Вера в нацию как высшую общественную
ценность достигла гиперболизированных
размеров в идеологических постулатах
Д. Донцова, который является классиком
интегрального национализма.
Дмитрий Донцов (1883-1973), выразитель
правого националистического крыла украинской
политической мысли, начал политическую
деятельность как член УСДРП (Украинской
социал-демократической рабочей партии),
затем сотрудничал с П. Скоропадским; в
1921г. эмигрировал во Львов; после Второй
мировой войны преподавал в университете
в Монреале. В своих взглядах он прошел
значительную эволюцию - от левого, ортодоксального
марксистского социализма до субъективного
идеализма, иррационализма, волюнтаризма
и даже мистицизма. Политическая и идеологическая
концепция наиболее четко изложена Донцовым
в работе "Национализм" (1926), в которой
он попытался изложить основы нового украинского
национализма XX в. В отличие от Липинского,
в центре внимания Донцова не государство,
а нация, являющаяся необходимым условием
образования государства. Созданию нации
как сознательной общественной, культурной
и политической единицы служит национализм
как мировоззрение и его кредо не в "оторванных
положениях интернационализма, космополитизма,
социализма, гуманизма, а лишь в тайниках
национальной психики, в потребностях
нации, в ее иррациональной воле к жизни
и господству". Главный фактор, определяющий
"интегральный национализм" Донцова
- волевой (а не интеллектуальный, разумный).
Сердцевиной мировоззрения нации, считал
он, должна стать ее воля "к разрастанию,
... к власти, к господству".
Важные элементы концепции Донцова -
"творческое насилие" как метод и
"инициативное меньшинство" как субъекты
его реализации. Он считал, что "инициативное
меньшинство" - это группа, мобилизующая
народ на борьбу за идею, но чтобы обеспечить
победу в этой борьбе, она должна применить
"творческое насилие", что означало
утверждение авторитарной системы. Резкой
критике националистические взгляды Донцова
подверг В. Винниченко, оценивая их как
фашистские, враждебные украинскому народу
и относит данный тип национализма к разновидностям
тоталитаризма.
На современном этапе идеи интегрального
национализма отражены в программах и
деятельности некоторых крайне правых
националистических группировок и партий
(КУН, Всеукраинское объединение «Свобода»,
«Братство Д. Корчинского» и др.). Однако
в современных условиях происходит его
"демократизация", пересмотр многих
постулатов, считавшихся долгие годы незыблемыми.
Украинский национал-коммунизм. Представители
этого общественно - политического направления,
в отличие от консерваторов-монархистов
и националистов, искали путь национально-государственного
возрождения на основе социалистических
преобразований. Его появление связано,
с одной стороны, со слабостью, незрелостью
и расколом украинского демократического
движения в начале XX ст., с другой стороны
— с начатой большевиками в 1923 г. "украинизацией",
породившей среди украинских левых надежду,
что возможно решить украинские национальные
и государственные проблемы, опираясь
на советскую власть и большевистскую
партию. Самыми известными представителями
этого направления были В. Винниченко, Н. Хвылевой, Н. Скрыпник,
А. Шумский.
Как самобытный мыслитель вошел в историю
украинской общественно - политической
мысли Владимир Винниченко (1889-1951) — сын
чабана, убежденный социалист, активный
член Украинской социал-демократической
рабочей партии (УСДРП), первый председатель
правительства УНР (Генерального секретариата
Центральной Рады), известный на Западе
писатель и драматург. В определении национально
- государственных форм он руководствовался
прежде всего интересами строительства
социализма, но его политические взгляды
прошли определенную эволюцию. В 1917г. Винниченко
видел решение украинской проблемы в рамках
"федерации российской республики"
и участия в ней Украины "как родного
с другими государственного тела". Причем,
он подчеркивал, что готов отказаться
от любых национально-политических форм,
если они вредят социализму. Однако большевистская
Россия во главе с В. Лениным отказалась
сотрудничать с «националистом», и В. Винниченко
вынужден был эммигрировать. Несколько
лет спустя, уже в эмиграции, он издает
трехтомное сочинение "Возрождение
нации" (1920), в котором анализирует уроки
неудавшейся революции. В нем он приходит
к выводу, "...что наилучшим способом
развития каждой нации является государственность...Нация
без государственности есть искалеченный
человеческий коллективный организм".
Но и теперь он оставался верным своим
социалистическим идеалам, подчеркивая,
что возрождение украинской государственности
должно происходить "в гармонии с социальным
освобождением".
