Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:15, контрольная работа
В этой контрольной работе раскрываются пути развития политической и правовой мысли в колыбели цивилизации — на Востоке. Прежде всего отметим, что развитие политического и правового мышления в странах Востока не происходило беспрепятственно и прямолинейно. И хотя на некоторых этапах нельзя исключить взаимного влияния трех исследуемых регионов — Ближнего Востока, Индии и Китая — все они являются самостоятельными культурными целостностями.
Древний Ближний Восток: истоки его политико-правовой
мысли.
Политическая и правовая мысль Древней Индии.
Политико-правовая мысль Древнего Китая.
Основная идея Лао-цзы заключается в том, что жизнь природы и людей не управляется "волей Неба", а происходит по определенному естественному пути — Дао. Дао — это естественный закон вещей, который вместе с субстанцией "ци" (воздух, эфир) составляет основу мира. Согласно Лао-цзы, в мире все находится в движении и изменяется, в результате чего все вещи неизбежно переходят в свою противоположность. Он верил, что в соответствии с этим законом справедливость в конечном итоге восторжествует, ибо самые слабые со временем станут сильными и одолеют тех, кто в настоящее время обладает силой. По мнению Лао-цзы, человек не должен вмешиваться в естественный ход развития. Кто попытается изменить этот ход, подчинить его личным интересам, тот неизбежно обречен на неудачу. Лао-цзы выступал против произвола знати, призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первобытно-общинной жизни. Для Лао-цзы общество и человек — это элементы космического миропорядка. Над ними властвуют универсальные законы космического бытия. Высшая мудрость заключается в умении жить просто и неприхотливо, следуя природе, внимая требованиям Космоса.
По преданию, под конец жизни Лао-цзы, удрученный неблагополучным состоянием дел в Поднебесной, решил покинуть Китай. На подходе к границе империи он встретил человека, который в беседе с мудрецом уговорил его перед расставанием с родиной оставить людям запись своего философского учения. Лао-цзы действительно написал текст размером в пять тысяч слов и назвал его, как уже упоминалось, "Дао дэ цзин" ("Книга о пути к благодати"). Этот труд стал впоследствии канонической книгой даосизма, ставшей в один ряд с такими памятниками мировой культуры, как Новый Завет и Коран. "Дао дэ цзин" — это философская поэма о бытии, о тайнах мироздания и о загадках человеческого существования. Написанная образным, поэтическим языком, она обладает чрезвычайной многозначностью и открытостью смыслов, что сообщает тексту содержательную неисчерпаемость.
Легизм (школа "фацзя", или школа "законников") возник в IV в. до н. э., когда советник правителя ШанЯн стал проводить реформы экономического, административного и судебного характера. Реформам сопутствовал выход "Книги правителя области Шан". Особенность этого труда состояла в том, что он был пронизан духом полемики с Конфуцием и конфуцианцами.
Полемизируя с Конфуцием, Шан Ян, основатель школы легистов, писал: "Имеется не один способ управления миром, и нет необходимости в подражании древности... Средства, которыми правитель вдохновляет народ, — это учреждения и должностные ранги; средства, с помощью которых страну можно сделать процветающей, — это сельское хозяйство и война" [18, с. 116]. Учение легистов содействовало централизации власти и управления. Шан Ян также поднял престиж военного ремесла, и всем, кто не имел воинских заслуг, угрожало исключение из числа знати.
Легисты считали, что жизнь в обществе определяется взаимоотношениями двух главных сил — государства и народа. Отношение государства и правителя к народу должно походить на отношение гончара к глине. Когда народ слаб, государство сильно, но когда народ силен, государство слабо. Поэтому государство должно стремиться ослабить народ средствами устрашения и наказания. Над каждым подданным должна постоянно довлеть угроза неминуемого и жестокого наказания замалейшую провинность. Законы должны быть безжалостны, чтобы вселять в сердца людей страх перед суровой карой.
По мнению легистов, особый вред государству наносит философия, поскольку она, стимулируя свободомыслие, снижает уважение к законам. Предлагая либо непонятные, либо противоречащие друг другу идеи, философия сбивает людей с толку и мешает управлению [11, с. 17].
В рамках легистской доктрины были сторонники дополнения законов искусством управления. Это означало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средств управления. В конечном итоге, ко II в. до н. э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко отводилась лишь роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания, отмечает В. Нерсесянц, сыграл существенную роль в последующем развитии государства и права в Китае [3, с. 33].