Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:04, курс лекций
История возникновения термина «идеология» и его трактовки.
Языческая религия и славянская мифология.
Судьба языческих верований после принятия христианства .
Либеральные идеологии.
Консервативные идеологии.
Социал-демократизм и коммунизм.
Идеологическая перспектива.
б) абстрактной, т.е. свободой человека вообще, без учета его расовых, социальных и др. особенностей;
в) индивидуальной, т.е. ее носитель – не группа, класс, нация или иная общность людей, и не организация (государство, партия и др.), а отдельно взятый человек.
Для классического либерализма характерно отрицание принципа патернализма, в соответствии с которым государство должно заботиться о своих подданных так же, как отец заботится о своих детях. И. Кант считал государственный патернализм «наихудшим деспотизмом, какой можно себе представить». В качестве альтернативы в либеральной теории существует концепция А. Смита, предлагающая ограничить сферу ведения государства выполнением трех обязанностей:
1. Содержание вооруженных сил и полиции для защиты сообщества от угроз извне и преступлений.
2. Обеспечение правосудия. Государство обязано, во-первых, устанавливать правовые нормы и способствовать их всеобщему соблюдению; во-вторых, ограждать каждого гражданина от несправедливости и обеспечивать беспристрастное правосудие.
3. Создание и содержание общественных учреждений, которые окупаются для общества в целом, а частным собственникам выгоды не дают.
На первых же этапах развития либеральной теории в ней возникло два течения: элитарное и демократическое. Первое делает акцент на невмешательстве государства в социально-экономические отношения и отстаивает интересы собственников. Второе направление отстаивает идеал равноправия и обосновывает необходимость дополнительных усилий государства по созданию условий для честной и свободной конкуренции. Обе эти идеи были реализованы в теории и практике неолиберализма, возникшего в результате переосмысления постулатов классического либерализма под влиянием проблем капитализма на рубеже XIX-XX вв.
Экономические кризисы и угроза развития революционного рабочего движения заставили либералов искать способы защиты индивидуальной свободы и прогресса не в ограничении функций государства, а в возложении на него дополнительных обязательств.
В теории неолиберализма центральное место занимают проблемы выработки гибкой социальной политики государства, направленной на достижение оптимального баланса спроса и предложения на рынке, обеспечение полной занятости и всеобщего благосостояния. Во времена Нового курса (1933-1939) президента Ф. Рузвельта была опробована неолиберальная экономическая модель «государства всеобщего благоденствия», состоявшая в гибком сочетании государственных и негосударственных рычагов регулирования экономических отношений при сохранении политического плюрализма. Новый этап развития неолиберализма начался с конца 30-х годов ХХ в. благодаря группе экономистов Англии, Австрии, США и Германии по поводу степени вмешательство государства в общественную и экономическую сферы. Развитию неолиберальной политической мысли способствовала критика государства всеобщего благоденствия за порожденные им проблемы:
Отличительные черты неолиберализма:
Таким образом, проблема хорошего правления
решается в неолиберализме не путем
его ограничения государства, а
путем наделения его
Термин «консерватизм» впервые был употреблен Ф.Р.деШатобрианом, издававшим в 1818-1820 гг. журнал «Консерватор», орган сторонников политической и клерикальной реставрации в послереволюционной Франции. Французское слово «conservatisme» происходит от лат. «conservo» – охраняю, сохраняю. Основоположники консерватизма: Ф. Ламменье, Э. Берк (1729-1797 гг.); Ж. де Местр (1754-1821 гг.); Л. де Бональд (1754-1840 гг.).
По мнению С. Хантингтона, консерватизм – это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот порядок ни был. Консерватизм возникает там и тогда, где и когда социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований. Поэтому каждый раз консерватизм приобретает идейное оформление противоположное той доктрине, от которой исходит угроза перемен. Собственного же содержания он не имеет. Для настоящего консерватора важна даже не истинность или справедливость его мнения, а ее институциональность, т.е. способность охранять данную социальную систему, обеспечивать удержание государственной власти. Тем не менее, практический опыт и риторика консерваторов позволяют обозначить общие положения, свойственные данному идейному направлению.
