Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:06, контрольная работа
В современном мире проблема межнациональных отношений стоит очень остро. Практически каждый день раздаются взрывы, совершаются террористические акты именно на почве межэтнических конфликтов. И Россия здесь не исключение. Активизировавшиеся в последние несколько лет нацистские и профашистские группировки периодически заявляют о себе, избивая, а зачастую и убивая, представителей других наций. Тем самым они пытаются выгнать со «своей» территории тех, кто, якобы «занимает чужое место», забывая, однако, что исторически в России проживает огромное число национальностей. Но эта проблема родилась не вчера. Уже много лет социологи и этнографы пытаются разобраться в причине межнациональных розней. Обзором этих исследований и является данная работа.
Введение…………………………………………………………………….стр.2
1. Понятие этноса и его виды………………………………………………стр.3
2. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева……………………………………….стр.5
3. Типы этносов - племя, народность, нация……………………………...стр.6
4. Этническая стратификация……………………………………………...стр.9
5.Причины обострения межнациональных отношений в бывшем СССР и в России…стр.12
Заключение ………………………………………………………………...стр.19
Список литературы………………………………………………………...стр.20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие этноса и его виды……………
2. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева……………………………………….
3. Типы этносов - племя, народность, нация……………………………...стр.6
4. Этническая стратификация……………………………………………
5.Причины обострения межнациональных
отношений в бывшем СССР и в России………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В современном мире проблема
межнациональных отношений
Но эта проблема родилась не вчера.
Уже много лет социологи и
этнографы пытаются разобраться
в причине межнациональных
1.Понятие этноса и его виды
Прежде всего, необходимо
определится с тем, что же такое
этнос, этнография. В «Словаре русского
языка» С. И. Ожегова сказано, что
этнография – это наука, изучающая
материальную и духовную культуру народов, а также особенности быта, нравов и культуры
какого-либо народа. В специальной литературе
под этносом (этнической общностью) принято
понимать устойчивую совокупность людей,
проживающих на отдельной территории,
имеющей свою самобытную культуру, язык,
обладающую самосознанием, что обычно
выражается в названии этноса - Россия,
Франция, Эстония, Дагестан и т.п. ( Бромлей
Ю.В. Очерки теории этноса.). Кроме того,
любая этническая группа обладает особым
чувством, настроением и переживаниями,
которые аккумулируются в выражении «мы
группа», призванном подчеркнуть самобытность
этноса, сплоченность его членов, их противостояние
всем другим окружающим этническим группам,
обладающих иным культурным слоем и психологией.
Названные выше общие
признаки этнической группы сближают ее с другими социальными
образованиями, формами социальной жизнедеятельности
людей, рассматриваемых в социологии в
качестве социокультурных систем, так
как этнос, как и любая другая значительная
социальная группа, обладает своей культурой,
ценностно-нормативной структурой, психологией,
механизмами социальной интеграции и
дифференциации людей. Поэтому следует
обратить особое внимание на специфические
черты этнической группы, заметно выделяющие
ее среди других социальных образований.
Во-первых, это язык данной нации, народности, как
главный инструмент общения, коммуникации,
формирующий у людей чувство единой лингвистической
общности. Знание языка является важнейшим
критерием идентификации членов этнической
группы, то есть определение его как «своего»
или «чужого».
Во-вторых, это социально-историческое образование,
имеющее, как правило, длительную историю
формирования. Общая историческая судьба
данного народа, нации, которую ее представители
передают из поколения в поколение в устной,
фольклорной форме или в виде письменной
истории, изучаемой в процессе воспитания
подрастающего поколения – это один из
факторов, объединяющих представителей
данного этноса, способствующий формированию
у них чувства естественной близости и
родственности.
В-третьих, наличие специфической материальной
и духовной культуры этноса, выражающееся
в своеобразии жилищных построек (у многих
народов Севера и кочевых племен, например,
преобладают не кирпичные строения, а
юрты, у этнических групп, проживающих
на побережье, жилище может выглядеть
в виде свайных построек и т.д.). Состав
и приготовление пищи представителей
разных этнических групп также может значительно
различаться, как и способ ее приготовления:
у народов Востока в питании преобладает
рис, в Латинской Америке – кукуруза, многие
народы Севера употребляют в пищу оленину
и т.д.
В-четвертых, особенность жизни этнических групп
связана с семейно-бытовым поведением
– убранство жилья, брачные обряды и традиции
(например, обычай у народов Средней Азии
брать за невесту «выкуп» – калым), взаимоотношениями
супругов между собой и детьми, родственниками.
В-пятых, это нормативы повседневного поведения,
этикета обращения, приветствия, характерные
жесты и символы (у многих народов Востока,
в отличие от европейцев, при встрече принято
кланяться, а сама встреча знакомых людей
может вылиться в долгий разговор о здоровье
и благополучии родных и близких людей).
В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную
деталь как гигиенические правила, отражающие
в значительной мере природные условия
обитания этноса.
Существуют два
В настоящее время
среди представителей естественных
наук, изучающих биологические
2.Теория этногенеза Л.Н.Гумилева
Природно-биологический
характер этноса Л.Н.Гумилев видит
в том, что он является составной частью биоорганического мира
планеты, возникает в определенных географических
и климатических условиях. Любой этнос
есть результат адаптации человеческой
группы к природно-климатическим условиям
обитания. Этнос - это феномен биосферы,
а не культуры, возникновение которой
носит вторичный характер. «Мы – порождение
земной биосферы в той же степени, в какой
и носители социального прогресса» (Гумилев
Л.Н. Биография научной теории).
