Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:13, доклад
Для того чтобы лучше уяснить предназначение и роль прокуратуры, ее место в системе государственных органов, понять функции, которые она выполняет, сначала важно изучить историю возникновения прокуратуры как государственного органа, ее организации и деятельности, создания органов прокуратуры в дореволюционной России, а затем в СССР и в Российской Федерации. Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России является Петр I, который проводил активное реформирование всей структуры государственного управления, целенаправленную деятельность по созданию единого централизованного государства.
Доклад на тему: История создания и развития Российской прокуратуры.
1.Органы прокуратуры в дореволюционной России
Для того чтобы лучше уяснить
предназначение и роль прокуратуры,
ее место в системе
Основателем прокуратуры
как органа надзора за соблюдением
законности в России является Петр
I, который проводил активное реформирование
всей структуры государственного управления,
целенаправленную деятельность по созданию
единого централизованного
Так возникла надзорная функция прокуратуры, которая многие годы доминировала в ее деятельности. Появилась и функция надзора за судом, которая затем получила дальнейшее развитие. Надзирала прокуратура за законностью деятельности и других государственных органов и структур.
Петр I полагал, что прокуратура
должна стоять на страже интересов
государя, государства, церкви и всех
граждан. Создавая прокуратуру, возлагая
на генерал-прокурора надзор за соблюдением
интересов государства и
По мнению историков, в России институт надзора включал в себя элементы французской прокуратуры, шведских омбудсменов и немецких фискалов и чисто русские изобретения. Из Франции была заимствована главная функция - надзор за точным исполнением закона тем органом, при котором находится прокурор Казанцев С.М. История царской прокуратуры. - СПб, 1993. С. 134..
Надзор прокуратуры, а также средства реагирования прокуроров заключались в следующем. Заметив нарушение, прокурор вначале устно предлагал устранить его, а если его обращение не помогало, он приносил протест. Письменный протест поступал в тот орган, который нарушил закон и от которого зависело принять его или же остаться при своем мнении. При этом руководитель учреждения обязан был направить в вышестоящую инстанцию или Сенат вместе с протестом прокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливало действие того постановления, которое опротестовывалось.
Непосредственное уголовное преследование прокуратурой не осуществлялось; прокуроры наблюдали только за ходом расследования дела и имели «попечение» об арестантских делах.
Таким образом, по мнению историков,
прокуратура создавалась в
Во время правления Екатерины I власть постепенно сосредоточилась в руках аристократии, что не могло не сказаться на положении генерал-прокурора, а затем и всей прокуратуры. При Екатерине I отмечается значительный отход от установленного Петром I порядка осуществления высшего надзора прокуратуры за соблюдением законов в государстве; сужается государственное значение прокуратуры и возглавляющего ее генерал-прокурора. Во главе правительства был установлен Верховный тайный совет, а затем Кабинет, что привело к существенному ограничению полномочий Сената. В некоторых сферах деятельности государственных органов вновь возрождается фискальная служба.
В октябре 1730 г. императорским указом восстанавливалась должность генерал-прокурора и прокуроров в коллегиях и надворных судах.
Вторично прокуратура была отменена в регентство Анны Леопольдовны. 15 декабря 1740 г. был издан Указ об утверждении обер-прокуроров в Сенате и Святейшем Синоде, которым упразднялась должность генерал-прокурора, а обер-прокурор оставлен без подчиненных.
И только при Екатерине II
роль прокурора вновь стала
В документе под названием «Учреждение для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г., предусматривалась специальная глава «О прокурорской и стряпческой должности», в которой устанавливались широкие полномочия прокуроров по общему и судебному надзору, а также надзору за местами лишения свободы, конкретизировались должностные обязанности. Согласно указанному акту прокуроры осуществляли:
1) охранение общего
2) надзор по казенному управлению;
3) надзор по суду и расправе.
Следовательно, у прокуроров сохранялась общенадзорная функция и вводилась функция надзора за судами.
При Павле I генерал-прокурор был одновременно министром юстиции, министром финансов и министром внутренних дел. Потом он стал только министром юстиции, т.е. принадлежал к исполнительной власти, хотя и надзирал за судом.
Таким образом, в отдельные периоды российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 г., генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции.
Во время царствования
Александра I (1801-1825 гг.) деятельность органов
прокуратуры была существенно усилена.
