Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:27, реферат
ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, провозглашающее самодостаточную ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
______________________________
Институт - кибернетики
Специальность - прикладная информатика (в экономике)
Кафедра - ОСУ
Реферат на тему
«Либерализм»
по правоведению
Выполнила: ст. гр. 8582
О. А. Крюшкина
Проверила:
А. И. Деменцева
" 14 " февраля 2012г. _____________
(подпись)
Томск 2012
ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, провозглашающее самодостаточную ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества.
Возникло в европейских странах в XVII–XVIII вв. Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812). Различают либерализм экономический, культурный, социальный и политический.
Экономический либерализм выступает за свободу предпринимательской деятельности и торговли, за частную собственность, свободную конкуренцию и против государственного регулирования экономической деятельности.
Культурный либерализм выступает за личную свободу и против ограничений на нее из соображений патриотизма или религии.
Социальный либерализм выступает за равенство возможностей в обществе.
Политический либерализм предполагает превалирование гражданского общества над государством, наличие демократических политических институтов, провозглашает такие права и свободы личности как свободу совести, слова, печати, право выбора места жительства, право на участие в государственной жизни, право объединяться в общественные, политические, профессиональные и др. организации, партии.
В большинстве развитых стран современный либерализм представляет собой смесь всех этих форм.
Возникновение либерализма
было обусловлено крушением
Буржуазные революции
в Англии и Франции XVII–XVIII вв. привели
к падению феодализма и абсолютизма,
ограничению привилегий аристократии,
появлению буржуазии. Движущей силой
этих революций были экономические
мотивы: желание положить конец феодальным
привилегиям, гильдиям и королевским
монополиям, ограничениям на собственность
и на свободу заключения контрактов.
Система ценностей буржуазии, видевшей
в государстве потенциальную
угрозу свободе экономической
Фундаментальный либеральный
принцип — принцип
Именно сохранение своей
собственности является, по Локку, основным
мотивом людей «искать убежища
под сенью установленных
Обогащенная позднее идеями Ш. Монтескьё (1689–1755), она также стала составной частью идеологии политического либерализма. Тезис о невмешательстве государства в экономику (laissez-faire — фр. «позволить делать») развивался в классических теориях английских политэкономов. Так, А. Смит (1723–1790) утверждал, что рынок регулируется самостоятельно, за счет «свободной конкуренции корыстолюбивых индивидов», обеспечивающей экономический рост и социальный порядок. Д. Рикардо (1772–1823) настаивал, что источником экономического роста является накопление капитала, и вся экономическая политика государства должна быть направлена на то, чтобы облегчить и способствовать такому накоплению.
Принцип «laissez-faire», разделяемый всеми либералами, исходит из представления об экономике как саморегулирующейся системе, в которой государству отводится роль «ночного сторожа» — установление правил взаимодействия экономических субъектов на рынке и наблюдение за их исполнением, но не более того.
Идеи либерализма развивались и такими мыслителями как Вольтер (1694–1778), Д. Юм (1711–1776), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), И. Кант (1724–1804), Б. Франклин (1706–1790), Т. Джефферсон (1743–1826), Кондорсе (1743–1794) и др.
Французский просветитель Вольтер, в частности, резко критиковал католический клерикализм, выступая против насаждаемых Церковью суеверий, призванных лишить человека способности к критическому мышлению. «Раздавите гадину!» — призывал он в 1762 г. в письме к составителю «Энциклопедии» Ж. д’Аламберу в годы Великой французской революции (1789–99) эти слова станут лозунгом, под которым будет вестись борьба с церковью. Вольтеру же принадлежат слова, ставшие девизом толерантности и плюрализма: «Ваши убеждения мне чужды, но за ваше право их отстаивать я готов пожертвовать жизнью».
Существенно укрепили позиции либерализма буржуазные революции, прошедшие несколькими волнами в 1774–1848 гг. в Европе и Америке, когда либералы от рассуждений о должном перешли к борьбе за создание парламентских республик, установление экономических свобод, лишение привилегий феодальной верхушки, королевских монополий и церкви, за защиту демократических прав граждан и самоуправление.
В колониальной Америке Т. Пэйн, Т. Джефферсон и Дж. Адамс убедили соотечественников восстать во имя установления независимой от британской короны республики, основанной на личной свободе и правлении с согласия управляемых. 4 июля 1776 г. Декларацией независимости было провозглашено образование суверенного государства США. В Декларации обосновывались базировавшиеся на «естественном праве» принципы демократического правления, главным из которых провозглашалась воля народа, избирающего власть, призванную защищать интересы каждого гражданина. В Конституции США (1787) нашла отражение теория разделения властей, которая сделала практически невозможной концентрацию власти в руках одного человека. По инициативе первого президента Дж. Вашингтона были приняты первые 10 поправок к Конституции — «Билль о правах», законодательно закрепивший основные гражданские свободы.
Великая французская революция началась по причине банкротства государства, вызванного архаичной системой феодальных привилегий. Ее движущей силой на первых порах выступила та часть дворянства и буржуазии, которая имела финансовые претензии к королевской власти. 9 июня 1789 г. депутаты созванных Людовиком XVI Генеральных штатов провозгласили себя Учредительным собранием и приступили к разработке конституционных основ нового гражданского общества. Угроза разгона Учредительного собрания привела к восстанию в Париже, в ходе которого 14 июля 1789 г. была штурмом взята тюрьма Бастилия. 4 августа Учредительное собрание объявило о «полном уничтожении феодального порядка» и отмене ряда сеньориальных прав. 26 августа 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина» (1789), аналогичная американскому «Биллю о правах». В 1793 г. была принята конституция, декларировавшая всеобщее избирательное право (для мужчин). В ходе революции были полностью и без всякого выкупа уничтожены феодальные права и привилегии, принят декрет об отделении церкви от государства.
Вместе с тем, якобинская
диктатура (1793–94) развернула масштабный
террор в стране и отошла от либеральных
принципов, установив строгую
Опыт либеральных
Модель, до известной степени снимающую противоречия между либерализмом и демократией, предложил французский историк А. де Токвиль (1805–1859) в книге «Демократия в Америке» (1835), продемонстрировав возможность общества, где личная свобода и частная собственность сосуществуют со всеобщим избирательным правом и широким народным представительством. Эта модель, получившая название «либеральная демократия», приобрела особую актуальность после революции 1848 г. и государственного переворота Наполеона III в 1851 г. В то же время многие сторонники демократии продолжали отрицать возможность справедливого общества, построенного на либеральных принципах частной собственности и рыночных свобод, что привело к возникновению социалдемократических движений, чье влияние с тех пор неуклонно росло.
Заслуги либерализма перед человечеством связаны с его борьбой с сословными привилегиями, полукастовыми системами, затрудняющими горизонтальную и вертикальную социальную мобильность, с рабством и крепостным правом. За рамки учений просветителей вышло представление о народном суверенитете, широким слоям населения стали доступны демократические процедуры. Хотя в ряде стран эти процессы растянулись на долгие десятилетия. Так, в США отмена рабовладения произошла лишь в 1865 г. — через 72 года после принятия либеральной Конституции и на 4 года позже упразднения крепостного права в России. Американские женщины получили избирательные права только в 1920 г., а имущественный ценз в США был фактически отменен XXIV поправкой к Конституции, принятой в 1964 г.