Следует подчеркнуть, что В. Винниченко
был автором тезиса - "честность з собою"
и пытался достичь почти невозможного
- моральной политики. Таким он пытался
быть и в годы революции, и позже, когда
отказался сотрудничать с фашистами в
оккупированной Франции и был брошен в
концлагерь.
На основе социалистических преобразований
стремился разрешить проблему национального
возрождения и Николай Хвылевой (1893-1933), коммунист,
видный деятель советской Украины 20-х
- начала 30-х годов, стремившийся придать
коммунистической идеологии национальное
содержание. В ряде памфлетов 1925-1926 г.г.
("Камо грядеши", "Мысли против
течения", "Украина или Малороссия"),
исходя из того, что Украина стала обычным
географическим понятием, провинцией
Москвы не только в географическом, но
и в психологическом смысле , он ставит
задачу , чтобы украинцы стали национально
сознательными. Важнейшим средством для
решения этой задачи он считал духовно-культурологическое
возрождение Украины, что ярко выразилось
в лозунге "Даешь культурный ренессанс!"
В вопросе об ориентации культуры он обращал
взгляд на Европу, подчеркивая, что "Европа
- это опыт многих веков грандиозной цивилизации.
Европа - это Гете, Дарвин, Байрон, Ньютон,
Маркс и т.д.". В Европе он видел образ
человека-гражданина, творца высоких общественных,
политических ценностей, способствующих
освобождению украинского человека от
рабства и провинциальности и формированию
мировоззрения сознательных украинцев
и своей национальной культуры.
Интересны мысли Хвылевого о двух Россиях,
писавшего, что, как коммунист, он за Россию
"краснопресненских районов". Октябрьской
революции, центра мирового и российского
коммунизма. Но он, русский по национальности,
писатель, эстет, руководитель, ВАПЛИТЕ,
видел и другую Россию - "российского
мещанина, которому в печенках сидит эта
украинизация, который мечтает о "вольном
городе Одессе" и который со "скрежетом
зубовным" изучает этот "собачий
язык...". От такой Москвы он призывал
"Геть". Такие взгляды противоречили
ортодоксальным принципам марксизма,
и в условиях укоренившейся сталинской
диктатуры Хвылевой в 1933 году трагически
погиб – застрелился.
В начале 30-х годов, с установлением в
СССР тоталитаризма, были окончательно
задушены ростки относительно свободной
политической мысли, а политология как
наука развивалась только в зарубежных
научных центрах. С распадом СССР и провозглашением
независимости Украины сложились условия
для интенсивного философско-политического
осмысления как пройденного пути, так
и для разработки основных политологических
концепций современности.
Политологический словарь
- Политическое
сознание - комплекс идей, теоретических
концепций, взглядов, представлений, мнений,
оценочных суждений, эмоциональных состояний
субъектов политических отношений.
- Общественное
мнение - специфический способ проявления
состояния сознания той или иной социальной
общности, в котором опосредованно и обобщенно
отражается отношения большинства ее
членов к фактам, событиям и явлениям в
объективной или субъективной действительности,
вызвавшим их интерес и дискуссии, и которое
воплощается в оценочных суждениях или
практических действиях членов данной
общности.
- Политическая
психология – эмоционально-чувственные
ощущения и представления людей о политических
явлениях, складывающиеся в процессе их
(людей) непосредственного взаимодействия
с институтами власти и своего политического
поведения.
- Политическая
идеология – определённая доктрина, оправдывающая
притязания той или иной группы лиц на
власть (или её использование) и добивающуюся
в соответствии с этими целями подчинения
общественного мнения собственным идеям.
- Либерализм
– политическое и идеологическое течение,
отстаивающее свободу предпринимательства,
парламентский строй, демократические
права и свободы личности.
- Фашизм
– реакционное политическое течение,
открыто террористическая диктатура,
уничтожающая демократические права и
свободы, опирающаяся на прямое насилие,
шовинизм и расизм.
- Социализм
– название ряда учений, в которых в качестве
цели и идеала выдвигается осуществление
принципов социальной справедливости,
свободы и равенства.
- Консерватизм
– приверженность ко всему устоявшемуся,
противодействие новому; система охранительного
сознания, предпочитающая прежнюю систему
управления.
- Национализм
– идеология и политика, основа которых
– идеи национальной исключительности
и национального превосходства, трактовка
нации как высшей формы общности.
