Избирательная кампания: сущность и основные этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

Предвы́борная кампа́ния (также избирательная кампания) — совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Содержание

Введение 2
1. Избирательная кампания: сущность и основные этапы 3
2. Субъекты выборов и этапы избирательной кампании 9
3.тест 14
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

контрол политолог.docx

— 356.88 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, поскольку в  бюллетень вписывались имена  кандидатов одной только партии, для  избирателя весьма трудно было подать свой голос за кандидатов разных партий на разные должности.

Официальный австралийский  бюллетень внес существенные изменения  в процедуру голосования: бюллетени  имеют одинаковый цвет и включают имена всех кандидатов на выборные должности. Эта реформа способствовала обеспечению секретности голосования  и уменьшила возможности запугивания  и подкупа избирателей. В то же время австралийский бюллетень  давал избирателям возможность  делать выбор на основе индивидуальных, а не коллективных достоинств кандидатов, отдавать свой голос тому или иному  кандидату, не голосуя за остальных  кандидатов той же партии. Поскольку  все кандидаты на одну и ту же должность вписаны в один бюллетень, избиратели более не были вынуждены  выбирать сугубо партийный список.

Именно введение австралийского бюллетеня способствовало появлению  феномена раздельного голосования  в Америке, при котором избиратель может голосовать за кандидата республиканской  партии на пост президента и за кандидата  демократов на пост члена палаты представителей или сената и наоборот. К настоящему времени в США специальные  машины, которые начали вводить в 90-х годах, почти полностью вытеснили  бумажные бюллетени. Избирательные  машины, на панели которых список кандидатов расположен в том же порядке, что  и в астралийском бюллетене, устанавливаются в специальных зашторенных помещениях, что обеспечивает тайну голосования. Избиратель, удостоверив свою личность, входит в это помещение и нажимает на соответствующий рычаг, указывающий на список кандидатов той или иной партии, либо на рычажки, указывающие на предпочитамых им кандидатов из той и другой партии.

Избирательные машины значительно  упрощают технику голосования, облегчают  и сокращают время на подсчет  голосов, так что в момент закрытия избирательных участков они выдают результаты голосования.

Существуют различные  формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой  претендент на выборную должность формально  вправе участвовать в выборах  в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган  от своего имени заявление, подписанное  кроме него самого еще несколькими  избирателями. Но все же реально  кандидаты почти исключительно  выдвигаются партиями. Премьер-министр  назначает дату выборов за два  месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о  дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и соответственно заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура  существует в большинстве стран  с парламентским режимом.

Несколько иная технология организации и проведения президентской  избирательной кампании в Соединенных  Штатах. Официально она начинается в феврале года выборов с праймериз  в штате Нью-Гэмпшир и завершается  в первый вторник после первого  понедельника в ноябре избранием  президента и других выборных должностей. При этом избирательная кампания проходит два этапа.

На первом этапе — этапе  первичных выборов — борьба разворачивается  между претендентами на номинацию  внутри партий. Этот этап завершается  общенациональными съездами партий, которые, как правило, созываются в  июле-августе года всеобщих выборов. В настоящее время съезды выдвигают  и утверждают официальных кандидатов партий на посты президента и вице-президента страны, а также формулируют и  принимают их предвыборные платформы. После съезда предвыборная кампания вступает в новую фазу (второй этап) и завершается избранием президента, вице-президента и других выборных должностных лиц в первый понедельник  после первого вторника в ноябре месяце.

Следует отметить также специфику  процедуры избирания президента США, которая отличается от процедуры избрания высших должностных лиц в других странах. Здесь избиратели формально как бы прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Дело в том, что партийные организации 50 штатов и федерального округа Колумбия предоставляют имена кандидатов соответствующему должностному лицу вместе со списком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидату партии.

Институт коллегии выборщиков и двухэтапное голосование были установлены отцами-основателями, что  явилось результатом компромисса  между сторонниками большей автономии  штатов и теми, кто выступал за большую  централизацию государства и  всенародные прямые выборы. Избирательная  система построена по принципу: один голос от одного избирателя, но на уровне штатов. При этом победу одерживает тот, кто получает наибольшее число  голосов. Тем самым учитывается  федеральный принцип государственно-политического  устройства. Каждому выборщику предписывалось взвесить все за и против и проголосовать  за тех кандидатов на пост президента и вице-президента, которых он считает  наиболее подходящими. Конституция  не связывала выборщиков обязательством проголосовать за конкретного кандидата. Но постепенно по мере развития партийной  системы соображения квалификации были оттеснены на второй план партийной  приверженностью выборщиков. Установилось правило, по которому избранные выборщики  обязаны были голосовать за определенного  кандидата. В конечном итоге они  превратились в партийных агентов, обязанных морально и политически  поддерживать кандидата своей партии.

Как правило, в большинстве  стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных  участков. Это делается для того, чтобы предоставить избирателям  время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор. Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным  в конституции периодом, как правило, от 2 до 6 лет в зависимости от страны и должности. Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны для  того, чтобы избранное лицо могло  реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность  политического руководства. Учитывается  и то, что этот срок не настолько  велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности  перед избирателями.[2]

 Основными этапами  избирательной кампании являются:

• назначение выборов;

• регистрация избирателей;

• образование избирательных  округов и участков;

• выдвижение и регистрация  кандидатов;

• предвыборная борьба;

• голосование;

• определение результатов  выборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Результаты выборов  в органы политической власти в значительной мере определяются уровнем политических сил партий, блоков, организаций, отдельных кандидатов, отражающих интересы определенных социальных групп. Но не в меньшей степени результаты зависят и от того как функционирует избирательная система в обществе:

• в какой мере она способна эффективно трансформировать социальные потребности избирателей  в деятельность органов государственной  власти;

• насколько эта  система надежна, т.е. в какой степени  ее функционирование не зависит от действий отдельных наделенных властными  полномочиями лиц и институтов;

• насколько эта  система экономична: соответствуют  ли материальные и организационные  затраты полученным в результате выборов социальным и политическим результатам.