Л.Н.Гумилев прежде всего
пытается объяснить причины гибели
одних этносов и зарождения других, которые, по
его мнению, традиционная культурологическая
концепция этноса не объясняет. Главной
причиной зарождения и прогресса этнической
группы является присутствие в ее составе
"пассионариев" - наиболее энергичных,
даровитых и талантливых людей и субпассионариев,
обладающих противоположными свойствами.
Из этой категории людей формируются бродяги,
бездельники, преступники, для них характерна
«безответственность и импульсивность».
«Именно эта категория людей погубила
Римскую империю» Появление пассионариев
и субпассионариев – это результат генетических
мутаций в популяции. Мутанты в среднем
живут около 1200 лет, таков же и срок жизни
этноса, расцвет его материальной и духовной
культуры, создаваемой благодаря жизнедеятельности
энергичных пассионариев. Уменьшение
числа пассионариев и увеличение числа
субпассионариев ведет к вырождению и
гибели этнической группы.
Особенно важна роль
природно-климатических
Вокруг биоэнергетической
теории Л.Н.Гумилева не прекращаются споры
ученых, хотя большинство этнографов все
же защищает традиционную точку зрения,
отдающую приоритет социокультурным факторам
происхождения этносов. Однако вместе
с тем в последнее время среди многих естествоиспытателей,
занимающихся изучением биологических
основ поведения, получила распространение
такая точка зрения, что обществоведы
склоны недооценивать роль эволюционно-генетических
и природных факторов в становлении человеческой
культуры и общества. Однако подобная
позиция недостаточно аргументирована,
не имеет строгой эмпирической базы, так
как генетический фактор оказывает заметное
воздействие лишь в отдельных областях
человеческой жизни, как например, брачно-семейные
отношения, особенности ролевого поведения
мужчин и женщин, групповое поведение
подростков и т.п.
3.Типы этносов - племя, народность,
нация
Специфика социологического
подхода к изучению этнических групп
заключается, прежде всего в том, что в
отличие от этнографии, имеющей ярко выраженный
исторический и описательный характер, в социологии этнические
общности рассматриваются как элементы
социальной структуры общества, в тесной
связи с другими социальными группами
– классами, стратами, территориальными
общностями и различными социальными
институтами. В этой связи в качестве самостоятельной
темы встает проблема этнической стратификации,
поскольку этничность, национальность
в современном мире, особенно в нашей стране,
является важным показателем социальной
позиции личности и его этнической группы
в целом. Помимо этого, этнические группы
и отношения анализируются в рамках принятой
в социологии концептуальной модели, выражающей
взаимосвязь трех основных уровней –
культуры, социальной системы и личности.
Иными словами, жизнедеятельность этнической
группы рассматривается в рамках системно-структурных
представлений, а этническая общность
– как одна из подсистем общества в целом,
находится в связи и отношениях с другими
социальными подсистемами и социальными
институтами.
Особенности культуры и
быта различных этнических групп являются предметом
пристального изучения этнографов. В социологии
этнографический материал используется
учеными для построения общих теоретических
концепций и типологий.
Нужно отметить, что до
недавнего времени социологи
мало интересовались изучением этнических групп,
которые обычно относились к области так
называемых «социальных проблеем», имеющих
сугубо прикладное, практическое значение,
а не научно-познавательное. За последние
20-30 лет ситуация коренным образом изменилась.
В силу целого ряда причин – экономических,
политических, социокультурных, психологических,
демографических и др. вопросы изучения
национально-этнических отношений в современном
мире приобрели такую актуальность и значимость,
что эта проблематика стала объектом широкомасштабных
исследований. Волна национально-этнических
конфликтов, прокатившихся по миру в последние
десятилетия, побудила социологов, как
впрочем, и представителей других социальных
наук, строить новые объяснения феномену
национально-этнических отношений, который
казался многим ученым решенным и объясненным,
поскольку процесс образования национальных
государств в ведущих странах мира был
завершен. Обострение национально-этнических
процессов в странах бывшего СССР можно
рассматривать как составное звено этого
всемирного процесса «возврата к этничности»,
хотя здесь он, безусловно, имеет свои
особенности.
Принято выделять три главных типа
этносов - племя, народность и нацию, различающихся
между собой по уровню развития культуры,
экономики, знаний и др.
Племя – это такого рода объединение людей,
которое присуще первобытным формациям
и характеризуется кровнородственными
связями между людьми. Племя формируется
на основе нескольких родов или кланов,
ведущих общее происхождение от одного
предка. Людей объединяют в племя также
общие религиозные верования – фетишизм,
тотемизм и др., наличие общего разговорного
диалекта, зачатки политической власти
(совет старейшин, вожди и др.), общая территория
проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической
деятельности на этой исторической ступени
являлись охота и собирательство.
Народность отличается от племенной организации
более высоким уровнем развития экономики,
формированием определенного экономического
уклада, наличием фольклорной, то есть
народной культуры в виде мифов, сказаний,
обрядов и обычаев. Народность обладает
уже сформировавшимся языком (письменным),
особым образом жизни, религиозным сознанием,
институтами власти, самосознанием, выраженным
в его названии. На территории бывшего
СССР проживало более сотни различных
народностей, административно-территориально
закрепленных в автономных республиках
и округах. Многие из них остаются в составе
Российской Федерации.