Идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:04, курс лекций

Краткое описание

История возникновения термина «идеология» и его трактовки.
Языческая религия и славянская мифология.
Судьба языческих верований после принятия христианства .
Либеральные идеологии.
Консервативные идеологии.
Социал-демократизм и коммунизм.
Идеологическая перспектива.

Вложенные файлы: 1 файл

идеология.docx

— 176.28 Кб (Скачать файл)

Таким образом, уже в период Киевской Руси была сформулирована идея общерусского единства. Не подлежит сомнению и то, что идея белорусской государственности  происходит из древнерусской государственности  и имеет общерусские корни.

4. В последнее время в научной литературе все более прочные позиции занимает такое понятие как «национальный менталитет» или национальная ментальность. При этом под менталитетом понимается «нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и поэтому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций». 
 
Под национальным менталитетом понимается специфический способ мышления, мировосприятия или «мирочувствия», свойственный той или иной социально-этнической общности. Иными словами, это осознаваемые и неосознаваемые представления, установки и стереотипы социального поведения, формирующиеся у того или иного народа на протяжении истории и влияющие на его образ жизни, деятельность, тип социального мышления. 
 
Менталитет белорусов, как уже отмечалось, формировался под влиянием разнообразных этнических, социально-исторических и геополитических факторов. Он складывался на протяжении жизни многих поколений. В нем нашли отражении традиции обычаи, повседневный опыт народа. 
 
Приступая к рассмотрению белорусского национального характера или менталитета, следует отметить, что он имеет немало общих черт с общеславянским менталитетом в целом и русским национальным характером, в частности. Вместе с тем для него характерны и свои особые черты, отличающие его от других, скажем, восточнославянских народов. 
 
Что же характерно для славянского менталитета в целом? Как известно, славянская ментальность и культура занимают срединное положение между крайними формами социокультурных традиций Востока и Запада. Западная и восточная культурная ментальность имеют свою специфику. Запад рассматривается как носитель культуры динамического, активистского типа, ориентирующейся на преобразование внешней реальности; Востоку более свойственен традиционалистский тип культуры, нацеленный на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе и человеку. Славянский менталитет, находясь под воздействием крайних точек зрения на мироустройство, сумел их синтезировать и выработать свое особое отношение к миру, отличающиеся уверенностью в универсальной целостности бытия, в идее мирового единства. 
 
Так каковы же особенности национального менталитета белорусов? Если рассматривать его в самом общем плане, то первое, что бросается в глаза – это его традиционная флуктуация между Востоком и Западом, чему способствует, прежде всего, само геополитическое положение Беларуси. Вторая черта менталитета белорусского народа – отсутствие у него чувства превосходства перед другими народами, национальной исключительности, что в принципе является достаточно характерным не только так называемым великим нациям, но и некоторым малочисленным народам. 
 
С принятием христианства изменяется и обогащается складывающаяся в то время ментальность наших предков. Смена религиозной модели не могла не повлиять на обычаи, традиции и мораль. Они становятся более мягкими, гуманными.  В период же войн белорусы становятся мужественными и решительными. Добавляются такие качества как свободолюбие и храбрость. Наглядный пример этому – движение сопротивления в республике в годы Второй мировой войны.  
 
В целом для национального менталитета белорусов веками продолжали оставаться настроения грусти и печали. Особенно это заметно в белорусских народных песнях, причем самых различных регионов республики. Причины тому тяжелая подневольная жизнь, вечная оглядка на более сильных зарубежных соседей, опустошительные войны, наличие крепостного права и т.д. Нельзя также забывать и про геоприродные факторы, ведь предки белорусов жили разбросанно среди лесов и болот. Все это не могло не отразиться на психике. Может быть отсюда и грусть, сдержанность, замкнутость и осторожность. 
 
Интересен тот факт, что скорбь у белорусов чужда всякого пессимизма и не приводит ни к отчаянию, ни к повышенному количеству самоубийств и т.д. Напротив, это чувство представляет некий выход из тяжелого внутреннего напряжения, которое иначе могло бы выразиться каким-либо душевным волнением, как гневом, страхом, упадком духа и т.д. Таким образом, печаль эта имеет свойства некого охранительно чувства, и в этом кроется ее высокопсихологическое значение для нравственного здоровья народа. 
 
