратификации уже принятых Сообществом направлений политики, что, конечно же, не могло не беспокоить британскую правящую элиту. В своих мемуарах М.Тэтчер приводит разговор Дж.Хау и консерватора Д. Уолкера. Д. Уолкер спросил Дж. Хау: «Что случится, если в будущем Акты британского парламента придут в противоречие с законами Сообщества?» На что Хау ответил: «... самое важное, что предстоит сделать это примирить непоколебимый и незыблемый суверенитет парламента при выполнении договорных обязательств Акта (имеется в виду о вступлении в ЕЭС), соблюдая при этом первенство законов Сообщества». Таким образом, на повестке дня стояла проблема — при сохранении неприкосновенности суверенитета британского парламента, не нарушать, а в чем-то и признавать первенство права ЕЭС.

В ответ на дилемму, что  должно быть главным — законы парламента или ЕЭС, М. Тэтчер считала, что суть заключалась в том, каким должно быть Сообщество.

И хотя изначально оно  должно было быть основанным на федеративных принципах, логика его развития была совершенно иная, чем в 1950-е гг. Кроме того, на тот момент в связи реформой выборов в ЕП в Британии были сильны опасения перехода с мажоритарной системы голосования на пропорциональную, как в большинстве стран Европы.

Исходя из основных принципов  внешней политики консерваторов, позицию М. Тэтчер и ее партии на этот вопрос можно до определенной степени прояснить. В качестве субъектов внешней политики Железная леди определила национальное государство, наделенное суверенитетом, а в качестве его идеологии — национализм. Она считала, что лишь национальное государство и национальный суверенитет могут создать фундамент для стабильной системы взаимодействия государств. Рассматривая эту точку зрения применительно к европейскому направлению, можно предположить, что политика в ЕЭС должна быть нацелена на сохранение национального суверенитета По поводу национализма М. Тэтчер замечает в своих мемуарах, что «если национализм осуждают за притеснение национальных меньшинств, то наднационализм заслуживает еще большего осуждения, он предполагает еще и подчинение целых государств»21.

Косвенно о симпатиях  Железной леди к межправительственной логике развития ЕЭС свидетельствуют ее неоднократные ссылки на концепцию «Европа Отечеств» де Голля. На посту лидера оппозиции, М. Тэтчер заявляла: «Интересы отдельных наций не одинаковы, а наши различия должны быть истолкованы как сила, а не слабость. Нужно осторожно рассматривать любые шаги по направлению к созданию Европейского Союза». Кроме того, по свидетельству современников известно, что М. Тэтчер в этот период была невысокого мнения об объединенной Европе.

По источникам прослеживается, что в 1979 г. по сравнению с экономическими проблемами — бюджетом и ОАП — «европейская риторика» мало занимала М. Тэтчер. В своих ранних речах она практически не касается этого вопроса, исключая указанные нами позиции касательно приоритета во внешней политике национального государства. Примат экономических вопросов, который мы обосновали в первой главе, был насущнее, он был реальнее, в то время как «идея Европы» многими британскими политиками признавалась чем-то лежащим в области невыполнимых идей, некоторой политической иллюзорности.

В 1970-х — первой трети 1980-х гг. Великобритания, с трудом приспосабливавшаяся к Общему рынку, объективно интересовалась только экономическими возможностями объединения. Вследствие этого, М. Тэтчер не восприняла должным образом новый импульс. Она предпочла тактику «следования своей цели». Хотя надо отметить, что в 1981 г. М. Тэтчер выступала за усиление Европейского политического сотрудничества, но эти предложения были сделаны в контексте сохранения межправительственной основы в делах Сообщества.

Информация о работе Жизненный путь и политическая карьера М. Тэтчер