Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:41, контрольная работа
Идеи правового государства в 20 веке
Формально, термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако, зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.
Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.
Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.
Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:
Таким
образом, по Локку, гражданское общество
— люди, добровольно объединенные
в различные группы и самоуправляющиеся
институты, огражденные законом
от прямого вмешательства
Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.
Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:
Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.
Современное гражданское общество
В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.
Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.
Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.
В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:
Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:
За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.
В итоге
исследователи констатируют наличие
значительных трудностей на пути построения
гражданского общества в России, имеющих
как объективный, так и субъективный
характер. Одна из них связана с
отсутствием традиций гражданской
жизни в российском обществе, другая
— с упрощенными
Содержание гражданского общества может быть представлено следующим образом:
в экономической сфере – такие структурные элементы: негосударственные предприятия и объединения, кооперативы, коллективные хозяйства. Экономические атрибуты гражданского общества – естественная интеграция, конкуренция, свободные рыночные отношения;
в социальной сфере – это семьи, общественные организации и движения, негосударственные СМИ, органы самоуправления, механизм формирования и выражения общественного мнения и интересов в цивилизованной форме без насилия;
в политической сфере – создаваемые по необходимости политические партии, общественно-политические организации, клубы. Это борьба за соблюдение демократических принципов, традиций и процедур;
в духовной сфере – это наличие свободы мысли, совести, слова. Это самостоятельность и независимость от государственных и политических структур деятельности творческих и других объединений граждан в духовной сфере.
Таким образом, гражданское
Становление гражданского
Лидерство существует во всех сферах общественной жизни — в бизнесе, науке, искусстве, семье и школе. Открыв словарь, мы можем прочесть, что лидер (англ. lеаdеr — ведущий, руководитель) — это лицо, способное воздействовать на других в целях организации какой-то совместной деятельности. Но особенно ярко лидерство проявляется в сфере политики.
Политический лидер - это не просто организатор политических действий и движений, это человек, способный изменить ход политической истории, определить направление политических процессов, обозначить перспективные политические цели.
Политический лидер
– это человек, который руководит
не только политическими процессами,
но и осуществляет функции по управлению
обществом, способен изменять ход событий
и направленность политических процессов.
Политическому лидеру надо обладать
природными качествами такими, как
сила характера, воля, обаяние, решительность,
тонкая интуиция. Профессиональные качества
лидеров заключаются в
Современные отечественные
энциклопедические издания
К данному представлению о феномене политического лидерства политическая наука пришла, изначально осмыслив еще в древности основные черты данного феномена.
Первые попытки определения того, каким должен быть политический лидер, прослеживаются в утопии совершенного государства Платона. Великий философ считал, что правителями могут быть только философы. Право философов на господство Платон обосновывает тем, что они "видя и созерцая нечто стройное и вечно тождественное, не творящие несправедливости и от нее не страдающее, полном порядка и смысла", сами подражая этому, внесут в "частный и общественный быт людей" то, что они находят в мире идеального бытия, сделают человеческие нравы угодными богу. Но, чтобы достичь благоденствия, правители должны быть не мнимыми, а истинными философами: под таковыми он понимал только любящих "созерцать истину", т.е. тех, кто обладал острым умом, тонкой интуицией и другими качествами.
Другая точка
зрения на то, каким должен быть политический
лидер, принадлежит Аристотелю. Он считал,
что на ранних этапах развития общества
лидерами (царями) становились старшие
и более опытные главы
Один из известных мыслителей Средневековья Фома Аквинский обосновывал идею о том, что лучшим политическим лидером мог быть только монарх. Мыслитель говорил, что "государственный корабль лучше всего может функционировать, если во главе его стоит единственный правитель - монарх".
Таким образом, все
вышеперечисленные
Самый значительный вклад в исследование политического лидерства внес Н.Макиавелли (эпоха Возрождения). В своем трактате "Государь" он дал одно из первых объяснений политического лидерства.
Суть его теории эффективного лидерства:
1. Власть лидера коренится на поддержке его сторонниками.
2. Подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера и понимать, что он ожидает от них.
3. Лидер должен обладать волей к выживанию.
4. Правитель - всегда
образец мудрости и
В настоящее время
достаточно изученным вопросом по феномену
политического лидерства