Возможно отсюда и немногословность белорусов, нелюбовь к обсуждению своих проблем публично, а внутреннее их переживание. Может быть, отсюда и кажущаяся замкнутость наших соотечественников. Однако это не является особенностью национального характера, так как в целом белорусы открыты, бесхитростны, добродушны. Просто для них несвойственно высказывать на людях свои эмоции и чувства.   
 
Уникальные природно-географические условия жизни белорусов сформировали синкретичный тип культуры, слитость человека и общества, общества и природы. Ф.Кудринский в книге «Белорусы» отмечет, что «характерной чертой для белоруса следует признать его умение сосредоточиться, подолгу останавливаться на наблюдаемом явлении…Порою его ум очень широкий по захватам мысли…но природная боязнь ко всему заставляет его ум съежиться, обуздать самого себя. Трудно найти на свете человека менее требовательного, чем белорус. Постоянное «себе на уме», обдумывание своего положения, вечные счеты…сделали его чувственным ко всем неожиданностям. Белорус принимает к сердцу неприятности, которые ставят его в тупик. Он не знает русского «авось»…Белорус всю жизнь повторяет «а зараз»… и никогда не торопится. Он более всего любит покой и обожает праздники… Белорус необыкновенно терпелив… ». В другом источнике указываются аналогичные типичные для белоруса характеристики: «Белорус отличается бережливостью, почти скупостью, расчетливым ведением хозяйства. На работе отличается выдержкой, мало гармонирующей с его физической хилостью. Белорусы - прекрасные рабочие…Белорус отличается гостеприимством, склонностью к веселью и доверчивостью, …отсутствием злопамятности.  
 
                                                    8 
 
…Манера держать себя и говорить отличается от великорусской своей медлительностью, сдержанностью…  
 
При отсутствии предприимчивости белорус однако отличается сильным развитием воображения и впечатлительностью. Он охотно уходит в мир мечтаний, воображения».   
 
Неотъемлемой чертой белорусского менталитета является миролюбие, покладистость, толерантность. Белорус – человек незлобивый, незлорадный и немстительный. Когда встречает доброжелательное отношение к себе, всегда отвечает тем же. Если же попытаться сравнить национальные черты белоруса с другими народами, то здесь  А. Смолич писал, что белорус «не имеет в характере того риска, открытой и грубой простоты, характерных для московца». Кроме того, «не имеет легкомысленности, светскости и самохвальства, которым так часто отличаются поляки». От евреев же белорусы отличаются меньшей энергичностью, настойчивостью, менее развитым умением приспосабливаться к различным обстоятельствам.             
 
Еще со времен ВКЛ для белорусов характерны черты толерантности, которые за период нашей истории еще больше усилились. Толерантность белорусов проявлялась не только в терпимости, уважении культуры и обычаев соседей, но и в устойчивости к их насильственному воздействию.  Белорусам чужд революционизм и политический авантюризм. Они не склонны к радикальным изменениям в своей социальной жизни. Неслучайно в истории нашей страны никогда не было распространено националистическое и радикальное политическое движение.   
 
Толерантность белорусов – результат длительного развития. Отсутствие межнациональной вражды в современной Беларуси имеет, помимо всего прочего, и исторические корни. Жизнь в условиях полиэнтических государств (ВКЛ, Речь Посполитая, Российская Империя, СССР) научила белорусов отдавать предпочтение общенациональным ценностям и не выставлять этнические интересы. 
 
Малоплодородный «кормящий ландшафт» также сказался на таких базовых ментальных характеристиках белорусов как трудолюбие и толерантность. Исследователи, описывая границы расселения белорусского этноса, отмечали, что «…лишь только кончаются плодородные земли, сейчас же начинаются жилища белорусов,…намеренно обегающие друг друга жилища, чтобы не потеснить и не обидеть ближайшего соседа. 
 
Отличительной особенностью белорусского национального менталитета является уважение к праву. Белорусы всегда с уважением относились к законам. В подтверждение тому высказывания иностранных граждан, путешествующих по Беларуси, которые отмечали, что среди белорусов были редкостью тяжелые преступления против личности и общества.    
 
Национальный характер, менталитет проявляется и в жизнедеятельности людей:  в труде, в поведении, обществе, семье и т.д. Он находит свое отражение во всех видах и формах культуры, в искусстве народа – художественных образах народной поэзии, произведениях литературы, песнях, музыке, танцах, произведения прикладного искусства.

