Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 23:41, курсовая работа
Краткое описание
Цель семестровой работы - раскрыть характерные черты унитарного государства, в частности Казахстана, и проанализировать значимость этой формы государственного устройства.
Содержание
Введение 3 1. Смысл и содержание унитаризма 4 2. Историческая и этнодемографическая необходимость унитаризма в РК 7 3. Территориальное и административное деление Казахстана 8 Заключение 11 Список использованной литературы 12
На тему: «Республика Казахстан
- унитарное государство»
Вариант №24
Выполнила: студ. группы ИС-11-02
Мамырбекова А.С.
№ зачётки: 112173
Проверила: ст. пр. Утегалиева А.Ж.
Алматы 2014
Содержание
Введение 3
1. Смысл и содержание
унитаризма 4
2. Историческая и этнодемографическая
необходимость унитаризма в РК 7
3. Территориальное и административное
деление Казахстана 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение
Формы территориального устройства
представляют собой административно-территориальное
и национальное строение государства,
раскрывающее характер взаимоотношений
между его составными частями, между центральными
и местными органами государства. В теории
и практике государственного строительства
различают следующие формы территориального
устройства: унитарные, федеративные и
конфедеративные.
Конкретный выбор формы территориального
устройства зависит от ряда многочисленных
внутренних (в большей степени) и внешних
факторов.
Унитарные государства:
- одна система высших
органов представительной, исполнительной
и судебной власти;
- одна конституция, финансовая,
налоговая и законодательные
системы, единые вооруженные силы;
- наличие местных органов
власти, не обладающих признаками
суверенитета.
Присущая всем унитарным государствам
централизация может проявляться в разных
формах и разной степени. В некоторых странах
вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные
единицы управляются назначенными представителями
центральной власти. В других государствах
местные органы создаются, но они поставлены
под контроль (прямой или косвенный) центральной
власти.
Права по самоуправлению у автономных
образований несколько шире, чем у населения
обычных административно-территориальных
единиц. Однако самостоятельность автономий
допускается только в пределах, установленных
центральной властью. В унитарном государстве
может функционировать и местное самоуправление,
действовать муниципальные органы.
Унитаризм по сравнению с дроблением
территории на уделы, княжества, - явление,
безусловно, прогрессивное, способствует
становлению единого рынка, развитию экономических
отношений. Однако с развитием общества,
проявлением глобальных экономических
проблем и других факторов начинаются
интеграционные процессы, которые приводят
к созданию сложных государственных образований.
Цель моей семестровой работы
- раскрыть характерные черты унитарного
государства, в частности Казахстана,
и проанализировать значимость этой формы
государственного устройства.
1. Смысл и содержание
унитаризма
Форма государственного устройства
наиболее полно раскрывает и показывает
внутреннюю структуру государства, как
образования, имеющие черты, отличающие
его от любого другого образования. На
сегодняшний день выработаны только две
бесспорные формы государственного устройства
– унитарная и федеративная.
Подавляющее большинство стран
мира (около 85%) избрало унитарную форму
своего политико-территориального устройства.
Это — Китай и Япония, Великобритания
и Франция, Италия и Испания, Египет и Марокко,
Польша и Венгрия, Украина и Беларусь,
Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция,
Португалия и Нидерланды, Румыния и Болгария,
Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Сирия,
Чехия и Словакия, Турция и Ливия, Ливан
и Израиль, Казахстан и Узбекистан, Дания
и др.
В большинстве из них ни в официальном
наименовании страны, ни в основах ее конституционного
строя их унитарная форма обычно не указывается,
а во многих конституциях таких государств
нет специальных статей и разделов, посвященных
этим вопросам. Но нередко в других такое
определение в том или ином виде содержится.
Так, например, в начальных статьях
конституций Португалии, Румынии, Украины,
Бангладеш, Мозамбика, Беларуси, Казахстана,
Кыргызстана и др. прямо говорится об их
унитарном характере, а в Конституциях
Франции, Финляндии, Люксембурга, Таиланда,
Бенина, Грузии, Узбекистана, Туркменистана
и др. — о единстве и/или неделимости этих
государств, их территории.
