Местное самоуправление как субъект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организацией местной публичной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления.
При изучении темы курсовой работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены законы, обладающие различной юридической силой: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав Забайкальского края, а также было использовано законодательство советского периода, ныне утратившее свое действие. Также среди источников Большая Советская Энциклопедия, позволившая «оттолкнуться» от понятий «самоуправление» и «местное самоуправление». Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и прочая аналитическая литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Местное самоуправление как субъект управления. курсовая.docx

— 98.65 Кб (Скачать файл)

Введение

      «В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ, ст. 12). В данной статье также говорится, что местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий» самостоятельно.

  Таким образом, видно,  что местное самоуправление в  Российской Федерации довольно  интересно в качестве объекта  изучения ввиду того, что является  вполне самостоятельной сферой. К тому же современное самоуправление  в России находится на стадии  становления. И этот процесс  шёл на протяжении, по меньшей  мере, десяти лет  и продолжается  сегодня.

  Предметом данной курсовой работы является местное самоуправление как субъект управления, его организация и функционирование.

 Несмотря на девятнадцатилетний  срок действия Конституции Российской  Федерации тема становления местного  самоуправления не утратила своей  актуальности. Об этом из года  в год в своих посланиях  Федеральному Собранию Российской  Федерации говорит Президент  Российской Федерации. Рассмотрение  вопросов местного самоуправления  актуально сегодня также в  свете  реформы местного самоуправления. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу. Однако, по признанию Дмитрия Медведева реального самоуправления в России не было создано даже к 2011 году: «Муниципалитеты — это органы местного самоуправления. Формально не государственные, но мы же понимаем, что это такое же государство».

   При рассмотрении актуальности темы данной курсовой работы нельзя не обратить внимание на конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления:

1.     право осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст. 3, 32, 130);

2.     право участвовать в референдумах, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 32);

3.     право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131);

4.     право на участие в решении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131);

5.     право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 130).

   То есть здесь мы видим довольно широкий спектр конституционных прав граждан Российской Федерации, которые служат основой для законодательства в данной сфере. Это особенно показательно в рамках заявленного курса к демократическому государству и гражданскому обществу.

   Одной из задач данной работы является показать, какие же гарантии и ответственность со стороны органов и должностных лиц местного самоуправления существуют в отношении, в том числе, и населения муниципального образования.

   Также среди задач курсовой работы можно выделить следующие:

1.     Ознакомиться с сутью понятия и явления местного самоуправления в целом;

2.     Дать общую характеристику становления местного самоуправления в России;

3.     Ознакомиться с организацией местной власти на местах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.     Изучить организацию местного самоуправления Забайкальского края на основе его устава;

6.     Сформулировать пути решения имеющихся проблем, препятствующих эффективному функционированию местных властей в Забайкальском крае.

   Целью данной курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организацией местной публичной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления.

При изучении темы курсовой работы были использованы различные  источники. Прежде всего, были рассмотрены  законы, обладающие различной юридической  силой: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав Забайкальского края, а также было использовано законодательство советского периода, ныне утратившее свое действие. Также  среди источников Большая Советская  Энциклопедия, позволившая «оттолкнуться» от понятий «самоуправление» и «местное самоуправление». Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания  и прочая аналитическая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Понятие муниципального управления.

   Местное самоуправление  обычно называют муниципальным  (от лат. municipium – самоуправляюшаяся община). В современном законодательстве о местном самоуправлении слова «местный» и «муниципальный», а также образованные  на их основе словосочетания применяются в одном значении.

   Муниципальное управление  -  это управление социальными  общностями на основе территориального  принципа. Целью муниципального  управления является обеспечение  оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы.

   Муниципальное управление, как управленческая деятельность, является особым видом деятельности, связанным с процессом управления, отвечает на вопросы что делать? как делать? кто будет делать? для достижения поставленной  цели. Объектом муниципального управления  является муниципальное образование  – это сложная социально-экономическая  система, состоящая из нескольких  тесно взаимодействующих и взаимосвязанных  объектов: населения, природно-географической  среды, градообразующей базы и  жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей  функционирование, сохранение и  развитие муниципального образования.  Следовательно, миссией муниципального  управления является повышение  уровня и качества жизни населения  муниципального образования[6,с.105].

   К признакам муниципального  образования относятся: 

  1. Населенная территория;
  2. Органы местного самоуправления;
  3. Местный бюджет;
  4. Устав;
  5. Муниципальная собственность[6,с.106].

 

"Муниципальное управление" как комплексная дисциплина, изучающая  муниципальное управление и закономерности  его функционирования, с одной стороны, выступает как самостоятельная, а с другой стороны, она тесно связана с другими науками и опирается на полученные ими результаты.

Использование экономических  наук дает возможность проводить  экономические оценки деятельности органов муниципального управления, анализировать состояние экономической  базы муниципального управления.

Исторические науки дают возможность охарактеризовать эволюцию муниципального управления, его условий  и прогнозировать социальные процессы, происходящие в муниципальном образовании.