Согласно циркулярному ордеру от 22 сентября
1802 г. были расширены полномочия губернских
прокуроров: им были прибавлены «подробные
ведомости по делам о должностных
и общеуголовных преступлениях»
Итак, оценивая роль дореформенной (до судебной реформы 1864 г.) прокуратуры, следует отметить, что она, как и большинство государственных органов царской России, находилась в сложном положении. Система надзора в России в первой половине ХIХ в. сохраняла лишь относительное единство.
До судебной реформы, в 1862
г., Государственный Совет
После убийства Александра II (1 марта 1881 г.) в период царствования Александра III принимаются меры к усилению судебной репрессии в отношении революционно настроенных масс; существенно ограничиваются полномочия суда присяжных и, наоборот, расширяется сфера коронного суда. Рескриптом Александра III учреждается комиссия во главе с Генерал-прокурором Н.В. Муравьевым, которая в течение шести лет упорно работала над проектом по усилению прокурорского надзора, о превращении прокуратуры в сугубо карательный орган.
Реакционным, сугубо карательным
органом прокуратура России продолжала
оставаться вплоть до 1917 г., пока она
не была ликвидирована вместе с рухнувшим
царским самодержавием Басков В.И.,
Коробейников Б.В. Курс прокурорского
надзора. Учебник для студентов
юридических вузов и
2. История развития прокуратуры в советском государстве
После Октябрьской революции органы прокуратуры были ликвидированы. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года отмечалось: «Упразднить ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры». Дореволюционная прокуратура, таким образом, упразднялась без замены ее новой советской прокуратурой Бессарабов В.Г.Советская прокуратура (1922-1991 гг.)//Журнал российского права. 2002. № 12. С. 32..
До марта 1918 года старые суды, прокуратура, адвокатура сохранялись в Ставропольской, Омской, Тобольской губерниях. Местные органы власти пытались лишь установить контроль за их деятельностью.
Зачатки прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве мы находим в деятельности коллегий обвинителей, которые были учреждены при каждом трибунале и Центральной коллегии государственных обвинителей при Революционном трибунале ВЦИК. Они осуществляли надзор за расследованием преступлений, поддерживали государственное обвинение по уголовным делам в суде, приносили протесты на незаконные и необоснованные приговоры. Таким образом, их полномочия не выходили за рамки уголовного процесса. К тому же они не были организационно самостоятельным органом.
В конце 1921 г. Ленин дал
указание Д.И. Курскому приступить к
подготовке проекта положения о
прокуратуре. 26 мая 1922 года III сессия ВЦИК
приняла Положение о
Именно этим нормативным актом за прокуратурой закреплялись те четыре группы полномочий, которые сохранились за ней до сегодняшнего дня с некоторыми изменениями: а) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц; б)непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления; в) поддержание обвинения на суде; г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В 1923 году прокуроры внесли
представления об отмене или изменении
2483 постановлений уездных
Хочется отметить, что уже в период своего становления, в отличие от ряда десятилетий дальнейшего развития, органы прокуратуры РСФСР ставили перед собой задачу быть «ближе к населению», используя для этого различные формы. Так, на необходимость тесной связи органов прокуратуры с трудящимися и их организациями указывалось в Письме НКЮ прокурорам губерний и областей в 1923 году. В нем, в частности, говорилось, что прокуратура есть орган рабочего класса, и всем лицам прокурорского надзора предлагалось поставить своей основной задачей укрепление связи прокуроров с рабочими массами.
Свою деятельность на местах прокуроры, как правило, начинали с обращений - объявлений в местных газетах. В них указывались задачи прокуратуры, состав работников, служебный адрес, порядок подачи и приема жалоб и заявлений на незаконные действия органов власти и должностных лиц. Использовались и другие формы взаимодействия. Очень важное значение для предупреждения нарушений законности имела большая работа, проводимая прокуратурой по правовой пропаганде, по ликвидации юридической неграмотности работников низового государственного аппарата и широких масс.
После подписания Договора об образовании Союза ССР возникла необходимость создания общесоюзной системы правоохранительных органов.
Постановлением ЦИК СССР «О Верховном Суде Союза ССР» от 6 июля 1923 года Президиуму ЦИК СССР в связи с принятием Конституции СССР было поручено разработать Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик. 23 ноября 1923 года оно было утверждено. В Положении определялись функции, правомочия, структура и штаты Прокуратуры Верховного Суда Союза ССР.
Информация о работе История создания и развития Российской прокуратуры