Местное самоуправление как субъект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организацией местной публичной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления.
При изучении темы курсовой работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены законы, обладающие различной юридической силой: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав Забайкальского края, а также было использовано законодательство советского периода, ныне утратившее свое действие. Также среди источников Большая Советская Энциклопедия, позволившая «оттолкнуться» от понятий «самоуправление» и «местное самоуправление». Кроме этого, были использованы некоторые Интернет-издания и прочая аналитическая литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Местное самоуправление как субъект управления. курсовая.docx

— 98.65 Кб (Скачать файл)

 Соблюдение законности  в деятельности органов и должностных  лиц местного самоуправления  обеспечивается прежде всего с помощью прокурорского надзора. Статья 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизирует предмет прокурорского надзора в отношении местного самоуправления: прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления[2,Гл.10,ст.77].          

 Обеспечение законности  в организации и деятельности  местного самоуправления осуществляется  также с помощью судебных органов,  на основании решений которых  органы государственной власти  субъектов РФ могут принять  решение о прекращении полномочий  соответствующего органа местного  самоуправления, выборного должностного  лица местного самоуправления.         

Необходимо также заметить, что соблюдение законности в организации  и деятельности местного самоуправления обеспечивается контролем представительного  органа местного самоуправления за деятельностью  органов местного самоуправления и  должностных лиц, предусмотренных  уставами муниципальных образований. В свою очередь, уставы местного самоуправления до своего вступления в силу подлежат обязательной юридической экспертизе и государственной регистрации.         

8) гласность деятельности местного самоуправления.          

 Реализация принципа  гласности в работе местного  самоуправления, его органов и  должностных лиц означает открытый  характер их деятельности, систематическое  информирование о ней население  муниципального образования.         

Осуществление этого важного  требования предполагает, во-первых, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о  вопросах, решаемых выборными и другими  органами местного самоуправления. Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. И в третьих, устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информацией о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в своё время местными советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм должны получить своё правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. Это такие формы как: отчёты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями, выступления в средствах массовой информации и т.д.         

 Гражданам гарантируется  возможность получения полной  и достоверной информации о  деятельности органов местного  самоуправления, если иное не  предусмотрено законом РФ «О  государственной тайне» от 21 июля 1993 г.         

 Осуществление принципа  гласности в деятельности органов  местного самоуправления создаёт  необходимые предпосылки и условия для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов, а также в решении вопросов местного значения. Так, реализация населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения,  обязывает органы местного самоуправления рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесённые населением, на открытом заседании с участием представителей населения, и с обязательным официальным опубликованием (обнародованием) результатов рассмотрения. Устав муниципального образования также вступает в силу не только после его государственной регистрации, но и обязательного официального опубликования (обнародования).         

9) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.          

 Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации», закрепляя коллегиальный  порядок деятельности представительного  органа местного самоуправления [2,Гл.6,ст.35], оставляет открытым вопрос о принципах организации и деятельности иных органов местного самоуправления. Данный вопрос должен регулироваться уставами муниципальных образований, уставами и законами субъектов РФ. Органы, осуществляющие управление в системе местного самоуправления, могут действовать как на основе коллегиальности, так и на основе принципа единоначалия. В любом случае данные органы в соответствии с уставами муниципальных образований или законами субъектов РФ наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в уставах муниципальных образований и законах субъектов РФ. Вместе с тем, принцип единоначалия, в деятельности исполнительных органов управления в системе местного самоуправления, допускает использование и коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью. Так, практика местного самоуправления показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при главе местной администрации в составе руководителей структурных подразделений местной администрации или ином составе и выполняет совещательные функции.   

10) государственная гарантия местного самоуправления.     

Осуществление рассматриваемого принципа означает прежде всего создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Помимо этого, государство в рамках Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления взяло на себя создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Функции и методы муниципального управления.

  Функции управления (понимаемые как основные направления, задачи управленческой деятельности), осуществляемые на муниципальном уровне, разнообразны и конкретизируются в ст.6 Федерального закона "Об общих принципах" и Уставом муниципального образования.

  К числу факторов, влияющих на состав и развитие функций муниципального управления, следует отнести:

  • тип модели государственного устройства;
  • уровень развития нормативно-правовой базы местного самоуправления;
  • уровень социально-экономического развития государства в целом и муниципального образования в частности;
  • характер политических процессов, протекающих в стране и регионе;
  • степень развития экономики в стране, регионе и в муниципальном образовании.

  С учетом вышеперечисленных факторов изменяется состав и значение отдельных функций муниципального управления. Так, в последние годы возросло значение таких функций муниципального управления, как участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; установление местных налогов и сборов; регулирования, поддержки и развития предпринимательской деятельности и т.д.

Вместе с тем в последние  годы уменьшается значимость некоторых  функций управления, вплоть до практически  их полного исчезновения (например, функция оперативного управления хозяйствующими субъектами).

