Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа
Задание 1. Перечислите основные закономерности и тенденции развития общества в доцивилизационный период. Выделите наиболее важные, с вашей точки зрения, процессы, явления и достижения первобытной эпохи.
Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке.
Задание 1. …………………………………………………………………………3
Задание 2. ………………………………………………………………………..10
Задание 3. ………………………………………………………………………..12
Задание 4. ………………………………………………………………………..16
Задание 5. ………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………...23
Но целый ряд племён продолжал жить родовым строем ещё очень продолжительное время. Даже в настоящее время существуют такие племена (смотри статью Неконтактные народы).
Задание 2. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, факторы, повлиявшие на развитие восточных цивилизаций в эпоху Средневековья. Обоснуйте свой выбор.
Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше — ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова (Йемен и Хиджад). Уже в начале I тыс. до н. э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. В пустынных районах преобладало скотоводство — разведение овец, лошадей, верблюдов. Успешно осваивали арабы и морские просторы. Вначале они совершали каботажные плавания в Африку и Западную Индию, где уже в VII в. до н. э. основали торговые фактории. Во II в. до н. э. арабы неоднократно посещали Китай, поставляя на родину и в страны Запада фарфор, мускат, шелк и другие товары.
В то время арабы были язычниками, т. е. они поклонялись различным племенным богам. Например, у племени корейшитов главным был Бог — Аллах. Но в Мекке находился общеарабский храм — Кааба, в котором помещались изображения 300 местных идолов (божеств). Вместе с тем арабы знали другие религии — зороастризм, иудаизм, христианство, которые исповедывали прибывавшие в Аравию миссионеры. Все это позволяет сказать, что арабы издавна вели открытый образ жизни. В общении с другими народами осуществлялся взаимообмен не только в сфере хозяйства, но и в культурной области.
Социально-экономическое и
И оно случилось — в 570 г. в Мекке, в знатной, но обедневшей семье родился необычный мальчик — Мухаммед. О его великом предназначении животные объявили человеческим языком. Однако чудесно предсказанный ребенок, прежде чем стать пророком, прошел сложный жизненный путь. Он рано осиротел и с 6 лет работал пастухом. В молодости Мухаммед познакомился с иудейскими и христианскими проповедниками, узнал основы их вероучения, а с 610 г. сам начал проповедническую деятельность. Он объявил, что истинным Богом является Аллах. Вера в Аллаха поможет людям избавиться от беспокоящих их проблем — бедности, межплеменных усобиц, объединит арабов в борьбе с «неверными» за возрождение былого процветания. Новая монотеистическая религия получила название — «ислам» или «мусульманство» (оба слова по-арабски означают покорность, преданность).
Опираясь на своих единоверцев, Мухаммед вскоре подчинил своему влиянию Мекку и весь Аравийский полуостров. Здесь сложилось единое арабское государство с теократической (религиозной) формой правления — халифат. После смерти Мухаммеда (632) арабские племена, объединившиеся под знаменем ислама, вышли за пределы Аравии. К началу VIII в. они подчинили себе все побережье Северной Африки (Магриб), юг Пиренейского полуострова (Испанию), Среднюю Азию, Закавказье, Северо-Западную Индию и Ближний Восток. Во всем этом регионе сложился единый тип цивилизации, основанный на религии ислама и арабо-мусульманской культуре, получил распространение язык межнационального общения и вероисповедания — арабский.
Однако по мере расширения арабского
государства происходит его ослабление.
Исламское общество теряет внутреннее
единство, основанное на вере. Возникают
различные направления ислама —
суннизм, шиизм, суфизм и др. Нарастает
сепаратизм правителей отдельных провинций
халифата, разворачивается национально-
В целом история арабского
Задание 3. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, культурные достижения западной цивилизации в Новейшее время. Аргументируйте свой ответ.
В ХХ ст. европейский тип культуры
распространился далеко за границы
Европы, охватив другие континенты
— Америку, Австралию, и вошел
в жизнь азиатских и
Современная западная культура динамична. Практицизм, индивидуализм, специфическое отношение ко времени («время — деньги») разрушают идеалы человеческого поведения, человеческих взаимоотношений. Эта культура основана на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Ее главные герои — люди, которые умеют зарабатывать деньги. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм.
Современная западная культура продолжает
существовать. Ей удалось выстоять
в двух мировых войнах, в борьбе
с фашистскими и
Большое влияние на содержательную
наполненность современной
Подобный плюрализм мы замечаем и в современном западном искусстве, в котором возникли разные направления (экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм), новые формы и жанры искусства, связанные с использованием техники (художественная фотография, электронная музыка, компьютерная графика), приобрели популярность массовые художественные зрелища, получила развитие тенденция к синтезу разных искусств, спорт стал «искусством».