Общие установки консерватизма:
Нравственность (нравственный абсолютизм). Человек – существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке и нравственных ориентирах. Люди не должны определять принципы общественного устройства и заключать «общественный договор», поскольку человеческий разум не может быть мудрее, чем обычай.
Традиционализм. Любым абстрактным идеалам консерватизм противопоставляет исторический опыт народов, воплощенный в традициях.
Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и торжеству посредственностей, стремящихся угодить толпе.
Антипрогрессизм. Скептицизм по отношению к переменам, недоверие к реформам, осуждение революций.
Политический реализм. Воздержание от любых доктринерских подходов и социальных абстракций.
Антиэгалитаризм. Элитаризм в понимании правильного общественного устройства.
Идеал сильного правительства. У власти же должны быть «правильные люди» – те, кто способен нести бремя власти и реализовывать свои решения.
Осуждение вовлечения масс в политику. Политика – дело правителей, а не народа.
Приоритет локальных ценностей. В отношениях напряженности центра и периферии симпатии консерваторов на стороне последней, поскольку провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого.
Неоконсерватизм окончательно оформился в 70-80-е ХХ в., благодаря переосмыслению положений классического консерватизма в контексте постиндустриальной стадии развития общества. После экономического кризиса 1973-1974 гг. именно эта идеология оказалась наиболее действенной альтернативой либерализму и социал-демократизму. Представителями неоконсерватизма являются Д. Белл, И. Кристолл, М. Новак, С. Хантингтон, С. Липсет (США); Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ); Р. Арон, А. Де Бенуа, Ж.-Ф. Ревель (Франция)·и др.
Установки неоконсерватизма:
Идеологический детерминизм. Идеологическое оформление консерватизма связано с признанием власти идей над людьми, а также того, что для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.
Признание демократии. Человеческая способность быть справедливым сделала демократию возможной, но человеческая склонность к несправедливости сделала демократию необходимой.
Агностицизм. Признание амбивалентности человека, т.е. того, что человек и хорош, и плох одновременно, а его жизнь слишком сложна, чтобы однозначно судить о том, что является для него благом, а что – злом.
Моральная значимость институтов. Культурные формы рассматриваются в неоконсерватизме как первичные по отношению к экономическим и политическим.
Ценность промежуточных структур, отделяющих человека от государства, которые должны восстановить мораль, традиции, привести к религиозному возрождению.
Среди современных модификаций консервативных идеологий можно выделить реформистский консерватизм, возникший во 2-й пол. XIX в., когда консерватизм начал ориентироваться на защиту интересов буржуазии, и рыночный консерватизм, отстаивающий некогда либеральные ценности – свободу частного предпринимательства и невмешательства государства в экономику.
Социалистическое направление политической мысли возникло как утопия, обоснование идеала общества, организованного на принципах коллективной собственности. Именно на этот идеал ориентировались ранние идеологи социализма – Роберт Оуэн (1771-1858) и Шарль Фурье (1772-1837). Далее эти идеи были развиты Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
Основные направления
Ортодоксальный марксизм (государственный социализм) – К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, М. Адлер, А. Лабриола, Г. Плеханов.
Социал-демократизм (ревизионизм) – Э. Бернштейн, В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, К. Каутский, О. Бауэр, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов.
Радикальный марксизм (революционный марксизм, большевизм) – В. Ленин, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.
Анархизм. Сложился в 40-70-е годы XIX в. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами М.Штирнера, Ж.Сореля, П.Ж.Прудона, М.А.Бакунина. В XIX в. распространился в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и США.
Другие направления: ранний социализм (утопический), сталинский социализм, маоизм (китайская модель), титоизм (югославская модель), социализм с «человеческим лицом», различные варианты национальных социализмов.
Основные принципы социалистических идеологий
Марксизм как одно из ведущих течений социалистической направленности сформировался на основе теоретического осмысления стихийного рабочего движения 1-й половины XIX в. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в крупных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В характеристиках политической культуры рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал, который решили мобилизовать путем применения теории, которую они разработали с использованием идей социализма-утопизма и гегелевской диалектики.
Марксизм – основанная К.Марксом и Ф.Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:
- диалектический материализм;
- теорию общественных формаций;
- обоснование
экономических законов
- теорию классов и классовой борьбы;
- теорию
пролетарской революции и