- Политический
мониторинг - систематический сбор и обработка
информации, которая может быть использована
для улучшения процесса принятия политических
решений, а также, косвенно, для информирования
общественности или прямо как инструмент
обратной связи в целях осуществления
или выработки политики
- Политическая
воля - способность человека достигать
поставленных им политических целей в
условиях преодоления препятствий.
- Политическое
манипулирование – скрытое управление
политическим сознанием и поведением
людей с целью принудить их действовать
(или бездействовать) вопреки собственным
интересам, создавая при этом иллюзию
свободного выбора.
- Национальная
идеология – система идей и взглядов (политических,
правовых и т.д.), в которых осознаются
и оцениваются отношения людей к действительности,
выражаются интересы социальных групп.
- Политическая
культура – совокупность типичных для
конкретной страны форм и образцов поведения
людей в публичной сфере, воплощающих
их ценностные представления о смысле
и целях развития мира политики и закрепляющих
устоявшиеся там норы и традиции взаимоотношения
государства, личности и общества.
- Культура
участия– характеризуется тем, что люди
активно участвуют в политической жизни,
имеют достаточно высокий уровень ожиданий
по отношению к своей политической компетентности
и действенности своих политических акций.
- Этатистская
культура – демонстрирует главенствующую
роль государственных институтов в организации
политической жизни и определении условий
политического участия индивида.
- Приходская
культура – характеризуется отсутствием
интереса граждан к политической жизни,
знаний о политической системе и значимых
для людей ожиданий от её деятельности.
- Рыночная
культура – политика понимается людьми
как разновидность бизнеса и рассматривается
в качестве акта свободного обмена деятельностью
граждан.
- Подданническая
культура – характеризуется сильной ориентацией
на политические институты и невысоким
уровнем индивидуальной активности граждан.
- Политическая
субкультура - совокупность однородных
ценностных ориентаций и соответствующих
им форм политической активности граждан
или их групп.
- Политическая
контркультура - стратегия политической
борьбы, смысл которой состоит в том, чтобы
поставить под сомнение символический
порядок, поддерживающий функционирование
социальной системы.
- Политическая
социализация – процесс постепенного
усвоения стандартов сложившейся политической
культуры общества, ведущий к формированию
у человека свойств и умений, позволяющих
ему адаптироваться в конкретной политической
системе и выполнять там определённые
функции.
- Политическое
лидерство – постоянное, приоритетное
и легитимное влияние одного или нескольких
лиц, занимающих властные позиции, на всё
общество, организацию или группу.
- Политическая
элита - это меньшинство общества, являющееся
относительно привилегированной группой,
обладающей выдающимися психологическими,
социальными и политико-управленческими
качествами. Выступает субъектом подготовки
и принятия важнейших стратегических
решений в сфере политики.
- Политическое
руководство – определение стратегического
направления развития государства, политической
системы общества и выбор средств осуществления
основных задач общегосударственного
и общегражданского значения, их важнейших
принципов и путей достижения.
- Политические
действия - субъективно-рационально обоснованная,
упорядоченная реализация социальной
власти, многообразных конфликтных интересов
- Политическая
традиция - совокупность представлений,
обычаев, привычек и навыков практической
деятельности, передаваемых из поколения
в поколение, выступающих регуляторами
политических отношений.
- Политический
клан – имеющая организационное оформление
группа людей, объединённых общими политическими
взглядами.*
- Правящая
политическая элита – непосредственно
обладающая государственной властью политическая
элита.
- Политические
контрэлиты - потенциальные элиты, ставящие
своей целью осуществление смены (или
ротации) правящих элит и предлагающие
себя в этом качестве.
- Политическая
номенклатура – 1) перечень наиболее важных
должностей в СССР, кандидатуры на которые
предварительно рассматривались, рекомендовались
и утверждались органом Коммунистической
партии соответствующего уровня, а также
совокупность лиц, занимающих такие должности.
2)Перечень должностей в соответствии
с организационной структурой ведомства,
организации, компании.
- Политическая
бюрократия - 1) то направление, которое
принимает государственное управление
в странах, где все дела сосредоточены
в руках органов центральной правительственной
власти, действующих по предписанию (начальства)
и через предписание (подчиненным); 2) класс
лиц, резко выделенный из остального общества
и состоящий из этих агентов центральной
правительственной власти.
