Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:13, доклад
Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д, Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII—XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частной собственности, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.
Либерализм и неолиберализм
Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д, Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII—XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частной собственности, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.
Либерализм – это идеология,
провозглашающая признание
Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:
1) естественное равенство людей;
2) наличие и гарантия
3) верховенство закона, его обязательность для всех;
4) договорный характер отношений
государства и граждан,
5) демократический политический
режим, предоставляющий всем
6) наличие развитого
7) конституционализм,
Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.
Попытки решения этих вопросов привели
к возникновению в либерализме
многочисленных внутренних течений. Так,
в XX в. наряду с традиционным либерализмом
сформировались направления, пытавшиеся
соединить его основные ценности
с тотальной опорой на государство,
или с социально
Усиление элементов
В отличие от прежней склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.
В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.
С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т.д.
2.Консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д. Консерватизм возник как реакция на Великую Французскую революцию 1789—1794 гг. Потрясенные попытками радикального политического переустройства духовные отцы этого направления – Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.
Система воззрений консерватизма
базировалась на приоритете преемственности
перед инновациями, на признании
незыблемости естественным образом
сложившегося порядка вещей, предустановленной
свыше иерархичности
На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры:
1) признание существования раз
и навсегда установленного
2) естественное неравенство
3) в силу природной «греховности»
4) неверие в силу прогресса, опора на традиционные, проверенные временем способы власти и управления;
5) отношение к конституции как
к проявлению высших принципов,
6) убежденность в необходимости
правления закона и
7) понимание гражданского
Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались впроцессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма, уверенного в способности политики смягчать социальную напряженность, радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов.
В послевоенный период, когда консерватизм
вынужден был обратиться к более
тонкой и сложной апологетике
капиталистического образа жизни, возникли
новые формы этой идеологии. Так,
попытки обосновать «третий» (в отличие
от предлагаемых либерализмом и социализмом)
путь общественного развития, наряду
с традиционными течениями, вызвали
к жизни разнообразные
Последние десятилетия обозначили явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой – к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.
В целом неоконсерватизм весьма
удачно приспособил традиционные ценности
консервативного толка к
Основная ответственность за сохранение
в этих условиях человеческого начала
возлагалась на самого индивида, который
должен прежде всего рассчитывать на
собственные силы и локальную
солидарность сограждан. Такая позиция
должна была поддерживать в нем жизнестойкость
и инициативу и одновременно препятствовать
превращению государства в «
Государство неоконсерваторов должно было основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т.д.
Наряду с признанием того, что предпочтительным политическим устройством для такой модели взаимоотношений гражданина и государства является демократия, теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, 3.Бжезинский, Н. Кристалл и др.) уделяли большое внимание разработке программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих государство от социальных «перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулирования конфликтов и проч. При этом в американских версиях неоконсерватизма акценты, как правило, делались на определении путей эволюции государственности и организации власти, в то время как в западноевропейских течениях предпочтение отдавалось сохранению социокультурной среды, усовершенствованию нравственных традиций общества и стимулированию социальной активности индивида.
Предлагаемые