Демократические выборы в органы политической власти в современном  обществе представляют собой крупное  социально-политическое мероприятие, основная цель которого – легитимное воспроизводство отношений общественного  представительства в системе  государственного руководства и  управления как и любое мероприятие, в работе которого принимает участие большое число людей, выполняющих различные функции, выборы требуют определенного набора согласованных по времени и месту проведения политических, правовых и организационных действий, другими словами – избирательных технологий.

В современной политологии  понятие “избирательная технология”  сравнительно новое и, как правило, связанное с организацией и проведением  демократических. выборов, но не следует забывать, что и авторитарные политические режимы, использующие выборы как ширму для сокрытия истинных механизмов формирования властных структур, тоже нуждались в специфических “избирательных технологиях” Поскольку целевая функция квазидемократических выборов сводилась с одной стороны к жесткой номенклатурной системе рекрутирования властной элиты, a c другой стороны, нуждалась в демонстрации активной всенародной поддержки существующего режима, то и “избирательные технологии”, отличавшиеся сложностью и изощренностью, должны были включать в себя соответствующие скрытые от населения действия и одновременно мероприятия по широкой мобилизации избирателей

При демократических  режимах избирательные технологии призваны обеспечить важнейшую область  взаимодействия гражданского общества и государства – передачу властных полномочий представителям общества посредством  процедуры выборов. В результате целенаправленной политической деятельности достигается результат для государства  – обеспечение правовых норм при  организации и проведении избирательной  кампании, для общества – наиболее полная реализация социальных функции  выборов; для кандидатов – осуществить  в равной борьбе с политическими  конкурентами свое право представлять жителей своего округа в государственных  органах. При этом избирательные  технологии не могут не учитывать  объективных условий проведения выборов: правового пространства, практики избирательных кампаний, национально-политических традиций, организационных и материальных возможностей государства.

Избирательные кампании, независимо от типа выборов, имеют одинаковые основные этапы, границы которых определены типичными политическими событиями (см. схему 1)

После объявления о проведении выборов осуществляется выдвижение кандидатов, этот период заканчивается  регистрацией кандидатов избирательной  комиссией

Затем следует период предвыборной борьбы, который заканчивается  голосованием Голосование может  проводиться в один или несколько  туров После голосования наступает период подведения итогов выборов и включение избранного представителя в активную деятельность в рамках органа власти.

Схема 1. Основные этапы избирательной  кампании

Политическое событие – избирательная кампания, проводимая на любом уровне государственного устройства (общенациональном, региональном, местном) как в органы законодательной, так и исполнительной власти, имеет типичный состав участников этого события (см. схему 2). 

Схема 2. Участники избирательной кампании

Центральные действующие  лица в избирательной кампании:

– кандидаты в органы власти, которые могут выдвигаться различными социально-политическими силами в соответствии с избирательным законодательством. В Российской Федерации право выдвижения кандидатов предоставляется политическим партиям и движениям, и в других избирательных мероприятиях; общественным организациям, группам избирателей, собравшим определенное количество подписей в поддержку кандидата или партийного списка.

Кандидаты в органы власти прямо или через помощников создают свою команду. Как правило, в ее состав входят следующие участники  избирательной кампании.

– доверенные лица, основная функция которых состоит в том, чтобы расширить представительские возможности кандидата в избирательной среде, встречаясь с избирателями, говоря от имени кандидата.

– группа поддержки кандидата, задача которой состоит в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой при встречах избирателей с кандидатами, при проведении дебатов между кандидатами и в других избирательных мероприятиях;

– агитаторы – особая группа членов команды, собравшим определенное количество подписей в поддержку которые должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и имидж кандидата;

– члены команды, осуществляющие связь со средствами массовой информации. Обеспечиваемый законом доступ кандидатов к СМИ может иметь различную эффективность в зависимости от профессионализма этих членов команды.

В команду кандидатов можно с определенной долей условности включить спонсоров, оказывающих материальную поддержку кандидатам в надежде  реализации через них своих интересов. В нее также могут входить |представители  партий, движений и частные лица -добровольцы, поддерживающие кандидата. Очень важным звеном команды кандидата в органы власти является группа социально-политической поддержки, функции которой заключаются в получении необходимой для кандидата объективной информации. Практика избирательных кампаний показывает, что без эффективной работы команды, как правило, при всех благоприятных условиях претензии кандидата на победу нереальны. Решающим участником выборов являются избиратели – люди, проживающие на территории избирательного округа и обладающие правом голоса. От их выбора зависит результат кампании.

И, наконец, проведение выборов обеспечивается государственными структурами – избирательными комиссиями, органами власти, судами, роль которых  заключается в создании организационно-правовой инфраструктуры избирательной кампании: соблюдение законности и организация  регистрации кандидатов, “нарезка”  избирательных округов и избирательных  участков, оповещение избирателей о  проводимых выборах, организация проведения выборов, слежение за соблюдением правовых норм при выборах, подведение их итогов, а также извещение избирателей о результате выборов.

Информация о работе Избирательная кампания: сущность и основные этапы