Социология вносит вклад  в теорию и практику муниципального управления через изучение функционирования общественных институтов, без которых  невозможно эффективное управление на муниципальном уровне.

Политология обеспечивает знаниями о политическом поведении населения, а также о взаимодействии местных  органов власти с политическими  партиями и движениями.

Муниципальное управление требует  использования системного подхода.

Специфика муниципального управления определяется прежде всего особенностями муниципального образования как объекта управления, включающего все стороны жизни людей. К примеру, говоря об эффективности муниципального управления, невозможно ограничиться лишь экономической эффективностью, оставляя вне рассмотрения социальную, "нравственную" эффективность тех или иных управленческих решений. При этом жители муниципального образования одновременно являются как объектом, так и субъектом управления по отношению к системе органов муниципального управления, так как население управляет своими делами или непосредственно (через выборы, референдум), или опосредованно (осуществляя контроль за деятельностью органов муниципального управления)[8,с.127].

В настоящее время местное  самоуправление в России находится, по существу, в состоянии перехода от системы "местных Советов" к  системе местного самоуправления. В ходе формирования системы муниципального управления необходимо решение следующих основных проблем:

  • рационального разграничения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным управлением, и прежде всего в сфере бюджетных отношений и отношений собственности;
  • совершенствование методов и структур управления в целях повышения эффективности всей системы муниципального управления;
  • создания эффективной системы подготовки кадров для работы в органах муниципального управления[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Становление  местного самоуправления

   Местное самоуправление в России имеет давнюю историю. Земские учреждения существовали с середины XIX века. В их ведении находились управление имуществом, капиталами, денежными сборами и благотворительными заведениями земств, устройство и содержание земских зданий, путей сообщения, обеспечение продовольствием, развитие местной торговли и промышленности, попечительство народного образования и здравоохранения, воинское и гражданское управление. "Земским положением" (1864 г.) земская и городская власть была отделена от государственной.

   Это в царской России. А в советский период нашей истории столь явной автономии власти на местах не было. Как уже было сказано выше, в Союзе ССР власть в городах, районах городов и прочих населённых пунктах была частью государственной власти. Статья 1 закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О городском, районном в городе Совете депутатов трудящихся РСФСР» гласит, что «городской, районный в городе Совет народных депутатов как орган государственной власти в городе, городском районе решает все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета»[3,Гл.1,ст.1]. Отметим также, что «Советы рабочих и солдатских депутатов, родившиеся в ходе Февральской революции, были выборными органами трудящихся масc. То есть они изначально были своеобразными органами публичной власти на местах. Это особенно соответствует марксистско-ленинскому определению публичной власти как «политической власти господствующего класса»[7,с.640]. Особенность Советов народных депутатов в данном случае состояла в том, что руководствовались они в своей деятельности помимо законов, действующих на территории СССР, «постановлениями и иными актами Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, указами и постановлениями Президиума Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, решениями вышестоящих Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов» (Закон РСФСР от 29 июля 1971 года «О городском, районном в городе Совете депутатов трудящихся РСФСР»)[3,Гл.1,ст.6].

   Таким образом, статья 6 выше упомянутого закона подтверждает, что Советы народных депутатов местного уровня были частью системы государственных органов управления страной.

   Сегодня подходы к определению и реализации местного самоуправления несколько изменились. «Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 16 сентября  2003г.)[2,Гл.1,ст1]. Таким образом, здесь прослеживаются следующие отличия от принципов советского законодательства в вопросе определения власти на местах:

1.     В новом законодательстве говорится о самостоятельности деятельности местных властей;

2.     В основу этой деятельности ложатся не «государственные интересы» (помимо интересов граждан), но «исторические и иные местные традиции».

   Очевидно, что такие изменения в законодательстве кардинально меняют не просто подходы к управлению всеми сферами жизни муниципального образования, но и позволяют (руководствуясь в первую очередь не «государственными интересами», а «историческими и иными местными традициями») наиболее полно учитывать местные особенности и, соответственно, наиболее эффективно их использовать. При этом нельзя не отметить, что использовать специфику местности руководство соответствующей территории будет в интересах (на основе нового законодательства) местного сообщества и самого муниципального образования. А это, в свою очередь, должно способствовать экономическому росту на местах.

  В.С. Вобленко в учебном пособии «Основы местного самоуправления» выделяет четыре этапа становления самоуправления в России 90-х годов. Исходя из основного содержания событий рассматриваемого периода, по Вобленко, можно выделить следующие этапы:

1.     «Юридическое признание самоуправления и его специфической роли в государстве с многоукладной экономикой»[5,с.15],

2.     «Политическое признание самоуправления и начало формирования его экономических предпосылок»[5,с.15],

3.  «Реформа представительной власти мест и субъектов Федерации»[5,с17], борьба центра и мест за экономическую самостоятельность,

4.«Местные органы власти перешли к экономической работе по формированию собственного муниципального хозяйства»[5,с.17].

Информация о работе Местное самоуправление как субъект управления