Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:04, курс лекций
История возникновения термина «идеология» и его трактовки.
Языческая религия и славянская мифология.
Судьба языческих верований после принятия христианства .
Либеральные идеологии.
Консервативные идеологии.
Социал-демократизм и коммунизм.
Идеологическая перспектива.
Тем не менее, религиозный аспект в
идеологии всегда присутствует –
и это многое проясняет в политике.
Так главная мировоззренческая
ложь нынешних «реформ» состоит в
том, что прививаемая русскому народу
идеология либерализма имеет
нетрадиционное религиозное происхождение
– протестантизм, причем в его
крайнем американизированном
Так в чем проблема? Что мешает
перевести рельсы модернизации в
традиционное русло, осуществив ее на
собственной православно-
Церковь, сохраняя свою традиционную неотмирность, обретает прямую связь с обществом, становится действительно нужной ему не как заповедник национальной духовности, а как действующий субъект национально-государственного развития. А общество, сохраняя светский, современный характер, обретает одухотворенный смысл и перспективу социального совершенства, нравственный фундамент и единую шкалу ценностей, восстанавливает попранные идеалы и утраченное национально-историческое самосознание перед лицом глобализации.
Мягкая идеологическая форма отношений
церкви и общества позволит сохранить
между ними определенную социальную,
политическую и юридическую дистанцию
– ограждая светскую независимость
общества, и защищая церковь от
суеты мира. Причем общение церкви
и общества на поле идеологии становится
не просто компромиссом утилитарного
свойства, а принципиально новой
основой для неограниченного
социально-культурного
Позиция церкви.
По-существу церковь до сих пор не нашла свое место в обществе. Очнувшись после длительного летаргического сна в совершенно новых условиях, она оказалась перед дилеммой: либо существовать в необратимо секуляризированном обществе на его условиях, становясь его актуальной составляющей; или, наоборот, отстраниться от него на безопасную дистанцию ради сохранения внутренней святыни. Первый вариант подразумевает новую социализацию церкви через приобщение к социальному процессу для его корректировки в христианском духе; второй – связан с идей сохранения истины православия «до конца времен» через всемерное противостояние апостасии. Эта дилемма разрывает церковное сообщество на «модернистов» и «ревнителей», периодически угрожая расколом.
Социализация через
Необходимость участия церкви в общественно-социальном процессе давно назрела. Начиная с идеологической неразберихи 90-х общество ждет от церкви поддержки в противостоянии государственной разрухе. Все эти годы, тем не менее, церковь занималась больше собственным восстановлением – и это имело определенный смысл. Но не пора ли менять приоритеты? Стратегия собственного возрождения как залога «возрождения России» имеет обратную сторону: «спасающий душу свою, погубит ее», если не растратит в самоотдаче. В дипломатичной позиции молчания 90-х церковь получила определенную благосклонность власти, возможность восстановить разрушенное здание Храма, но свой высочайший общественный авторитет в значительной степени утратила. Сегодня, когда церковная структура крепка, подобная позиция не имеет оправдания. Обществу должно быть на что опереться в качестве духовного авторитета – церковь должна уметь сказать «нет»!
Включение церкви в общественную жизнь
через недвусмысленное
Духовная власть идеологии.
Любое вмешательство в сферы идеологии сродни революции. А центральный вопрос революции – вопрос о власти. Фактически эта власть уже принадлежит церкви на мистическом плане, вопрос лишь в формах ее осуществления в современном мире.
Как говорилось выше, клерикализм или «византийская схема» в современном социуме невозможны, но в обществе открытом к развитию всегда остается иной вид духовной власти – это власть идеи! Здесь и открываются реальные перспективы. Именно в форме идеи осуществляется переход духовной истины в человеческое сознание, приобретая статус нравственного императива, способного управлять человеческим поведением. Идея овладевшая массами становится идеологией, как сказал классик, – «материальной силой» способной преображать мир. Это и есть решение нашего вопроса: духовная власть христианской истины может проявить себя в идеологии! Фактически история к этому и двигалась: идеология как форма общественного сознания появилась тогда, когда церковная теократия стала терять свое определяющее значение. Церковь в условиях секуляризации передала свои теократические функции идеологии – и именно это закономерное, а не злонамеренное обстоятельство определяет религиозный характер идеологий.