Унитаризм пришел на смену феодальной
раздробленности и, несомненно, сыграл
исторически прогрессивную роль по отношению
у прогрессу развития государственности.
В научной литературе он рассматривается
как нормальная, наиболее распространенная
и естественная форма государственной
организации. Для наиболее эффективной
реализации основной функции государства
– управления обществом, унитарная форма
государственного устройства является
оптимальной. Не случайно большая часть
современных государств являются унитарными.
В юридической литературе четко
определенно понятие унитарного государства.
Понятие «унитарное государство» происходит
от латинского слова “unus”, “unitas” — один,
единство. Унитарное государство – это
единое цельное государство, состоящее
из административно-территориальных единиц,
которые подчиняются центральным органам
власти и признаками государственного
суверенитета не обладают.
В унитарном государстве высока
степень централизованного руководства
и регулирования жизни государства в целом
и многих хозяйственных, социальных и
иных процессов в частности, хотя у органов
административно-территориальных единиц
государства в местных делах степень самостоятельности
может быть вполне достаточной.
Центр старается не подменять
местные органы и не вмешиваться в их деятельность,
если она основана на законе. И все-таки
в унитарном государстве не исключено
вмешательство центра в жизнь отдельных
территорий, в том числе и отмена актов
местных органов представительной и исполнительной
власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных
единиц и имеют возможности обращения
в центральные государственные органы,
однако их влияние на решение вопросов
в центре гораздо скромнее, чем в федеративном
государстве, и выражается, как правило,
в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда
юридически обязательных для центральных
органов».
В результате исторической
эволюции сложились современные унитарные
государства. Каждое из них в государственно-территориальном
устройстве имеет свои особенные черты.
Особенности унитарного государства.
1. Это централизованное
государство, не имеющее в своем
составе территориально обособленных
государственных образований.
2. Такое государство имеет
единую систему власти (законодательную,
исполнительную, судебную), а территориальные
органы подконтрольны центру.
3. Оно имеет единую
систему законодательства.
4. Для унитарного государства
характерна единая система налогообложения.
5. В таком государстве
существует единое гражданство.
6. Это государство имеет
единый центр представительства
в международных отношениях.
Унитарная форма государственного
устройства имеет ряд признаков, которые
характеризуют ее с различных аспектов.
Во-первых, унитарное устройство
предполагает единые, общие для всей страны
высшие представительные, исполнительные
и судебные органы, которые осуществляют
верховное руководство соответствующими
местными органами. Во Франции, например,
высшим и единым законодательным органом
государственной власти является двухпалатный
парламент, состоящий из Национального
собрания и Сената. Верховная исполнительная
власть на всей территории Франции принадлежит
президенту; высшую судебную власть в
государстве осуществляет Кассационный
суд.
Во-вторых, на территории унитарного
государства действует одна конституция,
единая система законодательства, одно
гражданство. В нем функционирует единая
денежная система, проводится обязательная
для всех административно-территориальных
единиц общая налоговая и кредитная политика.
В-третьих, составные части
унитарного государства (области, департаменты,
округа, провинции, графства) государственным
суверенитетом не обладают. Они не имеют
своих законодательных органов, самостоятельных
воинских формирований, внешнеполитических
органов и других атрибутов государственности.
В то же время местные органы в унитарном
государстве обладают известной, а иногда
и значительной самостоятельностью.
По степени их зависимости от
центральных органов унитарное государственное
устройство может быть централизованным
и децентрализованным. Принято считать
государство централизованным, если во
главе местных органов государственной
власти стоят назначенные из центра чиновники,
которым подчинены местные органы самоуправления.
Так, в Финляндии местное самоуправление
(ляни) возглавляется губернатором, который
назначается президентом.
В децентрализованных унитарных
государствах местные органы государственной
власти избираются населением и пользуются
значительной самостоятельностью в решении
вопросов местной жизни.
Имеются и смешанные системы
местного государственного устройства,
в которых присутствуют признаки централизации
и децентрализации.