5. Национальная идея играет важнейшую  созидательную роль в становлении  национального самосознания народа.

 

Но в то же время становится концентрированным  воплощением его самобытности, мощным интегратором, способным консолидировать  народ в единую социальную целостность.

  • Национальная идея - это реализация идеи нации в каждом конкретном случае с учетом культурно-исторической, социально-экономической и политической специфики развития данного государства.
  • Ее сущность всегда имеет направленность на духовное и материальное благополучие социума.
  • Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая не обладала в то время своей государственностью, а занимала территорию, входящую в состав Российской империи на правах её окраины, Северо-Западного края.

 

  1. Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа начали формироваться с первых шагов возникновения и развития на территории нынешней Беларуси этнических общностей.

Этапы этногенеза белорусов:

I – Доиндоевропейский (100 тыс. л.н. – 3 тыс. л. до н.э.) этнические группы, кроме фино-угорцев не выявлены

II – Индоевропейский (к. 3 тыс. до. н.э. – наши дни)

  • Балты
  • Славяне (анты, склавины, венеды)
  • Восточные славяне (кривичи, дреговичи, радимичи), духовная жизнь которых, в соответствии с политическими, социокультурными и конфессиональными особенностями получила объединяющее название «культура Руси»
  • Белорусская народность 14-15 вв.

Белорусская нация к. 19 в. - нач. 20 в.

  1. Раннефеодальный характер Киевской Руси (9-12 вв.) предопределил достаточно слабую взаимосвязь центра в Киеве и других восточнославянских земель. На территории Полоцкого княжества зародилось ядро консолидации новой восточнославянской народности, где происходило этническое обособление белорусов от остальных восточных славян.

На территории Полоцкого княжества зародилось ядро консолидации новой восточнославянской народности, где происходило этническое обособление белорусов от остальных восточных славян.

На данном историческом этапе развития формируются важные составные части идеи белорусской  веротерпимости, толерантности, которая  со временем разовьётся в одну из ключевых идей в идеологии белорусского государства.

В результате феодальной раздробленности, угрозы со стороны крестоносцев и  монголо-татаров в начале 13 в. стало формироваться Великое Княжество Литовское, Русское, Жемайтское. Такое название отражает сложный процесс становления и полиэтничный характер этого государственного образования.

  • В процессе развития этого государства всё более отчётливо проявлялась его белорусско-литовская сущность, а в XV-XVI ст. более выраженным стал белорусский фактор. Формировалось этническое самосознание белорусов, которое проявилось в развитии родного языка, письменности, философской и социально-политической мысли; правотворчестве, национальных обычаях и традициях, приверженности населения православному вероисповеданию.
  • Согласно Люблинской унии (1569 г.) ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой, сохранив на некоторое время свой автономный характер, что имело исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как самобытного этноса.
  • В белорусских губерниях Российской империи стали складываться этнические, социальные и политические предпосылки для формирования идеи национальной государственности

На протяжении XIX в. и в начале ХХ в. зарождается белорусское общественно-политическое движение, определяются два подхода в понимании исторического прошлого белорусского народа и дальнейших форм его самоопределения: национал-демократизм и западнорусизм

  1. Во всей полноте вопрос о белорусской государственности и её идеологическом обосновании встал после Октябрьской революции: либо пойти по пути становления суверенного независимого государства, либо – по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик под эгидой Советской России?

Провозглашённая в марте 1918 г. в  условиях немецкой оккупации, она не сумела реализовать идею полной национальной независимости на основе парламентской  демократии. БНР так и не смогла осуществить свои представительные и полномочные функции, хотя и  провозглашалась в рамках этнического  расселения белорусов.

Законодательная и исполнительная власть в лице Рады БНР и Народного  Секретариата не была признана германской оккупационной администрацией. Тем  более её не признали ведущие страны мира. Не была сформирована армия, отсутствовала финансовая система, функции правительства ограничивались решениями задач в культурно-образовательной  и экономической сферах.

  • БНР не сумела стать независимым белорусским государством, но впервые поставила идею белорусской государственности в плоскость практической реализации!

1 января 1919 г. была провозглашена  Белорусская Советская Социалистическая  Республика.

Уже 16 января 1919 г. было принято Витебскую, Могилёвскую и Смоленскую губернии инкорпорировать в состав РСФСР, а оставшиеся Минскую и Гродненскую  – объединить с Литовской ССР  в буферную. ЛитБел реально просуществовала до осени 1919 г.

