Идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:04, курс лекций

Краткое описание

История возникновения термина «идеология» и его трактовки.
Языческая религия и славянская мифология.
Судьба языческих верований после принятия христианства .
Либеральные идеологии.
Консервативные идеологии.
Социал-демократизм и коммунизм.
Идеологическая перспектива.

Вложенные файлы: 1 файл

идеология.docx

— 176.28 Кб (Скачать файл)

Социал-демократизм возник в конце 70-х годов XIX в. на почве рабочего движения, вставшего на путь марксизма. В нач. ХХ в. распространился в Австро-Венгрии, Франции, России и др. странах. Основателями социал-демократической идеологии считаются лидеры западноевропейского социал-демократического движения Э. Бернштейн и К. Каутский. Социал-демократы пересмотрели важнейшие марксистские установки, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права. Они также учли печальный опыт большевиков, которые для того, чтобы удержаться у власти, отказались и от демократии, и от социализма.

Отличительные черты социал-демократизма:

Плюрализм. Сосуществование радиальных и умеренных взглядов.

Гибкость идеологических компонентов, дробление задач.

Пестрота социальной базы, представленной не только рабочим, но также средним классом, интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса.

Ориентация на «третий  путь» между капитализмом и государственным социализмом.

Принципы социал-демократизма:

В политике: свобода и равенство; надклассовый характер демократии; «двойная стратегия» между правительственными реформами и решительными действиями «снизу». В экономике: общественная собственность в рамках смешанной экономики; участие трудящихся в управлении фирмами; самоуправление – передача средств производства в групповую собственность персонала предприятий. В социальной сфере: повышение качества жизни; гуманизация технологий и условий труда; развитие социального обеспечения и услуг; восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды.

В XX в. социализм как идеология  существенно преобразовался, позаимствовав  ряд положений у либерализма  и консерватизма. Сегодня социалистические ценности продолжают развиваться в  ходе реализации политики социал-демократических  партий, а также в практике новых  социальных движений, придерживающихся идей экосоциализма, коммунитаризма и др.

 

  1. Анархизм (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми.

 Национализм.  Во-первых, под национализмом принято понимать идеологию и политику, исходящую из представления, что основой организации политической, хозяйственной и культурной жизни является нация. Во-вторых, это идеология, психология и политика отдельных индивидов и групп людей, утверждающие приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями, абсолютизирующие национальную историю и признающие развитие нации в качестве единственного пути общественного прогресса.

Фашизм. Фашизм опирается на массовую военизированную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Его отличают абсолютная нетерпимость к инакомыслию внутри общности, а также агрессивность во внешней политике.

  1. Глобализм. Глобализация представляет собой объективный и отчасти управляемый процесс изменения всех сторон жизни общества, ведущий к превращению мирового сообщества в целостный организм.

Антиглобализм. Антиглобализм — международное протестное движение, направленное против политики глобализации, осуществляемой транснациональными финансово-экономическими структурами и руководством индустриально развитых западных стран во главе с США, и одновременно выступающие за разработку и реализацию демократической модели глобализации.

Технократизм. Направление современной общественной мысли, согласно которому управление и власть на предприятиях и в обществе должны принадлежать представителям научной и технической интеллигенции, специалистам в области техники.

Пацифизм.  Термином «пацифизм» принято обозначать принципиальное отрицание войны и всех форм насилия, а также общественное движение, участники которого выступают против всяких войн вне зависимости от их характера и целей.

Феминизм. Феминизм — теоретическая установка, лежащая в основе общественного движения, ставящего своей целью уравнение в правах женщин с мужчинами, повышение роли женщин в обществе и, в конечном счете, достижение равенства полов.

Экологизм. Термином «экологизм» принято называть систему взглядов, т.е. идеологию, характеризующуюся критическим отношением к индустриальной модели развития экономики, ведущей к возрастающему загрязнению и деградации окружающей человека природной среды.

Религиозный фундаментализм. Термин «фундаментализм»   обозначает образ мыслей, предполагающий существование определенных глубинных и окончательных истин, не подлежащих сомнению каково бы ни было их содержание, этот способ мышления чаще всего характерен для религиозно настроенных групп людей, которые склонны трактовать и политику и все стороны жизни человека и общества как вторичные по отношению к «данной свыше истине» религиозных учений.

 

15.

16. Парламентом в нашей стране  является Национальное собрание  Республики Беларусь, которое состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Конституция определяет Национальное собрание как представительный и законодательный орган Республики Беларусь. Это значит, что его депутаты представляют интересы граждан страны, а принятые ими решения закрепляются в виде законов, которые обязательны для исполнения всеми гражданами и действующими в обществе институтами — как государственными, так и негосударственными.

