Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:04, курс лекций
История возникновения термина «идеология» и его трактовки.
Языческая религия и славянская мифология.
Судьба языческих верований после принятия христианства .
Либеральные идеологии.
Консервативные идеологии.
Социал-демократизм и коммунизм.
Идеологическая перспектива.
Социал-демократизм возник в конце 70-х годов XIX в. на почве рабочего движения, вставшего на путь марксизма. В нач. ХХ в. распространился в Австро-Венгрии, Франции, России и др. странах. Основателями социал-демократической идеологии считаются лидеры западноевропейского социал-демократического движения Э. Бернштейн и К. Каутский. Социал-демократы пересмотрели важнейшие марксистские установки, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права. Они также учли печальный опыт большевиков, которые для того, чтобы удержаться у власти, отказались и от демократии, и от социализма.
Отличительные черты социал-демократизма:
Плюрализм. Сосуществование радиальных и умеренных взглядов.
Гибкость идеологических компонентов, дробление задач.
Пестрота социальной базы, представленной не только рабочим, но также средним классом, интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса.
Ориентация на «третий путь» между капитализмом и государственным социализмом.
Принципы социал-демократизма:
В политике: свобода и равенство; надклассовый характер демократии; «двойная стратегия» между правительственными реформами и решительными действиями «снизу». В экономике: общественная собственность в рамках смешанной экономики; участие трудящихся в управлении фирмами; самоуправление – передача средств производства в групповую собственность персонала предприятий. В социальной сфере: повышение качества жизни; гуманизация технологий и условий труда; развитие социального обеспечения и услуг; восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды.
В XX в. социализм как идеология существенно преобразовался, позаимствовав ряд положений у либерализма и консерватизма. Сегодня социалистические ценности продолжают развиваться в ходе реализации политики социал-демократических партий, а также в практике новых социальных движений, придерживающихся идей экосоциализма, коммунитаризма и др.
Национализм. Во-первых, под национализмом принято понимать идеологию и политику, исходящую из представления, что основой организации политической, хозяйственной и культурной жизни является нация. Во-вторых, это идеология, психология и политика отдельных индивидов и групп людей, утверждающие приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями, абсолютизирующие национальную историю и признающие развитие нации в качестве единственного пути общественного прогресса.
Фашизм. Фашизм опирается на массовую военизированную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Его отличают абсолютная нетерпимость к инакомыслию внутри общности, а также агрессивность во внешней политике.
Антиглобализм. Антиглобализм — международное протестное движение, направленное против политики глобализации, осуществляемой транснациональными финансово-экономическими структурами и руководством индустриально развитых западных стран во главе с США, и одновременно выступающие за разработку и реализацию демократической модели глобализации.
Технократизм. Направление современной общественной мысли, согласно которому управление и власть на предприятиях и в обществе должны принадлежать представителям научной и технической интеллигенции, специалистам в области техники.
Пацифизм. Термином «пацифизм» принято обозначать принципиальное отрицание войны и всех форм насилия, а также общественное движение, участники которого выступают против всяких войн вне зависимости от их характера и целей.
Феминизм. Феминизм — теоретическая установка, лежащая в основе общественного движения, ставящего своей целью уравнение в правах женщин с мужчинами, повышение роли женщин в обществе и, в конечном счете, достижение равенства полов.
Экологизм. Термином «экологизм» принято называть систему взглядов, т.е. идеологию, характеризующуюся критическим отношением к индустриальной модели развития экономики, ведущей к возрастающему загрязнению и деградации окружающей человека природной среды.
Религиозный фундаментализм. Термин «фундаментализм» обозначает образ мыслей, предполагающий существование определенных глубинных и окончательных истин, не подлежащих сомнению каково бы ни было их содержание, этот способ мышления чаще всего характерен для религиозно настроенных групп людей, которые склонны трактовать и политику и все стороны жизни человека и общества как вторичные по отношению к «данной свыше истине» религиозных учений.
15.
16. Парламентом в нашей стране
является Национальное
Представительство как политический принцип — это отношение, в котором индивид или группа людей действует от имени определенного лица или группы людей в представительном органе власти.
Национальное собрание непосредственно связано с идеологическим процессом.
Например, в ходе выборов в Палату представителей Национального собрания в рамках конституционного поля, которое является основой государственной идеологии, в борьбу за голоса избирателей вступают различные политические идеологии, которые желают представлять интересы граждан в законодательном органе власти. В самом парламенте в ходе обсуждения и принятия законов сталкиваются различные фракции, которые в рамках конституционных принципов принимают законодательные акты, от которых зависит дальнейшее развитие государства. Кроме того, политические идеологии после прихода к власти принимая законы, превращают свои проекты будущего в принципы государственной идеологии, не меняя при этом конституции. Например, в рамках конституционного принципа «равенства государственной и частной форм собственности» можно принять законы, отражающие либеральную доктрину приватизации, а можно реализовывать социал-демократическую модель продажи госсобственности в частные руки. В ход создания законов могут включаться и Президент, и Совет Министров, способствуя развитию идеологических процессов. После принятия законов на них реагируют иные идеологические институты, что также входит в содержание идеологического процесса.
Таким образом, законодательство РБ отводит
существенное место парламенту как
высшему представительному и
законодательному органу власти. Это
отражает идейно-политическое стремление
белорусского государства к утверждению
таких демократических
Место и роль Правительства в
государственной системе
Согласно ей, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.
Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь, слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь состоит
из Премьер-министра, его заместителей
и министров. В состав Правительства
могут входить и руководители
иных республиканских органов
Премьер-министр назначается
Правительство Республики Беларусь издает
постановления, имеющие обязательную
силу на всей территории Республики Беларусь,
а Премьер-министр издает в пределах
своей компетенции
Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом о Совете Министров Республики Беларусь.
Таким образом, правительство —
это центральный орган
Под общественным объединением понимается добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Среди общественных объединений выделяют такие основные группы формирований, как политические партии, общественные организации и общественные движения.
К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство.
К общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союзы писателей, композиторов, театральных деятелей и т. п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.).
Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной; аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.
К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:
Особое место в структуре гражданского общества занимают профсоюзы, которые призваны следить за соблюдением прав и условий труда наемных работников, а также защищать их права. Профсоюзы являются самой массовой общественной организацией в Беларуси. Их официальная численность составляет около 54% всего населения республики в возрасте старше 14 лет, объединенных в 32 отраслевых профсоюза, 6 областных объединений профсоюзов.
СМИ - социальные институты (пресса, радио, тв. и т.д.) обеспечивающие распространение информации в массовом масштабе.
Функции СМИ: