Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:34, реферат
Цель данной работы это изучение понятия легитимности власти и её признаков, а также рассмотрение типов, на которые она подразделяется. Для достижения указанных целей необходимо решить ряд задач:
1.Раскрыть сущность легитимности.
2.Указать и охарактеризовать типы легитимности власти.
3.Рассмотреть источники легитимности.
4.Охарактеризовать показатели и признаки легитимности.
1.Введение.
2.Понятие легитимности.
3.Типы легитимности по Веберу и Д. Истону.
4.Средства легитимации власти
5. Кризисы легитимности и способы их урегулирования.
6.Источники легитимности по Веберу.
7.Признаки легитимности.
8.Разница понятий легитимность и легальность власти.
9.Заключение.
10.Список литературы.
· экономическую эффективность, продуктивность и производительность поддерживаемой политическим порядком системы экономических отношений, ее способность удовлетворять насущные потребности людей;
· легальность, законность, соответствие ее действий собственным нормам и установлениям;
· харизму – веру в особые качества, призвание носителей власти;
· идеологическое, этическое, психологическое обоснование.
7.Признаки легитимности
Показателями легитимности власти являются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие или отсутствие попыток свержения правительства или лидера; мера проявления гражданского неповиновения; а также результаты выборов, референдумов, массовых демонстраций в поддержку власти (оппозиции).
Легитимная политическая власть создает комплекс условий, обеспечивающих:
· последовательность реализации основных задач политической власти;
· согласованность действий элементов системы управления;
· наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности в официальной системе;
· обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств;
· действенность и эффективность политической власти – ее способность найти способы и решения основных социальных проблем, проводить политику, ориентированную на реальные результаты.
Потеря лидером страны легитимности (доверия), а значит, и добровольного подчинения, ведет к потере этим лидером власти: режим Чаушеску, президент Филиппин Маркос, последний шах Ирана, президент СССР Горбачев и т.п.
Для разрушения легитимности характерно, что первоначально легитимность теряется для управляемых (для народа) – они перестают признавать право носителей власти на управление. Властные же структуры, как правило, долго не могут осознать, что ситуация изменилась, и продолжают ожидать подчинения и готовности к подчинению. Эмпирические показатели легитимности власти – количество средств принуждения в обществе (полиция, милиция, армия).
Легитимная власть, получившая поддержку и понимание со стороны народа, получает таким образом суверенитет (право власти управлять именно этой территорией и именно в это время). Иногда власть имеет ограниченный суверенитет. Например: "страна Басков в Испании" – признают легитимность власти испанского правительства, но не распространяют эту власть на свою территорию. Аналогичная ситуация в Нагорном Карабахе, Чечне, Ливане.
8. Разница понятий легитимность и легальность власти.
Понятие
«легитимности» в политологии чаще всего
употребляется вместе с парным понятием
- «легальность». Оба слова - и «легитимность»,
и «легальность» - образованы от одного
корня от латинского lex, т.е. закон. Но означают
они довольно разные вещи. «Легальность»
— это строгое соответствие официально
существующему закону. Если сопоставить
какой-то конкретный политический или
юридический случай с нормами закона,
мы можем однозначно решить, легально
это или нелегально. Если нечто не противоречит
закону, то это легально. А если противоречит,
то нелегально.
«Легитимностью»
в политологии называют соответствие
того или иного действия, той или иной
политической фигуры ожиданиям всего
народа, всего общества в целом. «Легитимность»,
в отличие от легальности, это не формальный
закон, не четко сформулированная юридическая
норма. Это совпадение личности правителя
или какого-то его действия с тем, что ждет
от него общество, требуют история, традиция,
иногда чрезвычайные обстоятельства.
Разницу
между легитимностью и легальностью можно
понять на следующем примере. Правительство
любого суверенного государства имеет
право при определенных обстоятельствах
начать военные действия против какой-то
державы, тогда как никакие иные организации
и инстанции в суверенном государстве
такого решения принять не могут. Легально
начать войну имеет право только правительство.