 Представительство как политический принцип — это отношение, в котором индивид или группа людей действует от имени определенного лица или группы людей в представительном органе власти.

Национальное собрание непосредственно  связано с идеологическим процессом.

Например, в ходе выборов в Палату представителей Национального собрания в рамках конституционного поля, которое  является основой государственной  идеологии, в борьбу за голоса избирателей  вступают различные политические идеологии, которые желают представлять интересы граждан в законодательном органе власти. В самом парламенте в ходе обсуждения и принятия законов сталкиваются различные фракции, которые в рамках конституционных принципов принимают законодательные акты, от которых зависит дальнейшее развитие государства. Кроме того, политические идеологии после прихода к власти принимая законы, превращают свои проекты будущего в принципы государственной идеологии, не меняя при этом конституции. Например, в рамках конституционного принципа «равенства государственной и частной форм собственности» можно принять законы, отражающие либеральную доктрину приватизации, а можно реализовывать социал-демократическую модель продажи госсобственности в частные руки. В ход создания законов могут включаться и Президент, и Совет Министров, способствуя развитию идеологических процессов. После принятия законов на них реагируют иные идеологические институты, что также входит в содержание идеологического процесса.

Таким образом, законодательство РБ отводит  существенное место парламенту как  высшему представительному и  законодательному органу власти. Это  отражает идейно-политическое стремление белорусского государства к утверждению  таких демократических принципов  как суверенитета народа (народ как  источник власти) и разделения властей.

17. Правительство - Совет Министров  Республики Беларусь в контексте  идеологии белорусского государства. 

 

Место и роль Правительства в  государственной системе фиксирует  Конституция — юридическая основа идеологии белорусского государства.

Согласно ей, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом  Республики Беларусь, слагает свои полномочия перед вновь избранным  Президентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь состоит  из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства  могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом  Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому  вопросу принимается Палатой  представителей не позднее чем в  двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Компетенция, порядок организации  и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом о  Совете Министров Республики Беларусь.

Таким образом, правительство —  это центральный орган государственного управления в Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с  Конституцией исполнительную власть и  руководство системой подчинённых  ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Правительство как высший орган государственного управления тесно связано с другими органами власти — Президентом и Национальным Собранием Республики Беларусь. Именно в деятельности правительства реализуется в жизнь основополагающие принципы белорусского государства отражённые в Конституции и законах, а также в политической программе Президента, которая отражает интересы большинства избирателей Республики Беларусь, проголосовавших за неё на президентских выборах.

18. Общественные объединения в идеологических  процессах. 

 

Под общественным объединением понимается добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Среди общественных объединений выделяют такие основные группы формирований, как политические партии, общественные организации и общественные движения.

К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

  • представительство социальных интересов;
  • разработка идеологии;
  • выработка программных установок, политической линий партии;
  • формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
  • участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
  • подготовка и выдвижение кадров, формирование политических элит и др.

Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство.

К общественным организациям можно  отнести профессиональные союзы, союзы  предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союзы писателей, композиторов, театральных деятелей и т. п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные  и др.).

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной; аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.

К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

  • Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения.
  • Социальная интеграция и мобилизация
  • Социализация
  • Репрезентативная функция, или функция представительства и защиты интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами.
  • Моделирование новых общественно-политических структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей.

Особое место в структуре  гражданского общества занимают профсоюзы, которые призваны следить за соблюдением  прав и условий труда наемных  работников, а также защищать их права. Профсоюзы являются самой  массовой общественной организацией в  Беларуси. Их официальная численность  составляет около 54% всего населения республики в возрасте старше 14 лет, объединенных в 32 отраслевых профсоюза, 6 областных объединений профсоюзов.

19. Средства массовой информации как институт политической системы белорусского общества. Идеологические функции СМИ.

 

СМИ - социальные институты (пресса, радио, тв. и т.д.) обеспечивающие распространение информации в массовом масштабе.

Функции СМИ:

  • Учредительная (не только отражение политических процессов но и воссоздание их);
  • Регулятивная (возможность воздействовать на принятые в обществе стандарты и нормы поведения);
  • Охранительная (целенаправленное распространение господствующей идеологии, удержание соц. Конфликтов в политически приемлемых рамках);
  • Нормативно-ценностная (не только распространение но и создание соответствующих норм поведения, соц. Ценностей и целей)

Информация о работе Идеология