Это принципиальный момент в становлении современной цивилизации. Трагедия классических идеологий XIX века – гуманизма, либерализма, коммунизма и д.р. состояла в том, что исторически они формировались в предельно жесткой оппозиции к церкви, неизбежно теряя при этом само существо хранимой в ней Истины. Они, безусловно, имели импульс от христианства, но не имели самого Христа в его богочеловеческой полноте. Поэтому подлинная идеология, претендующая сегодня на духовную власть в обществе, должна не замещать церковь от своего имени, и не отрицать ее, а лишь транслировать ее истину в общественное сознание и практику. В этом и будет состоять механизм осуществления духовной власти – невидимой, но реальной.
Такой механизм не помеха политической власти. Наоборот, духовная власть идеологии способна органично структурировать и стабилизировать, наконец, действия политической власти. Ввести ее намерения в прогнозируемое русло. Ведь в любом случае политическая власть не себя лишь реализует, а тоже проводит некую «идею», – так пусть же она не прячется от народа где-то в администрации президента, а будет «провозглашена на кровлях». Это будет честно. Тогда не придется гадать об «очередных сроках» президента и вечно служить заложниками его «тайных советников», все это будет второстепенным: макросоциальную, макроэкономичекскую и культурно-стратегическую политику государства должна определять идеология! Только такой – идеократический алгоритм управления достоин России как цивилизации.
Власть лишенная идеологических ориентиров по сути слепа в стратегическом отношении и не способна к управлению: периодическая суета в собственном политическом огороде – не управление, а «перестановка мест слагаемых». Особенно это очевидно в условиях кризиса, когда политика слепого следования за Западом катастрофическим образом привела «стабилизированную» Россию на грань коллапса. И не надо делать вид, что это объективный и единственно возможный «путь в будущее»; это закономерный итог всей постперестроечной политики западно-ориентированного режима, неспособного осуществить собственное историческое целеполагание.
Итак, духовная власть – это не
политическая или даже идеологическая
власть церкви. Это сознательное признание
обществом духовно-
Стратегия оптимизма
Вопрос о преодолении
Впрочем, претворение в жизнь
новой парадигмы потребует и
определенных конституционных изменений.
В действующей Конституции 1993 года
говориться, что «никакая идеология
не может устанавливаться в
Принятие новой идеологии
Пора признать, что подлинно позитивные
изменения катастрофических тенденций
могут произойти лишь при радикальной
смене всей модели развития. Никакие
«припарки» не могут улучшить в принципе
губительный для русской
История не течет сама по себе, и
не ограничена невидимым Промыслом,
но творится волей ее субъектов, сохраняющих
ориентацию на Идеал и способных
ставить себе стратегические цели.
Новая идеология должна заявить
этот факт готовности русского народа
к продолжению собственной
Это подразумевает качественный поворот
патриотической стратегии: всецело
перевести задачу разрешения исторического
российского кризиса с
Идеологический процесс – это общекультурный процесс. Идеология не конструируется в кабинетах, но выплавляется в горниле национального духа, встретившегося с историческими вызовами. Интенсивность этого процесса зависит от «давления» истории и потенциала накопившихся в обществе противоречий. По обеим этим показателям нынешний российский кризис зашкаливает и это дает основания ожидать поистине революционных решений. Как сказал по этому поводу Александр Панарин: «Альтернативу ищут и находят не те, кто лучше оснащен, а те, кто кровно в ней заинтересован. Вот почему настоящие чудеса истории, связанные с появлением новых альтернатив, новых центров силы, новых моделей развития зачастую происходили не в господских центрах, а на обделенной периферии мира.» Нынешнее положение России, как прижатой к стене периферии и содержит в себе подобный потенциал. Остается включить механизм его реализации.