Одновременно с этим критики западной культуры говорят о том, что культура одновременно носит кризисный характер, и если против этого не принимать никаких мер, то это угрожает потере всех ее достижений.
— В западной цивилизации происходит замена творчества работой, духовности — интеллектом, разнообразия естественной среды — однообразием городских зданий, высокого искусства — развлечениями, глубоких ощущений — эмоциями. (О. Шпенглер).
— Современная западная культура
насквозь проникнута чувствительным началом,
стремлением к чувственным
— В ХХ ст. состоялось «восстание масс», которые враждебно относятся к элитарной культуре; происходит «дегуманизация» искусства, примитивное массовое искусство поглощает общество и культура его приходит в упадок. (Х. Ортега-и-Гассет).
— Современное западное общество
превращается в «мегамашину» — бюрократический
механизм, который подавляет личность
и превращает ее в деталь; личностные
связи людей подменяются
— Существование западной цивилизации
поставлено под угрозу со стороны
нарастающего национализма экономически
отсталых стран Азии и Африки; ослабленный
внутренними противоречиями Запад
не в силах противостоять
Очевидно, некоторые из этих высказываний носят дискуссионный характер. Можно выделить несколько аспектов, в которых конфликтная ситуация современной западной культуры обнаруживается.
У Свобода и насилие. Обратив
внимание на культурологические и общественные
процессы западного мира в ХХ ст.,
можно заметить, что, с одной стороны,
происходит ускорение социального
и технологического совершенствования
жизни, а с другой — неограниченный
размах насилия над человеком, крайним
проявлением которого являются гитлеровские
злодеяния против человечества, в
страхах Освенцима. В минувшее столетие
насилие являлось необходимым условием
существования и
— социальная мобильность — открытость
путей для изменения
— расширение возможностей выбора места жизни, профессии, работы, сексуального партнера, мужа или жены;
— возрастание времени для досуга и возможностей его индивидуального использования;
— увеличение разнообразия и доступности источников информации, а значит, и свободы в определении своей интеллектуальной позиции;
— возрастание социологической защищенности личности;
— увеличение продолжительности жизни, а значит, и возможностей для самореализации личности, для достижения полноты жизни;
— изменение стилей поведения и мышления в границах одной жизни, закрепляющее идею развития, изменений, диалога поколений.
Итак, культура, которая ориентирована на развитие человеческой свободы, несовместима с насилием над личностью.
Задание 4. Перечислите основных правителей России XVIII в. Кто из них, с вашей точки зрения, внес наибольший вклад в развитие российской цивилизации? Обоснуйте свой ответ.
Пётр I Великий (22 октября 1721 — 28 января 1725)
Екатерина I (28 января 1725 — 6 мая 1727)
Пётр II (7 мая 1727 — 19 января 1730)
Анна Иоанновна (4 февраля 1730 — 17 октября 1740)
Иван VI (17 октября 1740 — 25 ноября 1741)
Елизавета Петровна (25 ноября 1741 — 25 декабря 1761)
Пётр III (25 декабря 1761 — 28 июня 1762)
Екатерина II Великая (28 июня 1762 — 6 ноября 1796)
На мой взгляд, огромный вклад в развитие русской цивилизации внес Петр 1.
После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: «как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны.»
22 октября
(2 ноября) 1721 года Пётр I принял титул,
не просто почётный, но свидетельствующий
о новой роли России в
Секретарь прусского посольства в России в 1717—33 гг., И.-Г. Фоккеродт, по просьбе Вольтера, работавшего над историей царствования Петра, написал воспоминания о России при Петре. Фоккеродт попытался оценить численность населения Российской империи к концу царствования Петра I. По его сведениям количество лиц податного сословия составляло 5 миллионов 198 тысяч человек, откуда число крестьян и горожан, включая лиц женского пола, оценивалось примерно в 10 млн. Много душ было утаено помещиками, повторная ревизия увеличила число податных душ до почти 6 млн человек. Русских дворян с семействами считалось до 500 тыс.; чиновников до 200 тыс. и духовных лиц с семьями до 300 тыс. душ.[18]
Жители покорённых областей, не состоящие под поголовною податью, составляли по оценке от 500 до 600 тыс. душ. Казаков с семействами на Украине, на Дону и Яике и в пограничных городах считалось от 700 до 800 тыс. душ. Численность сибирских народов была неизвестна, но Фоккеродт положил её до миллиона человек.
Таким образом, население Российской империи составляло до 15 миллионов подданных и уступало в Европе по численности только Франции (около 20 млн).
По подсчётам советского историка Ярослава Водарского, численность мужчин и детей мужского пола выросла с 1678 по 1719 г. с 5,6 до 7,8 млн. Таким образом, принимая число женщин примерно равным числу мужчин, общая численность населения России за этот период выросла с 11.2 до 15.6 млн.