Легальность подобного акта, когда он
осуществляется в соответствии с прописанными
и законодательно закрепленными процедурами,
не подлежит сомнению.
А
вот конкретное объявление войны той или
иной стране при тех или иных условиях
может быть как легитимным, так и нелегитимным.
Если история не оставляет иного выхода
или если народ, общество одобряют такой
поступок правителей, осознавая его необходимость,
то вступление в войну будет и легально,
и легитимно. Примером такого случая является
начало войны СССР против нацистской Германии.
Сталин имел право начать войну с точки
зрения легальности, и это было полностью
легитимным шагом, подтвержденным исторической
необходимостью и волей народа к свободе
от напавшего первым врага.
В
другом случае, когда войны можно избежать,
но правители все же принимают решение
о ее начале, вопреки настроениям большинства,
это легально, но не легитимно. Таковой
была русско-японская война начала ХХ
века.
И
наконец, в исключительных случаях, когда
законная власть парализована и не способна
принять решение, какие-то группы людей
могут сами приступить к боевым действиям,
минуя легальные процедуры, но опираясь
на легитимность истории и волю народа.
Таким действием было собрание ополчения
в Новгороде князем Мининым и гражданином
Пожарским для борьбы с польско-литовскими
оккупантами.
Именно
народ и история его делают решение легитимным.
Но народ и история постоянно движутся,
никогда не стоят на месте. И поэтому все
формальные нормы права, выработанные
в других обстоятельствах и в другом историческом
контексте, не могут угнаться за этой жизнью.
Более того, есть случаи, когда легального
выхода из положения просто нет - и в законе
подобной ситуации не описано. Особенно
это касается чрезвычайных ситуаций -
политических кризисов, социальных волнений,
природных катастроф, войн и смут. Основное
определение легитимности - это совпадение
воли народа и власти в конкретном действии,
решении, выборе.
9.Заключение
Знание источников легитимности позволяет глубже понять такое явление, как кризис власти, сущностью которого является разрушение института политической власти, выражающееся в массовом несоблюдении правил и норм, предписываемых этим институтом. Все это - следствие повсеместного разочарования в старой системе ценностей и ломке устоявшихся традиций, сильного эмоционального возбуждения масс и возрастающей непредсказуемости социальной жизни. Преодоление кризиса власти означает сведение к минимуму политической девиации, что может быть достигнуто двумя путями:
1) применением силы;
2) точным
определением источника
Каждый из указанных способов достижения легитимности имеет свои особенности, требует своеобразной тактики, знания доминирующих тенденций в массовых настроениях.
Следует помнить, что требование легитимной власти возникло как реакция против насильственной смены власти, неправомерного использования властью силы и насильственной перекройки государственных границ, но принцип легитимизма не совершенен в том смысле, что вовсе не гарантирует справедливости, которая удовлетворяла бы всех. За легитимностью может скрываться сговор наиболее влиятельных сил в ущерб слабейшим силам или стремление слабых уравнять себя с сильными.
10.Список литературы
1.Политология: Учебник для вузов под редакцией проф. С.В. Решетникова,
Минск ТЕТРАСИСТЕМС, 2000
2. Общая теория права и государства. Издание третье, переработанное и дополненное, М.: Юристъ, 2001. Под редакцией доктора юридических наук, профессора В.В. Лазарева
4.http://www.33333.ru/teoriya/
5. Пугачёв В. П., Соловьёв А. И. «Введение в политологию»: учебник для
студентов вузов – 3 издание, переработанное и дополненное – М.: Аспект
Пресс, 2001. - 447 с.
6. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень
7. Гаджиев К.С.. Политология: Учебник для высших учебных заведений. , 2001
8. «Политология. Курс лекций»: под редакцией профессора М. Н. Марченко – издание 3, переработанное и дополненное – М.: издательство Зерцало, 2000.
- 608 с.