Легитимность политической власти в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Однако, переход к такой ситуации произошел не сразу. У российской власти 1990-х гг. было достаточно много проблем с легитимностью, несмотря на появившиеся перспективы у населения обрести долгожданную свободу и повысить свой жизненный уровень.
Важным фактором легитимности явилось признание «мировым сообществом», «цивилизованными странами» того порядка, который создавался в постсоветской России. Этот порядок отличался распространением либеральных ценностей и рыночной экономики. Поддержка западными странами такого курса воспринималось большинством населения как необходимое условие дальнейшего успешного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 51.78 Кб (Скачать файл)

 Положение главы государства  в парламентской республике отдаленно  напоминает положение монарха  в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характере (вместо слабого короля мы наблюдаем при этой форме слабого главу государства), большей реальной властью в стране обладает глава правительства — премьер-министр (в ФРГ — канцлер). 

Глава государства в подобных республиках  избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства  является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства  в современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Так, в Германии глава  государства избирается федеральным  собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства  в парламентарной (парламентской) республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что  характерно для Австрии, где президент  избирается сроком на шесть лет.        

 Глава государства в парламентарной  республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты,  назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.      

 Глава правительства (премьер-министр,  председатель совета министров,  канцлер) назначается, как правило,  главой государства. Он формирует  возглавляемое им правительство,  которое осуществляет верховную  исполнительную власть и отвечает  за свою деятельность перед  парламентом. Наиболее существенной  чертой парламентарной республики  является то, что любое правительство  лишь тогда правомочно осуществлять  управление государством, когда  оно пользуется доверием парламента.       

 Главной функцией парламента  является законодательная деятельность  и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

 Главный признак парламентарной  республики, как и парламентарной  монархии, - политическая ответственность  правительства перед парламентом.  Как и там, ответственность  эта чисто солидарная: недоверие  одному члену правительства, особенно  его главе, влечет отставку  всего правительства. Вместо ухода  в отставку правительство может  потребовать от главы государства  распустить парламент (его нижнюю  палату) и назначить новые выборы.

При парламентарной республике также  возможны два государственных режима - парламентарный или министериальный.

В тех странах, где многопартийность обуславливает действие парламентарного  государственного режима, следствием его являются частые правительственные  кризисы. В Италии, например, правительство  удерживается у власти в среднем  меньше года, хотя партийный состав правительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее, выступления в пользу изменения формы правления в  этой стране в последнее время  резко усилились, и похоже, что  на этот раз не останутся безрезультатными.            

 Чисто парламентарных республик  в мире сравнительно немного  (Индия, Венгрия, Германия, Чехия,  Словакия, Эстония, Италия и некоторые  другие). Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет главу  государства парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

 

 

                                            

 

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ   

Президентская республика -  одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.      

 Наиболее характерные черты  президентской республики :

•        внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

•        ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

•        более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.  

В президентской (лат. presidents- букв. сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства — президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных  республиках.

Однако в государствах с таким  устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск или ограничение  полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политической партий, ограничение политических и  личных прав и свобод граждан. Чтобы  избежать этого существует сложная  система взаимоотношения между  ветвями власти, которая строятся на базе принципа так называемых сдержек  и противовесов. Рассмотрим, в чем  это проявляется.

Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в  отдельности подчинены президенту. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются  президентом с согласия верхней  палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров  и других назначенных им должностных  лиц исполнительной власти президент  может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и  не желает.

 Главный признак данной формы  правления - отсутствие ответственности  исполнительной власти перед  парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать  ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем т.н. импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения). 

 Сдержки и противовесы проявляются,  в частности, в отлагательном  вето, налагаемым президентом на  законы, принятые парламентом, тем  самым “тормозя” законодательную  деятельность парламента, которое  может быть преодолено квалифицированным  большинством голосов депутатов  обеих палат парламента. Т.е.  депутаты могут объявить импичмент (англ. impeachment- досрочное отрешение от должности) президента, судебный контроль над его деятельностью и др. 

 Верхняя палата парламента  может воспрепятствовать назначению  президентом должностных лиц,  а, кроме того, ратифицирует (и  может отказать в этом) заключенные  президентом международные договоры. Судебная власть контролирует  конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем  самым соблюдение правопорядка  как законодательной, так и  исполнительной властью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Политологический анализ типологии государств зависит от того, по какому критерию проводится их классификация. Впервые типологию форм государственного устройства дали Платон и Аристотель. Они дифференцировали государства в зависимости от того, кто представлял собой источник власти, кто стоял у власти. Если один человек, то монархия, которой соответствовала «неправильная форма», названная тиранией. Если несколько человек возглавляли государство, то это была аристократия; с «неправильной» формой – олигархия. Если многие граждане - то полития; с «неправильной» формой – демократия. 
 

 

План работы

 

Введение

 

10.Технократическая легитимность  власти и проблемы ее обеспечения  в условиях современной России.

 

20.Понятие политического режима  как функциональной стороне политической  системы.

 

30.Сравнительный анализ президентской  и парламентской форм правления.

 

Заключение

 

 

Список литературы

Бляхер Л.Е., Огурцова Т.Л. Приключения легитимности власти в России, или воссоздание презумпции виновности // Полис. 2006. №3.

Волков Ю., Лубский А., Макаренко В., Харитонов Е. Легитимность политической власти: Методологические проблемы и российские реалии. М., 1996.

Грязнова А.Г Курс политологии  М:Инфра_М,2003

Дахин А.А. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. 2006. №3.

Ефимов В.И. Власть в России. М. , 1996.

Лавриненко В.Н Политология М:Юнити,2001

Лубский А.В. Государственная власть в России // Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие. / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1998. С.47-93.

Пивоваров Ю.С. Русская власть и публичная политика // Полис. 2006. №1.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я.Хабриевой. М., 2005.

Согрин В. Политическая история современной России. 1985-2001: От Горбачева до Путина. М., 2001.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

Эффективность государственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д, 1998.

Общая теория права, учебник  Москва,1993

 

Заключение  

 Подчас мы не всегда  можем с легкостью определить, с каким государством - монархическим  или республиканским - имеем дело. Иногда мы видим элементы и  республики (глава государства избирается  на срок), и монархии (он сам  должен быть монархом). Например, в Малайзии часть субъектов  федерации представляют собой  монархии, а другая часть - республики. Глава государства в Федерации  - выборный, но избирается монархами  субъекта федерации из своей  среды на пятилетний срок. Похожая  ситуация и в Объединенных  Арабских Эмиратах. 

Несомненно, форма правления  оказывает огромное влияние на взаимоотношения  между органами власти. Но исторически  сложилось так, что вначале возникает  форма правления, а потом эта  форма правления составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 


Информация о работе Легитимность политической власти в современной России