- Политический
авторитет - свойство власти, позволяющее
опираться не исключительно на грубую
силу, но на сознание субъектами управления
ее легитимности.
- Традиционное
лидерство – тип лидерства, при котором
авторитет лидера (вождя племени, монарха
и т.п.) основывается на обычаях и традициях
(например, порядке престолонаследия).
Опирается на механизм традиций, ритуалов,
силу привычки.
- Харизматическое
лидерство – тип лидерства, при котором
авторитет лидера основывается на представлении
народа о том, что последний обладает особой
благодатью, выдающимися качествами, необычайной
способностью к руководству. Основано
на вере в богоизбранность или в исключительные
качества конкретной личности.
- Рационально-легальное
лидерство – тип лидерства, которое опирается
на представление о разумности, законности
порядка избрания лидера, передачи ему
определенных властных полномочий.
- Культ
личности - возвеличивание отдельной личности
(как правило, государственного деятеля)
средствами пропаганды, в произведениях
культуры, государственных документах,
законах.
- Демократия
– политический режим основный на признании
народа источником и субъектом власти.
- Прямая
демократия – разновидность демократии,
при которой власть осуществляется через
прямое народовластие, т.е. через непосредственное
осуществление народом своей власти (наиболее
распространённая её форма – референдум).
- Представительная
демократия - разновидность демократии,
при которой власть осуществляется через
представителей, избираемых народом или
какой-то его частью.
- Плебисцитарная
демократия – разновидность демократии,
при которой гражданам предоставляется
право одобрить или отвергнуть тот или
иной проект закона или иного решения,
который обычно готовится президентом,
правительством, партией или инициативной
группой.
- Политическая
демократия – разновидность демократии,
которая предполагает лишь формальное
равенство, равенство прав.
- Социальная
демократия – разновидность демократии,
основанная на равенстве фактических
возможностей участия граждан в управлении
государством.
- Деспотическая
демократия – разновидность демократии,
характеризующаяся подчинением меньшинства
большинству при принятии и осуществлении
решений; абсолютная, ничем и никем не
ограниченная власть большинства, связанная
с преходящими настроениями масс и произволом.
- Тоталитарная
демократия – разновидность демократии,
при которой власть большинства требует
полного подчинения личности и стремится
к установлению над ней постоянного всеобъемлющего
контроля.
- Плюралистическая
демократия - народовластие, основанное
на участии в политическом процессе множества
политических, профессиональных, национальных,
региональных, религиозных и других группировок.
- Партиципаторная
демократия (или демократия участия) –
смешанная форма политической организации
современного общества, сочетающая элементы
непосредственной (прямой) демократии
с элементами демократии представительной.
- Свобода
– (узаконенная) возможность поступать
в соответствии со своей волей, отсутствие
стеснений, ограничений деятельности
человека.
- Равенство
– равное положение людей в обществе,
выражающееся в одинаковом отношении
к средствам производства и в пользовании
одинаковыми политическими и гражданскими
правами.
- Гражданское
общество - совокупность социальных образований
(групп, коллективов), объединенных специфическими
интересами (экономическими, этническими,
культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы
деятельности государства и позволяющими
контролировать действия государственной
машины.
- Гражданская
культура – структурный элемент гражданской
жизни, выражающий степень зрелости общества,
способность обеспечения общегражданских
интересов, форм и механизмов выработки
и реализации согласованных решений и
действий.
- Общественные
организации - неправительственное добровольное
объединение граждан на основе совместных
интересов и целей.
- Местное
самоуправление - форма осуществления
народом своей власти в области вопросов
местного значения, исходя из интересов
населения, а также с учетом исторических
и иных местных традиций.
- Партии
- имеющие устойчивую структуру и постоянный
характер деятельности независимые общественные
объединения, выражающие политическую
волю своих членов и сторонников, ставящие
своими задачами участие в определении
политического курса данного государства,
в формировании органов государственной
власти и управления.
- Средства
массовой информации - организационно-технические
комплексы, которые обеспечивают быструю
передачу и массовое тиражирование словесной,
образной и музыкальной информации и характеризуются
массовостью, периодичностью и принудительностью.
- Политический
конфликт – разновидность и результат
конкурентного взаимодействия двух и
более сторон (групп, государств, индивидов),
оспаривающих друг у друга распределение
властных полномочий или ресурсов.
- Политическая
стабильность – система связей между
различными политическими субъектами,
для которой характерны определенная
целостность и способность эффективно
реализовывать возложенные на нее функции
(функциональность).