  Перечисленные функции управления можно обозначить как функции, выделяемые в связи со спецификой объекта управления. И набор этих функций существенно отличается от таковых в сфере корпоративного менеджмента[8,с.155].

  В то же время в науке об управлении выделяют так называемые организационные функции, отражающие стадии управления, то есть любого управленческого процесса (схема 1).

  Одно из главных мест в управленческом цикле, осуществляемом в муниципальном управлении, занимает планирование, и именно планирование определяет цели и способы действия, обеспечивающие достижение этих целей. Вместе с тем именно планирование определяет нормативы контроля, ибо нельзя контролировать незапланированные действия.

  План - это официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации (муниципального образования) в будущем, промежуточные и конечные цели и задачи действия органов муниципального управления[8,с.156].

Рассмотрим некоторые  факторы, которые необходимо учитывать  при планировании.

  1. Необходимость перехода к долгосрочному планированию, что связано с дополнительным промежутком времени между принятием решения и результатом.

Многие главы муниципальных  образований стремятся главным  образом решать проблемы текущие  и не занимаются разработкой долгосрочных планов, прогнозированием. Но специфика  муниципального управления такова, что  на уровне органов муниципального управления часто приходится принимать решения, последствия которых могут сказаться лишь через 5 - 10 лет. Поэтому эффективное планирование предполагает не только наличие финансовых средств, но и требует обеспечения минимизации неопределенности и ее последствий.

  1. Взаимодействие различных структурных единиц при решении управленческих задач. Именно планирование обеспечивает определение четкого круга задач для каждого структурного подразделения, а с другой стороны, определяет механизм их взаимодействия.
  2. Учет роли внешней среды. Руководители органов муниципального управления должны постоянно искать адекватные реакции на те изменения, которые происходят во внешней среде.

На схеме 2 приведена система  планирования в муниципальном образовании[8,с.158].

 

   В основу планирования в муниципальном управлении должны быть положены следующие принципы[8,с.159].

  1. Участие максимального числа депутатов, работников администрации, специалистов, экспертов в работе над планом. Для этого в администрации создается комиссия, собираются предложения от различных отделов, управлений. Соблюдение этого принципа очень важно, так как позволяет учесть мнение различных специалистов, определить приоритеты, правильно расставить акценты.
  2. Непрерывность. Надо помнить, что планирование - это повторяющийся процесс. При планировании необходимо учитывать результаты выполнения предыдущего плана и при необходимости корректировать сами планы.
  3. Гибкость. Необходимо составлять планы так, чтобы в них учитывались возможные изменения "внешней среды". Планы должны легко подвергаться внесению в них изменений.
  4. Принцип координации и интеграции. Координация при планировании осуществляется по "горизонтали", то есть между подразделениями. Например, в план включено строительство школы. Для этого необходимо скоординировать в этом направлении работу отделов образования, строительства, финансов и т.д. Интеграция осуществляется по "вертикали", когда органы местного самоуправления принимают участие в выполнении различных федеральных, региональных программ.
  5. Создание необходимых условий для выполнения плана.
  6. Научность планирования.
  7. Контроль.Процесс планирования в муниципальном образовании осуществляет оргкомитет (плановая комиссия, плановый комитет), это орган, созданный из представителей разных отделов под председательством или главы, или заместителя главы администрации.

   Планы рассматриваются на заседаниях постоянных депутатских комиссий или совещаниях исполнительных органов власти, утверждаются и направляются исполнителям.

Для того чтобы план отвечал  всем требованиям и выполнялся, необходимо использование специальной методики разработки плана и его реализации. Ее можно охарактеризовать с помощью  схемы 3[8,с.160].

В настоящее время в  рамках муниципального управления происходит переход к новому качеству планового  регулирования. Это связано прежде всего с отказом от директивных методов и переходом к планированию, основанному на партнерских отношениях властных структур с различными субъектами хозяйствования на территории муниципального образования, осуществляемому при учете интересов различных групп населения.

Выполнение функции организации  в муниципальном управлении обеспечивается формированием и функционированием  системы органов управления муниципальным  образованием, их внутренней структуры, связей как внутри этих органов, так  и между ними. Кроме этого, реализация данной функции управления обеспечивается согласованием действий между муниципальными образованиями, а также с региональными  и федеральными органами власти.

Функция руководства направлена на объединение усилий муниципальных  служащих для достижения целей органов  муниципального управления.

Содержание контроля как  завершающей функции управления состоит в том, чтобы, сравнивая  полученные результаты деятельности органов  муниципального управления с плановыми, определять корректирующие меры.

Все рассмотренные функции  муниципального управления взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

Метод управления - это способ достижения целей управления.

Методы управления можно  рассматривать с точки зрения их содержания, направленности и организационной  формы[8,с.163].

В соответствии со структурой объекта управления, в качестве которого в сфере муниципального управления выступает муниципальное образование, методы управления по уровню их применения подразделяются следующим образом:

  • методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе;
  • методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно-ресурсная и т.д.);
  • методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.

Информация о работе Местное самоуправление как субъект управления