Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:16, контрольная работа
Выборы - способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимации и стабилизации власти. Они позволяют выявить расстановку политических сил во властных структурах, определяют степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, усваиваются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт.
1. Введение..................................................................................................................3
2. Институт выборов..................................................................................................4
3. Избирательная система..........................................................................................5
4. Субъекты выборов и избирательное право..........................................................5
5. Основополагающие принципы избирательного права.......................................7
6. Избирательная кампания......................................................................................11
7. Три основных типа избирательных систем (электоральной формулы)...........16
8. Заключение.............................................................................................................22
9. Список использованной литературы...................................................................24
Однако мажоритарная система имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов избирателей (зачастую около половины) не учитываются при распределении мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест. Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, еще более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная география».
Сущность «избирательной геометрии»
состоит в том, что избирательные
округа формируются таким образом,
что при сохранении формального
равенства в них заранее
Законодательство как ряда зарубежных
стран (США, Франции, Великобритании, Японии),
так и России, исходит из того,
что практически невозможно образовать
абсолютно равные избирательные
округа, а потому устанавливает максимальный
процент (как правило, 25 или 33%) отклонения
округов по численности избирателей
от среднего округа. Это является основой
«избирательной географии». Ее цель заключается
в том, чтобы сделать голос
более консервативного
При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др.
Пропорциональная система
каждой страны имеет свою специфику,
которая зависит от ее исторического
опыта, утвердившейся политической
системы и других обстоятельств.
Хотя все пропорциональные системы
имеют своей целью достижение
пропорционального
системы, в полной мере реализующие принцип пропорциональности;
системы с недостаточной пропорциональностью;
системы, которые хотя и
достигают пропорциональности между
поданными голосами и полученными
мандатами, однако предусматривают
различные заградительные барьеры
проникновению некоторых
Так как пропорциональная
избирательная система
При системе «жестких»
списков кандидаты
При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения.
При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов.
Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов.
Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки.
Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью. Например, в Италии, использующей пропорциональную избирательную систему, с 1945 г. сменилось 52 правительства.
Во-вторых, пропорциональная
система приводит к тому, что представительство
в органах государственной
В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.
В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.
Недостатки пропорциональной и
мажоритарной систем очевидны и существенны.
Поэтому попыткой устранить или
хотя бы смягчить их стало формирование
в послевоенный период
смешанной избирательной системы. Ее суть заключается в том, что часть
депутатских мандатов распределяется
в соответствии с принципами мажоритарной
системы, что способствует формированию
устойчивого правительства, а другая часть
– в соответствии с принципами пропорциональной
системы, что способствует более полному
учету голосов избирателей и точнее отражает
реальную картину политической ситуации
в стране.
На основе смешанной избирательной
системы в России проходит формирование
Государственной Думы: 225 депутатов
избираются по мажоритарной системе
относительного большинства, 225 – по
пропорциональной избирательной системе.
В Австралии смешанная система
проявляется по-иному: одна палата парламента
избирается по мажоритарной системе
абсолютного большинства, а другая
– по пропорциональной системе. В
Египте смешанная система представляет
собой сочетание голосования
по партийным спискам и
Таким образом, смешанная избирательная
система, построенная на едином принципе
– сочетании элементов
Система подсчета голосов избирателей
на выборах, являясь на первый взгляд
чисто организационно-
Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы:
- пропорциональная
- абсолютная мажоритарная
- относительная мажоритарная
Эта взаимосвязь обусловливает
воздействие избирательной
Таким образом, избирательные системы являются чувствительными индикаторами реальных политических процессов, поэтому избирательное законодательство каждой страны совершенствуется и развивается.
Заключение
Пропорциональная система
сегодня используется многими странами
мира. Переход к пропорциональной
избирательной системе в России
при выборах депутатов
Народные избранники отныне все более будут зависеть от выдвигаемых ими избирательных объединений. Кроме того, сегодня попадание в список партии - это единственная возможность получить мандат федерального депутата. Поэтому роль политических партий при переходе к пропорциональной избирательной системе резко возрастает.
Все что касается критики пропорциональной избирательной системы, как системы, не обеспечивающей представительство региональных интересов на уровне центра политического пространства, то данную функцию может и должен выполнять Совет Федерации ФС РФ, созданный как палата регионов.
В регионах широко обсуждаемый
в перспективе переход
Список использованной литературы
1. Анохин М.Г. Политические системы. М., 1996.
2. Лавриненко Н.В. Политология. - М., 2005.
3. Панарин А.С., Василенко И.А. Политология. – М., 2003.
4. http://www.allbest.ru/
5. http://art.ioso.ru/seminar/