  • Второе провозглашение БССР произошло 31 июля 1920 г. («Декларация о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Беларусь»).
  • БССР - первое реальное воплощение национального белорусского государства первоначально складывалась из 6 уездов бывшей Минской губернии с населением 1,6 млн. человек.
  • Принцип равноправия республик был заложен в основу Союзного рабочее-крестьянского договора
  • между РСФСР и БССР, заключённого в январе 1921 г., в котором вновь признавались независимость и суверенитет каждой из договарива-     ющихся сторон.
  • Движение от унитаризма к федерализму увенчалось в конце 1922 г. созданием Союза Советских Социалистических республик (УССР, РСФСР, БССР и ЗСФСР). Договор о создании СССР основывался на компромиссе между национальной автономией и сохранением централизованного государства.
  • В 1930-е гг. понятие «национальный интерес» было устранено из государственной идеологии.
  • Принцип ограничения суверенитета союзных республик вошёл затем в Конституции СССР 1924 и 1936 г. И только в Конституции 1977 г. было зафиксировано положение о том, что «союзная республика – суверенное государство».
  • За 70 лет своего существования в составе СССР Белорусская ССР постепенно собрала основную часть этнической территории белорусов (укрупнения в 1924 и 1926 г., воссоединение с Западной Беларусью в 1939 г.) и выполнила государственно-политическую и культурную роль объединения белорусской нации.
  1. В «Декларации «О государственном суверенитете Белорусской ССР», принятой 27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР, было провозглашено верховенство Конституции и законов Беларуси на её территории

Первый этап в изменении политической системы всех союзных республик  СССР фактически завершился августовской революцией 1991 г. - произошла не только смена власти, но и направленности социально-экономических отношений.

Внеочередная  сессия Верховного Совета БССР 25 августа 1991 г. приняла Закон «О придании статуса  конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном  суверенитете БССР».

Денонсация 8 декабря 1991 г. в Вискулях договора 1922 г. об образовании СССР и подписание договора о создании Содружества Независимых Государств стали логическим завершением событий августа. Верховный Совет Республики Беларусь ратифицировал эти документы 10 декабря 1991 г.

  • Второй этап преобразования властных отношений начался в Беларуси со второй половины 1991 г. и завершился избранием президента  в июле 1994 г. Он вошёл в историю страны как период борьбы за власть и за выбор типа власти. Это был определяющий этап в решении задач выбора идеологии белорусской государственности.
  • Идеология Республики Беларусь, учитывая менталитет белорусского народа, его историю, традиции, особенности национально характера предусматривает в качестве важнейшего постулата сочетание преимуществ рыночной экономики с неуклонным осуществлением принципа социальной справедливости и консолидации всего народа для достижения приоритетных целей развития нашей страны:

Цели развития страны:

1)  обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации научных нововведений и новых технологий, неуклонного роста производительности труда и валового внутреннего продукта;

2)  достижение на основе повышения эффективности экономики и опережающего развития социальной сферы европейских стандартов материального обеспечения граждан и повышение качества их жизни;

 3) формирование гражданского общества и создание эффективного правового социального государства, обеспечивающего реализацию указанных ориентиров.

Если эти целеустановки сконцентрировать в некой обобщающей формуле, то она звучит таким образом: создание сильной и процветающей Беларуси

  1. Либеральные идеологии

Термин «либерализм» происходит от лат. «liberalis» – свободный. Либерализм оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. К классикам либерализма относятся Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Б. Констан, Ф. Гизо, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, Дж.С. Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. Де Токвиль и др. Многие представители современной западной политической науки также относят себя к либералам. Классическим изложением либеральных идей стали Декларация независимости США (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789). В ходе идейного обоснования своих политических идеалов либералы XVII–XIХ вв. сделали объектом теоретического анализа такие понятия как «равенство», «право частной собственности», «универсальный закон», «естественное состояние», «общественный договор», «гражданское состояние» и др.

Общие ценности либерализма:

  1. Свобода, которая является:

а) негативной («свободой от» – от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д.), т.е. означающей, что человек не должен принуждаться к совершению поступков, противоречащих его собственной воле, а также встречать преград на пути к реализации своих замыслов;

Информация о работе Идеология