- Политическая
напряжённость -кратковременное или длительное
обострение политической обстановки стране,
вызванное односторонними и взаимными
враждебными действиями одной или нескольких
политических групп (партий) выдвижением
неприемлемых для другой стороны политических
и иных требований.
- Политический
кризис - это состояние политической системы
общества, выражающееся в углублении и
обострении имеющихся конфликтов, в резком
усилении политической напряженности.
- «Третья
сторона» в политическом конфликте - любое
лицо («посредник», «арбитр») или орган,
занимающиеся вопросами урегулирования
конфликтных отношений между другими
сторонами.
- Метод
избегания – представляет собой, игнорирование
противника, отсутствие реакции на действия
противоположной стороны; уход (добровольный
или в силу обстоятельств) с политической
арены того или иного национального лидера;
эмиграция из государства представителей
отдельных этнических групп.
- Метод
откладывания – представляет собой своего
рода уход от противоборства с надеждой,
что изменятся обстоятельства и будут
созданы более благоприятные условия
для разрешения конфликта.
- Метод
подавления – метод разрешения конфликта,
в основе которого лежит либо изоляция
одной из сторон, понижение ее статуса,
либо уничтожение противника, в результате
чего мир устанавливается в отсутствие
врага.
- Метод
социального исключения – исключение
(отстранение, отлучение) из политической
жизни политических групп, являющихся
одной из сторон конфликта посредством
физического устранения; объявления потенциальных
конкурентов (отдельных лидеров, партий)
вне закона или продолжения травли до
тех пор, пока они сами не откажутся от
своих притязаний и т. д.
- Война
– организованная вооруженная борьба
между государствами, либо их коалициями,
либо между социальными группами или этносами
общества, выступающая продолжением их
политики (или намерений политического
характера) насильственными средствами
при непримиримых отношениях, крайнем
их развитии или состоянии.
- Примирение
- сближение позиций и интересов противоборствующих
сторон через посредника или примирительную
(согласительную) комиссию.
- Политическое
маневрирование – представляет собой
набор мер, включающих в себя совокупность
компромиссов между правящей и оппозиционными
группировками, уступки и повороты в социальной
и экономической политике, связанные с
перегруппировкой политических настроений
в обществе.
- Политическое
манипулирование - скрытое управление
психикой и поведением людей с целью принудить
их действовать (или бездействовать) вопреки
собственным политическим интересам и
актуальным желаниям.
- Силовое
давление – осуществляемое при помощи
различных средств (чаще всего принудительных),
воздействие на определённые политические
группы, с целью принуждения их к отказу
или к осуществлению определённых действий.
- Создание
«образа врага» - социально-политический
миф, который строится на эгоистическом
интересе и имеет в своей основе стремление
отдельных политических групп к расширению
влияния, сохранению или захвату власти.
- Превентивная
дипломатия – меры, направленные на
предупреждение разногласий между сторонами,
недопущение перерастания споров в военные
конфликты и ограничение масштабов последних,
если они все-таки возникли.
- Миротворчество
- действия, направленные на то, чтобы привести
к согласию враждующие стороны, главным
образом с помощью переговоров, посредничества,
примирения, добрых услуг, арбитража и
других мирных (невоенных) средств.
- Государство
– особая организация публичной политической
власти господствующего класса, располагающая
специальным аппаратом управления и принуждения,
которая, представляя общество, осуществляет
руководство этим обществом и обеспечивает
его интеграцию.
- Форма
правления – юридическая характеристика
государства, определяющая структуру
высших органов государственной власти,
распределение полномочий между главой
государства и представительным органом
государства, а также вопросы ответственности
между государственными органами.
- Форма
территориального устройства – характеристика
государственного строя, определяющая
политико-правовой статус государства
и образующих его территорий, а также систему
взаимоотношений между ними и территориальную
структуру государственной власти.
Список использованной литературы
1.
Мещерякова Л.Я. «Политология». Пособие
по выполнению контрольных работ. М.: МГТУ
ГА - 2009 год.
2.
Мещерякова Л.Я. «Политология». Часть I.
Учебное пособие. М.: МГТУ ГА - 2007 год.
3.
Мещерякова Л.Я. «Политология». Часть II.
Учебное пособие. М.: МГТУ ГА - 2007 год.
4.
Лавриненко В.Н. и др. «Политология». Учебник
для студентов ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА - 2009
год.