Местное самоуправление в Японии
практически не зависит от центральных
органов. В префектурах управление осуществляют
выборные префектурные собрания. Подобные
собрания имеются в городах, поселках
и деревнях. Выборными являются также
главные должностные лица органов самоуправления:
в префектурах - губернаторы, в городах
- мэры, в поселках и деревнях - старосты.
Примером смешанной системы местного
государственного устройства может служить
Турецкая республика. Местное самоуправление
в основных административно-территориальных
единицах (илах) в Турции осуществляют
представители центральной власти (вали),
но есть также выборные Генеральные советы
и их исполнительные органы - Энджомёны.
В городах и окружных населенных пунктах
избираются муниципальные советы, в селах
- совет старейшин и староста, который
одновременно является представителем
ила.
В-четвертых, унитарное государство,
на территории которого проживают небольшие
по численности национальности, широко
допускает национальную и законодательную
автономию. В Монголии, например, автономным
государственным образованием является
Баян-Улэгэйский аймак, на территории
которого в основном проживают лица казахской
национальности. В Судане согласно закону
о самоуправлении Южных провинций 1972 года
автономное право предоставлено Южному
региону. Там создан выборный региональный
народный совет, который формирует исполнительный
орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные
автономные образования имеются в составе
Азербайджана, Таджикистана, Грузии и
других унитарных государств.
В-пятых, в унитарном государстве
все внешние межгосударственные сношения
осуществляют центральные органы, которые
официально представляют страну на международной
арене.
В-шестых, унитарное государство
имеет единые вооруженные силы, руководство
которыми осуществляется центральными
органами государственной власти.
В целом унитарное государство
характеризуется единством, целостностью,
неделимостью его территории.
2. Историческая и этнодемографическая
необходимость унитаризма в Казахстане
Основы административно-территориального
деления Казахстана были заложены еще
в ХIХ в., когда вышли в свет «Временное
положение об управлении в степных областях
Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств»
(от 21 октября 1868 г.) и «Положение об управлении
Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской,
Уральской и Тургайской областями» (от
25 марта 1891 г.). Согласно этим положениям
вместо Оренбургского и Западно-Сибирского
генерал-губернаторств было создано одно
Степное генерал-губернаторство с центром
в г. Омске. В его состав вошли Акмолинская,
Семипалатинская, Уральская и Семиреченская
области.
В конце ХIХ–начале ХХ веков
области делились на уезды, уезды — на
волости, волости — на административные
аулы. В основу деления был положен не
родовой, а территориальный признак. Это
административно-территориальное устройство
просуществовало вплоть до 1917 г.
В течение 1991–1993 годов в Республике
Казахстан не существовало четко выверенной
законодательной базы, определяющей принципы
существования единого республиканского
территориально-административного механизма.
Эта ситуация порождала элементы анархии:
переименования территориальных единиц
без какого-либо серьезного согласования
с органами власти, попытки самостоятельно
изменить существующие границы между
районами различных областей и т.п.
Основным документом, определяющим
правовые основы жизнедеятельности территориально-административной
системы РК, стал Закон Республики Казахстан
от 8 декабря 1993 г. № 2572 ХII «Об административно-территориальном
устройстве Республики Казахстан». Законодательно
было определено, что в систему административно-территориального
устройства Республики Казахстан входят
такие административно-территориальные
единицы, как аул (село), поселок, аульный/сельский
округ, район в городе, город, район, область.
В 1997 г. вновь произошло изменение
числа областей в республике: на 1989 г. в
Республике Казахстан насчитывалось 17
областей, на 1991 г. — 19 областей, на 1997 г.
— 14 областей.
Вопросы административно-территориального
деления являются той первоосновой, на
которой строится изучение любого региона.
Особое значение они приобретают при проведении
экономических исследований, исследований
этнодемографической направленности.
Каждый регион Республики Казахстан сосредоточил
в себе большой промышленный потенциал.
Достаточно разнообразна палитра этносов
регионов. Изучение многих исторических,
демографических, политологических и,
несомненно, экономических вопросов регионов
невозможно без изучения их административно-территориального
устройства.