Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа
1. Прокомментируйте, что означают положения ст. 13 Конституции Российской Федерации о том, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Статья 13 Конституции Российской Федерации1 устанавливает меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.
В-пятых, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия классовых интересов в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Могут существовать ситуации, когда интересы класса еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс теряет способность строить свою деятельность с учетом интересов целого. В результате политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет к нарастанию социальных антагонизмов. В такой ситуации находился класс буржуазии в России накануне Октябрьской революции, интересы и действия которого противоречили объективным потребностям общества в целом.
В-шестых, политические интересы классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политические интересы. Например, осуществление государством перехода к рынку, находясь в целом в соответствии с прогрессивным развитием страны, предполагает улучшение материального благосостояния в будущем, а в настоящем находится в определенном противоречии с текущими жизненными интересами населения.
В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес всегда имеет национальную окраску, поскольку нации – субъекты политики, а национальные отношения – элемент отношений политических. И в этом смысле негативные явления, которые накапливались десятилетиями в нашей стране в области национальных отношений, являются выражением политических интересов различных классов социальных групп и слоев внутри нашего общества.
Какова роль политических
интересов в общей системе поли
Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы служат реальными причинами их политического поведения.
Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают диалектику всеобщего интереса целостности) и особенного, частного (интереса класса, группы, личности). Они являются всеобщей формой классового интереса.
В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей.
В-четвертых, в политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом.
В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, настроений, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности различных классов, групп, слоев.6
Чтобы интересы превратились в побудительные силы человеческой деятельности, они должны быть осознаны людьми. Процесс осознания интересов можно представить в виде следующей упрощенной схемы. Импульсы, порождаемые интересом, отражаются в виде чувств, настроений людей, в их эмоциональном отношении к лидерам, государственным институтам, партиям и т.п. Потребность действовать требует более или менее четкого определения целей и средств их достижения. Это в свою очередь происходит через оценку ситуации с помощью норм, ценностей, принципов, принятых людьми, через поиск идей, концепций, теоретических аргументов, даю щих ответы на возникающие вопросы. Осмысление интересов про исходит через борьбу мотивов, столкновение идей, сложный и на пряженный выбор целей и средств. Таким образом, практическ осознание интересов выглядит как их осмысление с помощью ум имеющихся в политической культуре страны «идеологических рецептов», как более или менее свободный поиск и выбор духовн ориентиров и аргументации.
Огромное значение в
осознании и четком формулировании
поли ческих интересов имеет «идеологически
Политический интерес, будучи неотъемлемым свойством всех конкретных субъектов политики, представляет собой содержательное выражение его творчески-преобразующего отношения к социальной действительности (в мечтах, планах, практических действиях как средства реализации его интереса и т.д.). В этом отношении политический интерес можно представить как позицию субъекта, выражающую его избирательное отношение к объективным тенденциям общественного развития.
Реализация политического интереса предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденций: 1) тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей и 2) тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности. Таким образом реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя.7
В политической активности
субъектов можно
Исходя из предложенной
шкалы интенсивности
Политическое участие представляет собой действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические бытия, процессы и т.д. в целях оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики. Оно включает в себя: а) участие всенародных обсуждениях государственных дел, референдумах; б) участие в выборах в местные и верховные органы власти; в) воздержание или отказ от голосования на выборах; г) участие в различных формах политического протеста (забастовки, стачки, голодовки и т.д.); д) участие в политических митингах, демонстрациях, собраниях; е) участие антивоенном движении; ж) участие в движении национальных меш шинств за свои права; з) написание писем к авторитетным политическим деятелям современности, прямые контакты с ними; и) участие в работе местных органов власти в качестве активистов, добровольны) помощников и т.д.
Политическое участие может быть: индивидуальным или коллективным; организованным или стихийным; постоянным или спорадическим; мирным или насильственным; законным или незаконным, эффективным или неэффективным, автономным или мобилизационным.
Другая форма реализации политического интереса – политическая деятельность. Ее можно определить как сознательное изменение или совершенствование существующих в обществе политических отношений в интересах больших масс людей (классов, наций, групп, слоев). В отличие от политического участия, представляющего собой единовременный (при референдуме) или периодически повторяющийся (на выборах) акт политического волеизъявления личности, политическая деятельность предполагает профессиональное участие в рамках тех или иных институтов политической организации общества.
Политическая деятельность тесно связана с совокупными политическими интересами тех или иных социальных образований. Основной организационной формой их выражения являются политические партии и общественные формальные и неформальные организации и объединения.
Классификация политических интересов
основания классификации |
виды политических интересов |
по степени общности |
личные, групповые, классовые, общественные |
по сфере функционирования |
внутриполитические, внешнеполитические |
по характеру субъекта |
национальные, государственные |
по возможности осуществления |
реальные, мнимые |
по отношению к тенденциям общественного развития |
прогрессивные, консервативные, реакционные |
1 Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2 Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 2008. С. 275
3 Латфуллин Г.Р, Новичков Н.В. Политические организации. СПб., 2007. С. 54
4 Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. М., 2008. С. 67
5 Кретов Б.И. Политология. М., 2007. С. 162
6 Политология: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2010. С. 320
7 Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2009. С. 92